В конце 1999 года издательством “Дрофа” был издан доработанный и дополненный учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов. “В миру” этот УМК известен как “комплекс Бабайцевой” (книги вышли под ее редакцией), хотя на самом деле авторов значительно больше: Л.Д.Чеснокова, Е.И.Никитина, А.Ю.Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, С.Н.Молодцова, Т.М. Пахнова, Л.Ф.Талалаева, А.П.Еремеева, Б.И.Фоминых. Как мы видим, женскими в основном руками были созданы принципиально иные учебники. И не только. Ведь новый УМК – это и новый подход к преподаванию русского языка в основной школе.
Проводя свою издательскую политику, “Дрофа” тяготеет к системности. Комплекс Бабайцевой как нельзя точно вписывается в эту концепцию. Нашим читателям-словесникам, разумеется, известно, что УМК состоит из трех компонентов, представляющих единый учебник в трех частях. А именно: “Русский язык. Теория. 5-9 классы”, “Русский язык. Практика” (отдельные книги для 5, 6, 7, 8, 9 классов) и “Русская речь” (отдельные книги для 5, 6, 7, 8, 9 классов). Читателя-несловесника или просто заботливого родителя может такое перечисление ужаснуть: это что же, ребенок должен носить в портфеле вместо одного учебника русского языка три книги? Однако это не совсем так, вернее, совсем не так. УМК вошел в жизнь массовой школы в 1992 году, и каждый учитель вырабатывает свой, не обременительный для детей порядок пользования книгами. Например, учебник “Русская речь” дети приносят только на уроки развития речи, а книга по теории хранится в кабинете русского языка и используется по требованию. Получается, что портфель школьника становится легче граммов на 250-300, ведь на место привычного “кирпича”, в котором спрессована вся языковая премудрость, приходит весьма “тощий” учебник, не внушающий у ребенка опасений, что освоить его нельзя.
Но главное, разумеется, не в “тяжести” предмета. Мир слов, частей речи, орфограмм, правил и исключений наконец обрел целостность. Ведь учебник “Русский язык. Теория. 5-9 классы” представляет собой учебник академического типа, а системность в изложении сведений, присущая таким книгам, повышает, по мнению психологов, их обучающую силу. Проблемы преемственности и перспективности обучения становятся менее острыми, поскольку по книге легко организовать повторение материала, индивидуальную работу по ликвидации пробелов в знаниях школьников, возникших на предшествующих этапах обучения. Татьяна Михайловна Хомякова, московская учительница из щколы-лаборатории N 799, работает “по Бабайцевой” уже восемь лет и одной из причин перехода на новую систему преподавания называет выделенную в отдельную книгу теорию. “Ученик может в любое время обратиться к книге – ему не надо бегать в библиотеку, чтобы посмотреть там правила прошлых лет. Кроме того, части речи мы теперь изучаем без дробления сведений о них на несколько лет. Это удобно. Во-первых, у ребят целостное представление складывается, во-вторых, учитель более свободен в подборе текстов для организации попутного повторения и для контрольных работ”.
“Древо жизни” УМК – это его “Практики” для разных классов. Разумеется, здесь преобладают задачи и упражнения. Какие? По существу, это деятельностно-целевое описание теории. Не случайно в последнем издании снят подзаголовок в “Практиках” – “Сборник задач и упражнений”. Не просто “дровяной сарай”, где в беспорядке “накиданы” необязательные дидактические материалы, эпизодически привлекаемые учителем, а строгий, с последовательной дифференциацией строй задач, упражнений, опорных материалов. Последние отражают в концентрированном виде основное содержание изучаемого в данный момент параграфа, включают в себя ключевые слова и термины, а также образцы рассуждений, которые помогают детям строить монологические высказывания при изложении теории. Далее. В системе тренировочных упражнений нельзя не отметить “скелет” их подбора, последовательный механизм формирования навыка. А именно: его ориентировочный, исполнительный и контрольный этапы. Особое внимание – самоконтролю, без которого совершенствование навыка невозможно. Специальные знаки сигнализируют – “Контролируй себя!”, а к наиболее трудным задачам и упражнениям введены ответы.
Вообще новое издание позволило значительно увеличить объем “Практик”. Что же добавлено? Увеличено число тренировочных упражнений; представлен дополнительный дидактический материал для индивидуальной работы; больше стало задач, создающих проблемные ситуации; наконец, нынешний объем упражнений позволяет организовать блоковое повторение орфографии и пунктуации. И еще большое внимание уделено использованию текста как дидактической единицы. Система заданий позволяет организовать комплексный анализ. При этом выявляется как речевая ситуация, объясняющая отбор языковых средств, так и их употребление для решения определенных задач общения. Другими словами, текст “оживает”. Ведь не случайно, что рецензенты отмечают в новых “Практиках” возросший объем материала культурологического характера. Живой текст позволяет говорить о живом – о родном языке, как хранителе истории народа, его традиций, о языке как фундаменте национальной культуры. В таком контексте вполне уместно и обращение к этике речевого поведения, в том числе и к национальному речевому этикету.
Пристальное внимание в “Практиках” не только к тексту, но и к слову (его значению, происхождению, родственным связям, нормам произношения и правописания, уместности употребления в различных ситуациях речи). Кроме привычных для школы видов разбора (фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического), в УМК систематически предлагаются орфографический и пунктуационный разборы, а также впервые введен лексический разбор слова и текста.
И, наконец, третья, особо любимая многими учителями часть УМК “Русская речь”. Те из словесников, кто работают “по Баранову” или “по Ладыженской”, часто прибегают к “Русской речи”, поскольку аналогов подобному пособию нет. Уроки по развитию речи – важнейшие в школе. При доработке комплекса использовалась методика Е.Н.Никитиной, предусматривающая опору на социальный опыт детей при подготовке творческих работ. Сбылась мечта многих школьников – значительно увеличена доля устных работ, и учтены пожелания учителей – в “Русскую речь” пришел цвет – цветные репродукции картин Поленова и Маковского, цветные рисунки и иллюстрации, кадры из художественных и мультипликационных фильмов. Обращает также внимание подбор текстов, прозаических и поэтических отрывков. Представлены Николай Рубцов, Александр Яшин, Александр Прокофьев, Михаил Исаковский, Владимир Солоухин, Виктор Астафьев – носители чистейшей русской речи. И если дети, отучившись “по Бабайцевой”, откроют для себя красоту русского слова, его певучесть, силу и нежность, это, наверное, и будет лучшей наградой (и экспертизой) коллективу авторов и издателей…
Мария СОЛНЦЕВА
Комментарии