У каждого директора школы есть сегодня одна актуальная, но практически нерешаемая проблема – борьба с наркоманией. Нерешаемая по двум причинам – во первых, среди огромного количества учеников трудно выявить наркоманов, во-вторых, борьба с наркоманией вовсе не задача школы – она может главным образом проводить профилактику, ограждая детей от пагубного искушения всеми доступными способами. Между тем органы, которые ведут борьбу с наркоманией (а вернее, с наркобизнесом), – управления по надзору за оборотом наркотиков упорно продолжают перекладывать на плечи школы часть своих обязанностей.
Слов нет, ситуация в социуме, окружающем школу, сложная. К школе тянут свои лапы те, кто хочет сделать на наркотиках свой бизнес. На дискотеках и в клубах ребятам для настроения предлагают «легкие» экстази, чтобы потом постепенно «перевести» на героин. В интернете полно «безобидных» картинок и анекдотов, которые употребление наркотиков представляют сущей безделицей. Все это вместе создает такой фон, когда попробовать наркотик ничего не стоит. Это потом, когда он станет необходимым, когда наркоман потянет из дома вещи на продажу для покупки очередной дозы, когда скрученный ломкой ударит ножом ни в чем не повинного человека, возникнет вопрос о том, какую высокую цену платит общество за это «безобидное».
Скажу сразу, на коллегии московского Департамента образования «О мерах по совершенствованию межведомственного взаимодействия в сфере профилактики злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде» мне сразу стало ясно, почему борьба с наркотиками у нас идет не столь успешно, как хотелось бы. Дело не в плохой или недостаточной работе школы, как хотели представить это сотрудники надзорных органов. Для начала посмотрим, кто занимается этим надзором: бывшие налоговики с высшим экономическим и юридическим образованием бодро переключились на новую сферу. Никто даже не подумал о том, а могут ли они этим заниматься. Не случайно ректор Московского городского педагогического университета Виктор Рябов задал вопрос: «Специалисты-то у вас есть, которые по уровню образования могли бы работать, например, со студентами?» Нет таких специалистов. «А есть ли у вас психологи, владеющие такими методиками, которые могли бы выводить ребят из состояния наркозависимости или занимающиеся профилактикой наркомании?» – спросил ректор другого вуза – Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов и тоже получил отрицательный ответ. Между тем и в МГПУ, и в МГППУ есть и такие специалисты, и такие методики, вот только органы по борьбе с наркоманией их не используют. А если и решают прибегнуть к их помощи, то считают, будто система образования бесплатно должна заниматься этим трудным делом. К слову сказать, так не считают МВД, МЧС, Минобороны РФ, другие министерства и ведомства, которые подписывают договоры о сотрудничестве с московскими педагогами-психологами и ведут плодотворную работу на взаимовыгодных условиях. На коллегии столичного Департамента образования принято решение о том, чтобы в каждом округе один из психолого-медико-социальных центров (в Москве их 42) перепрофилировать в центр по профилактике наркомании. Наглядную антинаркотическую агитацию школам, правда, придется теперь приобретать за свои деньги, хотя те органы, которые занимаются борьбой с наркотиками, могли бы централизованно изготовить такие плакаты и дать их школам. Очень уж сильно привыкли чиновники к тому, что все государственные проблемы школа решает сама и за свой счет.
Большие деньги на профилактике и лечении наркомании зарабатывают многочисленные фонды, организации и частные лица, которые предлагают множество своих методик, технологий, проектов, программ, пособий – покупай, не хочу. Самое интересное, что до сих пор никто не занимается серьезной экспертизой предлагаемого. Во всяком случае, например, в Москве нет экспертного совета при Межведомственном совете по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Школа, конечно, пытается вести работу по профилактике наркомании. Работа масштабная: и акции, и лекции, и семинары, и клубы, и «Школы здоровья», и центры по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, и программы (например, «Антинаркотическое воспитание во внеклассной работе» или «Мир без наркотиков»), и практические занятия психологов, и конкурсы, и фестивали, и общественные объединения правовой направленности, и спортивные соревнования, и многое-многое другое. В 2005 году московский Департамент образования провел первый городской конкурс «Детское и юношеское творчество против наркотиков. Я выбираю жизнь!». Ежегодно московские школы участвуют в акциях, приуроченных к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом. В дело вступают родители: в школах создаются общественные объединения «Совет отцов», «Обеспокоенные родители», «Матери против наркотиков». К примеру, в Северо-Восточном округе Москвы 29 волонтеров из школ вместе с инспекторами органов внутренних дел и социальными педагогами патрулируют компьютерные клубы, дискотеки, прилегающие к территории учебных заведений. Кстати, надзорные органы намереваются возложить на учебные заведения еще и ответственность за территории, прилегающие к школе, дескать, почему бы вам между делом еще не прочесывать и микрорайоны.
Средствами воспитания школа пытается способствовать оздоровлению общества. Но ей же и достается, что называется, по полной программе. Если на улице задержали, скажем, школьника-наркомана, виновата система образования – не доглядела. Порой доходит до абсурда: в одной из милицейских сводок в вину школе поставили задержание 22-летнего молдаванина-наркомана…
Самое печальное, что до сих пор нет государственной доктрины профилактики наркомании и, следовательно, законодательного акта, закрепляющего основные положения профилактической работы. Поэтому коллегия московского Департамента образования отметила: есть острая необходимость в принятии закона Москвы «О профилактике наркомании», определяющего компетенцию органов и лиц, осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов.
А пока закона нет, отмечали педагоги, хорошо бы проводить регулярный мониторинг на межведомственной основе, который позволит оценивать реальную распространенность и употребление психоактивных веществ в подростковой и молодежной среде, и оказывать влияние на динамику ситуации.
Москва
Комментарии