Книга – это великое чудо изо всех чудес на свете, сотворенное человеком.
Максим Горький
Чудеса… Возможны ли они в XXI веке? Мы редко задумываемся над этим вопросом, постоянно куда-то бежим, спешим уладить свои дела, решить нескончаемые проблемы. Темп жизни современного общества постоянно растет, что сказывается не только на взрослых, но и на детях.
Мы понимаем, что при таком ритме жизни важно уметь замедлиться (даже остановиться), подумать о себе, найти время для чудес в своей жизни. Сложно представить, как же это сделать в современном обществе: что может стать чудом для ребенка и какие чудеса мы, учителя, можем подарить детям?
Ответы на эти вопросы довольно просты, ведь школьники сами способны творить чудеса. А помочь им может литература, обладающая волшебными свойствами переносить читателя в другие миры, открывать ему новые горизонты, дарить искренние эмоции. Разве это не магия?
Конечно, не каждый урок литературы воспринимается учениками как чудо, все-таки формат далеко не «чудесный», отчего учителю необходимо искать другие формы работы. Например, литературная игра, театральные инсценировки литературных произведений, литературный вечер, просмотр и обсуждение кинофильмов, спектаклей, встречи с писателями, поэтами. В нашей школе на протяжении многих лет существует замечательная традиция – каждую неделю свои двери открывает литературная гостиная.
В нашей литературной гостиной ребята читают стихи, разыгрывают сценки, играют на музыкальных инструментах, поют, выступают с докладами. Гости наслаждаются произведениями русской и мировой литературы, музыки, живописи. Они погружаются в особый мир – мир культуры, где главенствуют эмоции, гармония и эстетика. Мы словно попадаем в сказку: в нашей гостиной легко превратиться в Александра Сергеевича Пушкина, побывать в салоне Зинаиды Волконской или послушать романс, написанный на стихи Сергея Есенина. И способность замедлить ход времени, воспарить над суетой, забыть о повседневной рутине, окунувшись в мир поэзии, – настоящее чудо. Искусство рассказывает учащимся о духовных ценностях, формирует мировоззрение (в том числе эстетическое), провозглашает нравственные идеалы.
На этом волшебство не заканчивается! Наша гостиная творит чудеса, открывая новые таланты. Мы узнаем о необыкновенных творческих способностях наших ребят: они пишут стихи, с душой читают классиков, играют на пианино и поют (старинные романсы особенно понравились гостям), проявляют незаурядные актерские способности.
И еще одно маленькое чудо – чудо сотрудничества: если правильно распределить ресурсы, то сил и времени такое, в общем-то, непростое мероприятие занимает немного. Ведь каждый участник вкладывает частичку себя в общее дело: учитель (Татьяна Сергеевна Андреева) пишет сценарий, распределяет небольшие номера среди учеников по их желанию и возможностям. К каждой гостиной мы стараемся привлекать ребят из разных классов. Для того чтобы выучить небольшое стихотворение или отрепетировать сценку, много времени не нужно. Готовят выступления ученики вместе с учителями-словесниками (Г.А.Луценко, Е.Ю.Вовченко, Л.Г.Смирнова). С музыкальными номерами помогает преподаватель музыки Сона Тельмановна Геворгян. Компьютерное сопровождение обеспечивают ребята из школьного объединения «Медиаточка» под руководством Марии Эдвиговны Королевой. Так общими усилиями и рождается дивертисмент.
Еженедельно литературная гостиная создает в нашей школе уголок тепла, уюта и вдохновения. В нем особая атмосфера, в которой хочется творить, исполнять свои мечты и желания, пробовать себя в разных ролях, дарить людям яркие эмоции.
Татьяна АНДРЕЕВА, Любовь СМИРНОВА, учителя русского языка и литературы школы №625
Комментарии