search
main
0

Легенда о желтом самолете

…Урок истории в девятом классе. Тема – восстание декабристов.
– Что сделал Каховский? – спрашивает учительница, назовем ее Марина Ивановна. Девочка за первой партой тянет руку и бойко отвечает:
– Кого-то убил.
Учительница, видимо, удовлетворенная ответом (за работу на уроке эта девочка получит пятерку), дает следующее задание – прочитать в учебнике несколько абзацев и потом пересказать их. Жуткая тоска повисает в классе…
После звонка я подхожу к Марине Ивановне. Сгорбившись, она сидит за своим столом и застывшим взглядом смотрит куда-то в сторону. Осторожно спрашиваю:
– Скажите, а вы какой-нибудь дополнительный материал используете на уроках?
– Использую, – обреченным голосом отвечает Марина Ивановна. – Просто сегодня была такая тема.
Не понимаю, почему восстание декабристов – тема невыигрышная, по-моему, совсем наоборот, но больше вопросов не задаю. Все и так ясно: бедная женщина выбрала профессию учителя случайно, и теперь сама мучается и мучает своих учеников. Спрашивать Марину Ивановну о ее творческой лаборатории бессмысленно – по причине отсутствия таковой.
И вот совсем другой урок. Учительница начальных классов петрозаводской школы “Россы” Ольга Парамонова изучает с ребятами соседнюю страну – Норвегию.
Начинает она с легенды о желтом самолете. В ней рассказывается о человеке, который в детстве был пастухом и часами искал в горах затерявшихся коров. Он поставил перед собой цель – заработать на самолет и на нем облетать горы, чтобы “сверху наблюдать за моими коровами”. Эту легенду Ольге Михайловне рассказали в Норвегии. Ребята слушают заинтересованно – это не скучный текст из учебника об особенностях характера норвежцев! Потом вместе с Ольгой Михайловной разглядывают привезенные из Норвегии кораллы, скелет морского ежа. Отсюда вытекает задание: одной группе найти в энциклопедии все про кораллы, другой – про морского ежа, третьей – про знаменитые фьорды.
Увлечение Ольги Михайловны этой красивой северной страной передается ребятам, они тоже хотят рассказать о своих путешествиях, мечтают о новых. Ольга Михайловна знает: самое страшное – когда ребенок ничего не хочет, когда он устал от жизни. Именно такие дети, а не шалуны, и есть самые трудные.
Ольга Парамонова включает в свою творческую лабораторию все, что увлекает ее саму: сильные впечатления, встречи с незаурядными людьми. Любит курсы повышения квалификации.
– Это для меня толчок для изучения нового, – признается она. – Многое уже знакомо, но вдруг встречаешь иной взгляд на устоявшуюся методику, иногда свежую идею почерпнешь. Многие не ходят на курсы по 10-15 лет. Зачем, говорят, ведь есть книги. А меня общение с заинтересованными людьми эмоционально заряжает, хочется по-новому провести урок. Я не могу работать по-старому, все время хочется попробовать что-то другое. Если учу по проверенному учебнику, то обязательно использую дополнительный материал из альтернативного.
Многое, по словам О.М. Парамоновой, дает личная встреча с авторами учебников. Такие встречи организует заведующая кабинетом начального образования Карельского института повышения квалификации работников образования Г.В. Степанова. Авторы чаще всего внимательно выслушивают замечания учителей-практиков, потом вносят в учебники исправления. Правда, однажды, вспоминает Парамонова, исписала целую тетрадку с конкретными замечаниями, и автор восприняла это болезненно. Так реагировать, считает Ольга Михайловна, может только человек, далекий от реальной школьной жизни.
Просто не каждый учитель способен превратить свой урока в увлекательный детектив: создается впечатление, что вместе с автором ты ищешь истину и на последних минутах урока наконец ее находишь. Словно поднимаешься на желтом самолете над горами. Когда Ольга Михайловна работала в отдаленной школе, специально к ней на нашем жутком общественном транспорте возили детей из других районов города.

Наталья МЕШКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте