Всего-то, если сбросить семьдесятков летИ пристально взглянуть в годовпрошедших дали,Припомнится суровый 43-й год…И школа, где в матросы принимали.
Это строчки из стихотворения выпускника военно-морской школы 1944 года, одного из основателей музея гимназии №1518 Льва Николаевича Щавелева. Школа – а теперь гимназия – стала для него не только местом воспоминаний, но и местом общения с однополчанами и, главное, с нашими ребятами.коле №284 (теперь это гимназия №1518) 80 лет. Она была построена на окраине Москвы в годы первых пятилеток, сегодня это здание входит в энциклопедию Москвы и хранит атмосферу 30-40-х годов прошлого века. В годы войны в школе, как и во многих других, сначала располагался госпиталь, здесь же была сформирована Дивизия народного ополчения Ростокинского района Москвы. В память о защитниках столицы каждый год мы отправляемся в Холм-Жирковский под Вязьму, где в сентябре 41-го года полегло 95 процентов численного состава дивизии, несем Вахту памяти и сажаем парк Победы. В 1943 году в школе открылся прием 18-летних москвичей-добровольцев 1925-1926-го года рождения в Московскую объединенную школу Военно-Морского Флота (МОШ – так мы называем ее до сих пор). За 1943-1944 г. школа подготовила 486 специалистов для флота. Кто такие «мошевцы», общением с которыми мы так дорожим? Это выпускники МОШ ВМФ. Они родились за 14-15 лет до грозных событий 1941 года, успели окончить 7 классов и были уверены, что уж их-то на фронт возьмут. Не взяли. Ремесленное училище, работа на военных предприятиях, дежурство на крышах домов, трудное военное детство и отрочество… И вот в 1943 году им уже 16, а многим и 17 лет, как нашим старшеклассникам. И откуда-то стало известно, что на Первой Мещанской улице (теперь это проспект Мира, д. 87, гимназия №1518) «записывают в моряки». Вот очень трогательный экспонат музея: на клочке пожелтевшей бумаги красным карандашом перед уходом в Морскую школу Толя Соловьев (ему 16 лет) пишет маме: «Мама! Я ушел в РККА военно-морской флот (училище), мама, не горюй и только не плачь, жди письма. Отправимся в субботу 5 числа. Мама, я взял твои галоши, но оставил тебе карточку на хлеб на 5 дней. Продай хлеб и купи себе галоши. Остальной хлеб я продал и купил себе на дорогу. Из дома больше ничего не взял. До свидания. Жди письма». В Красную Армию – это в МОШ, в маминых галошах… Это после войны Анатолий Яковлевич окончит институт, защитит диссертацию, станет заслуженным агрономом России, лауреатом Государственной премии и даже учебник для сельскохозяйственных институтов напишет. А пока у них с мамой один размер ноги, мама много работает (даже проститься не удалось!), хлеб по карточкам… МОШ окончили 486 человек из 1000 претендентов, став в свои неполные 18 лет морскими радистами, сигнальщиками и шифровальщиками. Им предстояла тяжелая, взрослая, фронтовая работа.Выпускники школы в большинстве были демобилизованы в 1950-м. Работа по созданию музея МОШ ВМФ велась с конца 50-х годов ветеранами, учителями и учениками 284-й школы. Архив МОШ и материалы поисковой работы стали основой музея, который открылся по инициативе выпускников в 1993 году, к 50-летию со дня основания школы.Поиск выпускников, а теперь их родных, сохранение и пополнение музейного фонда – задача нынешнего поколения гимназистов. Эту работу ребята выполняют ответственно, понимая, что перед ними настоящие документы: они проводят исследования, делают выводы, готовят экспонаты, проводят экскурсии.Музею Московской объединенной школы ВМФ гимназии №1518 более 20 лет. Мы считаем его уникальным: во-первых, потому что создан он в том самом месте, где была Морская школа, во-вторых, его инициаторами и первыми создателями были ее курсанты, в-третьих, он продолжает работать при активном участии ветеранов – выпускников МОШ, гимназистов, родителей и педагогов гимназии.В Центральном военно-морском архиве в Гатчине создатели музея получили копии приказов и списков всех курсантов, разыскали более 120 человек. Большинство экспонатов – дар ветеранов: документы, фронтовые фотографии и письма, награды, военные карты, книги, собственные стихотворения, картины, личные вещи. Работа МОШ, биографии мошевцев стали основным содержанием экскурсий и музейных уроков. Мы пытаемся научить экскурсантов слушать и слышать, смотреть и видеть, читать и думать. Все в музее можно потрогать и обо всем расспросить. Полинявший гюйс 1943 года (морской воротник) расскажет нам, как мальчишки-курсанты, мечтая выглядеть бывалыми моряками, стирали гюйсы в хлорке. Три года назад ушел от нас стрелок-радист морской авиации В.А.Кореннов, а его гюйс 73-летней давности и макет его боевого самолета продолжают свою службу.Очень важным делом музея мы считаем создание базы данных, в которой хранятся анкеты выпускников МОШ ВМФ и сведения об их родных, поддерживающих связь с музеем, учителей и учеников предвоенных лет, ветеранов педагогического труда, а также участников войны, родственников наших учителей и учеников.Несколько томов книги памяти, которую мы начали вести 25 лет назад (в ней собраны воспоминания об участниках войны, в том числе и о наших выпускниках), позволили нам включиться в движение «Память народа», а также выйти на демонстрацию Бессмертного полка не только с портретами родных, но и с портретами мошевцев, погибших на Великой Отечественной войне совсем юными. Бойцами Бессмертного полка гимназии стали те, о ком в нашем музее написано: «Утонул в море при взрыве тральщика», «Сгорел в самолете при выполнении боевого задания». И одинаковые (!) даты после фамилий: 1926-1944 – эти мальчишки погибли в свои неполные 18 лет… У многих из них не осталось могил, они не могли оставить потомков, которые несли бы их портреты по Красной площади. Это взяли на себя наши гимназисты и их родители. 23 года назад родилась традиция: 17 апреля, в день открытия мемориальной доски, отмечать День мошевца: проводить большой сбор ветеранов войны и труда, учителей, гимназистов и их родителей и вспоминать годы учебы, войну, ушедших товарищей. С тех пор каждый год 17 апреля в гимназии собираются ветераны, их уже совсем мало, но всегда приходят их дети и внуки, а мы докладываем о достижениях гимназии и новых, полученных нами за прошедший год материалах для музея. Сегодня военно-патриотическое и гражданское воспитание эффективно только на основе личностно ориентированного и деятельностного подхода, что соответствует требованиям ФГОС. Каждое мероприятие принесет ожидаемый результат только тогда, когда станет значимым для ребенка на личном уровне. Мы ухаживаем за монументами и высаживаем деревья там, где нет возможности возвести монумент погибшим героям. Наши ребята пишут письма и поздравления ветеранам. Так память превращается в конкретные дела. Несколько лет назад письма наших ребят попали в Израиль. Ветераны откликнулись. Теперь у нас постоянная переписка и дружба. Ветераны пишут о себе. Приезжая в Москву, обязательно бывают в гимназии, а Юрий Яковлевич Шубинцев подарил музею свою книгу.Урок в музее обладает уникальной особенностью. Фотографии, документы, предметы того времени – все это погружает детей в атмосферу тех лет, создает ощущение присутствия, дает возможность видеть исторические события глазами их участников. Такой подход является наиболее эффективным при решении задачи обучения и воспитания патриотизма и гражданственности. Педагогами гимназии разработаны музейные уроки, посвященные МОШ ВМФ, 13-й дивизии народного ополчения, известной как Ростокинская, творчеству художника – выпускника МОШ Л.Борисова, истории создания фильма «Офицеры», некоторые эпизоды которого (с участием народного артиста Российской Федерации Георгия Юматова, выпускника МОШ) снимались в нашем здании. Уроки и экскурсии проводятся для учащихся школ межрайона, жителей Москвы.Лев Щавелев, выпускник МОШ ВМФ, старшина II ст., ветеран войны пишет:Друзья уходят, унося воспоминания,Редеет наш когда-то монолитный строй.И горько, что в строю оставленноеместоНе сможет никогда занять другой.Сплотить ряды нам только остается.«Незаменимых нет», – твердили много раз,Но мы-то знаем, что неповторимыТоварищи, ушедшие от нас.Мы храним память о них и надеемся, что наши выпускники продолжат эти традиции и передадут Вахту памяти своим детям.«Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры… Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками» (Дмитрий Лихачев).Нинель ФИЛИППОВА, руководитель музея Московской объединенной школы (МОШ) ВМФ гимназии №1518
Комментарии