search
main
Топ 10
Тепляковы рассказали, как 10-летняя Алиса и ее 8-летний брат Хеймдалль сдали экзамены в вузе Сертификаты на приобретение квартиры и машины вручили лучшим педагогу и воспитателю Иркутска О Дне российской науки узнают школьники на «Разговорах о важном» 6 февраля Старшеклассников стали готовить к ЕГЭ на школьных уроках Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой – хороший повод вспомнить о культуре речи Минпросвещения представило проект нового порядка проведения ЕГЭ Даты последнего звонка и выпускного стали известны в Подмосковье В МАДИ назначили исполняющего обязанности ректора ФИПИ начал публикацию методичек по проверке заданий ЕГЭ с развернутым ответом Конкурс «Педагоги года Москвы» стартовал: эксперты рассказали о номинациях и нововведениях в 2023 году На рынке труда России возросла потребность в специалистах образовательной сферы Осталось совсем немного: подать заявление на участие в ЕГЭ можно до 1 февраля включительно В Пятигорске выбрали лучших учителей и воспитателей Минобрнауки: идет работа над единой системой преподавания истории от школы до окончания вуза Минкультуры РФ: репертуар театров соотнесут со школьной программой по литературе Директора школы назначили председателем комитета образования Тамбова Перед открытием Года педагога и наставника шесть учителей Северной Осетии получили награды Минпросвещения Что такое родительское эмоциональное выгорание, и как выйти из этого состояния Каникулы в школах: как дети будут отдыхать во втором полугодии Кто не справился или болел: 1 февраля одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение
0

«Легкие» экстази. Управления по надзору за оборотом наркотиков перекладывают на школу свои обязанности

У каждого директора школы есть сегодня одна актуальная, но практически нерешаемая проблема – борьба с наркоманией. Нерешаемая по двум причинам – во первых, среди огромного количества учеников трудно выявить наркоманов, во-вторых, борьба с наркоманией вовсе не задача школы – она может главным образом проводить профилактику, ограждая детей от пагубного искушения всеми доступными способами. Между тем органы, которые ведут борьбу с наркоманией (а вернее, с наркобизнесом), – управления по надзору за оборотом наркотиков упорно продолжают перекладывать на плечи школы часть своих обязанностей.

Слов нет, ситуация в социуме, окружающем школу, сложная. К школе тянут свои лапы те, кто хочет сделать на наркотиках свой бизнес. На дискотеках и в клубах ребятам для настроения предлагают «легкие» экстази, чтобы потом постепенно «перевести» на героин. В интернете полно «безобидных» картинок и анекдотов, которые употребление наркотиков представляют сущей безделицей. Все это вместе создает такой фон, когда попробовать наркотик ничего не стоит. Это потом, когда он станет необходимым, когда наркоман потянет из дома вещи на продажу для покупки очередной дозы, когда скрученный ломкой ударит ножом ни в чем не повинного человека, возникнет вопрос о том, какую высокую цену платит общество за это «безобидное».

Скажу сразу, на коллегии московского Департамента образования «О мерах по совершенствованию межведомственного взаимодействия в сфере профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде» мне сразу стало ясно, почему борьба с наркотиками у нас идет не столь успешно, как хотелось бы. Дело не в плохой или недостаточной работе школы, как хотели представить это сотрудники надзорных органов. Для начала посмотрим, кто занимается этим надзором: бывшие налоговики с высшим экономическим и юридическим образованием бодро переключились на новую сферу. Никто даже не подумал о том, а могут ли они этим заниматься. Не случайно ректор Московского городского педагогического университета Виктор Рябов задал вопрос: «Специалисты-то у вас есть, которые по уровню образования могли бы работать, например, со студентами?» Нет таких специалистов. «А есть ли у вас психологи, владеющие такими методиками, которые могли бы выводить ребят из состояния наркозависимости или занимающиеся профилактикой наркомании?» – спросил ректор другого вуза – Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов и тоже получил отрицательный ответ. Между тем и в МГПУ, и в МГППУ есть и такие специалисты, и такие методики, вот только органы по борьбе с наркоманией их не используют. А если и решают прибегнуть к их помощи, то считают, будто система образования бесплатно должна заниматься этим трудным делом. К слову сказать, так не считают МВД, МЧС, Минобороны РФ, другие министерства и ведомства, которые подписывают договоры о сотрудничестве с московскими педагогами-психологами и ведут плодотворную работу на взаимовыгодных условиях. На коллегии столичного Департамента образования принято решение о том, чтобы в каждом округе один из психолого-медико-социальных центров (в Москве их 42) перепрофилировать в центр по профилактике наркомании. Наглядную антинаркотическую агитацию школам, правда, придется теперь приобретать за свои деньги, хотя те органы, которые занимаются борьбой с наркотиками, могли бы централизованно изготовить такие плакаты и дать их школам. Очень уж сильно привыкли чиновники к тому, что все государственные проблемы школа решает сама и за свой счет.

Большие деньги на профилактике и лечении наркомании зарабатывают многочисленные фонды, организации и частные лица, которые предлагают множество своих методик, технологий, проектов, программ, пособий – покупай, не хочу. Самое интересное, что до сих пор никто не занимается серьезной экспертизой предлагаемого. Во всяком случае, например, в Москве нет экспертного совета при Межведомственном совете по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Школа, конечно, пытается вести работу по профилактике наркомании. Работа масштабная: и акции, и лекции, и семинары, и клубы, и «Школы здоровья», и центры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, и программы (например, «Антинаркотическое воспитание во внеклассной работе» или «Мир без наркотиков»), и практические занятия психологов, и конкурсы, и фестивали, и общественные объединения правовой направленности, и спортивные соревнования, и многое-многое другое. В 2005 году московский Департамент образования провел первый городской конкурс «Детское и юношеское творчество против наркотиков. Я выбираю жизнь!». Ежегодно московские школы участвуют в акциях, приуроченных к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом. В дело вступают родители: в школах создаются общественные объединения «Совет отцов», «Обеспокоенные родители», «Матери против наркотиков». К примеру, в Северо-Восточном округе Москвы 29 волонтеров из школ вместе с инспекторами органов внутренних дел и социальными педагогами патрулируют компьютерные клубы, дискотеки, прилегающие к территории учебных заведений. Кстати, надзорные органы намереваются возложить на учебные заведения еще и ответственность за территории, прилегающие к школе, дескать, почему бы вам между делом еще не прочесывать и микрорайоны.

Средствами воспитания школа пытается способствовать оздоровлению общества. Но ей же и достается, что называется, по полной программе. Если на улице задержали, скажем, школьника-наркомана, виновата система образования – не доглядела. Порой доходит до абсурда: в одной из милицейских сводок в вину школе поставили задержание 22-летнего молдаванина-наркомана…

Самое печальное, что до сих пор нет государственной доктрины профилактики наркомании и, следовательно, законодательного акта, закрепляющего основные положения профилактической работы. Поэтому коллегия московского Департамента образования отметила: есть острая необходимость в принятии закона Москвы «О профилактике наркомании», определяющего компетенцию органов и лиц, осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов.

А пока закона нет, отмечали педагоги, хорошо бы проводить регулярный мониторинг на межведомственной основе, который позволит оценивать реальную распространенность и употребление психоактивных веществ в подростковой и молодежной среде, и оказывать влияние на динамику ситуации.

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте