Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Легче зажечь одну свечу… Тема «Международное гуманитарное право»

Учительская газета, №41 от 12 октября 2004. Читать номер
Автор:

Порядок проведения: 1. Построение команд. 2. Объяснение условий игры. 3. Проведение жеребьевки команд. 4. Презентация команд, которая включает в себя название команды, девиз, эмблему. Представление членов жюри. 5. Согласно жеребьевке каждая команда выходит на маршрут и проходит все 4 станции. 6. Демонстрация выполнения домашнего задания «Если бы парни всей Земли…».

Условия игры:

1. Команда состоит из 10 человек.

2. В подготовке домашнего задания принимает участие весь класс.

3. Порядок маршрута определяет жеребьевка.

4. Каждая команда должна иметь путевой лист с указанием станций.

5. На каждой станции жюри (представители клуба «Школьник и государство») выставляют баллы в путевые листы в соответствии с уровнем выполнения задания (максимальный балл «5»).

6. Пока жюри подводит итоги каждой команды по всему маршруту, классы демонстрируют выполнение творческого домашнего задания на основе международного гуманитарного права «Если бы парни всей Земли…».

Задания по станциям:

I. Станция «Головоломки».

Команде необходимо из представленных слов составить известную фразу. (Каждая фраза написана одним цветом и каждое слово из фразы написано на отдельной карточке).

Фразы:

1) /Война/-/незаживающая//рана/,/которую//получил//мир/. /Дж.Б.Пристли/

2) /Легче//зажечь//одну//маленькую//свечу/,/чем//клясть//темноту/. /Конфуций/

3) /Где//кончаются//законы/,/там//начинается//тирания/. /У.Питт/

II. Станция «Вопросы и ответы».

Каждая команда заготавливает заранее по 4 вопроса для соперников по теме «Международное гуманитарное право» и заранее сдает их жюри. Затем команда, находящаяся на данной станции, тянет четыре карточки из карточек, заготовленных командами-соперниками, и в течение пяти минут готовится к ответам.

Примерные вопросы:

а) каковы основные принципы международного гуманитарного права?

б) перечислите основные источники современного международного гуманитарного права?

в) каковы цели Международного Комитета Красного Креста?

г) каковы проблемы детей в условиях вооруженного конфликта и в чем заключается роль (МГП) в решении этих конфликтов?

д) каким категориям лиц предоставляется защита во время войны согласно источникам международного гуманитарного права?

III. Станция «Театральная».

Силами клуба «Школьник и государство» готовится ситуация – сценка по проблемам международного гуманитарного права. Члены жюри перед началом представления сценки ставят вопросы-задания перед командой:

а) решите на основе норм МГП, кто прав и кто не прав в этом разговоре?

б) почему вы так считаете?

в) как надо было поступить?

(сценарий из методического пособия Я.Соколова, стр.40, задание 6).

Ситуация – сценка.

Объявление по радио: Внимание, над городом ожидаются ночные налеты авиации противника!

Разговор между членами семьи.

Ребенок 7 лет: Я боюсь! Я сегодня всю ночь не засну. Вдруг они будут стрелять по нашему дому, тогда мы все погибнем. Пойдемте к тете К. Она живет в таком большом доме, его трудно разрушить.

Бабушка: Не бойся, сколько мы уже пережили налетов, а остались целы. Обойдется и на этот раз. До тети К. и до укрытия идти далеко, а я сегодня очень плохо себя чувствую. Ноги сильно болят. Останемся все дома.

Дедушка: Действительно, не надо никуда идти. Кругом жилые дома да общественные здания. А авиация работает по другим целям. Что им наш дом? А потом, можно на крыше расстелить две белые простыни и нарисовать на них красный крест. Тогда совсем не о чем беспокоиться.

Бабушка: Нечего и красный крест рисовать, в двух кварталах городская больница и госпиталь… Там все, что нужно, обозначено.

Девушка 14 лет: Обязательно надо идти в укрытие, потому что рядом вокзал, крупный железнодорожный узел.

Мать: Надо идти не в укрытие, а на наш завод. Он выполняет важный военный заказ, и его хорошо защищают от налетов. Да сюда и бабушке ближе, чем до укрытия.

Ребенок 7 лет: Давайте на завод! Интересно посмотреть, как самолеты сбивать будут. Деда, а ты еще и свое охотничье ружье возьми.

Дедушка: Вот молодец, внучек. Правильно подсказал, так и надо сделать.

(Ключ к решению ситуации: пособие, страница 43, пункт 6).

Права девушка 14 лет. В укрытие идти необходимо. Стороны, участвующие в конфликте, обязаны всегда делать различие между гражданскими и военными объектами и направлять свои операции только против военных целей. В приведенной ситуации дом – гражданский объект, однако он находится недалеко от крупного железнодорожного узла, через который могут осуществляться перевозки военного назначения, и вокзал может рассматриваться как военный объект. Отсюда возникает опасность случайного попадания в дом.

Не правы: ребенок 7 лет (неизвестно, как расположен дом тети К. по отношению к военным объектам; уровень опасности, которой подвергаются жители, не зависит от масштабов дома); бабушка (подвергает опасности всю семью, предлагая остаться дома и аргументируя свое предложение тем, что во время прежних налетов не были нанесены повреждения); мать (завод, выполняющий важный военный заказ, является военным объектом, и, следовательно, вероятность нападения на него велика); дедушка (нельзя использовать красный крест как защитный знак для жилого дома; этот знак может быть использован в защитных целях для обозначения персонала, учреждений, имущества и транспортных средств медицинской службы вооруженных сил; злоупотребление знаком недопустимо; нельзя было поддерживать предложение внука вооружиться и идти на завод, так как в этом случае теряется статус гражданского лица).

IV. Станция «Крестики – нолики».

На доске начерчено игровое поле. Игровое поле – квадрат, разлинованный на 9 квадратиков. Члены жюри задают вопросы каждому представителю команды. При правильном ответе член команды на игровом поле ставит крестик, при неверном ответе жюри ставит нолик. Команда побеждает, если сумеет выстроить линию из крестиков и получает пять баллов.

Вопросы жюри:

1. Как называется независимая международная организация, оказывающая помощь жертвам войны и стихийных бедствий? (МККК).

2. Когда был основан Международный Комитет Красного Креста? (1863 г. в г.Женеве).

3. Как называется движение, созданное МККК? (Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца).

4. В каком году были приняты Женевские конвенции? (1949 г. 12 августа).

5. Сколько конвенций было принято в Женеве в 1949 году? (4).

6. Предусматривается ли наказание за нарушение международного гуманитарного права? На основе какого закона наступает ответственность?

7. Как называются документы, принятые в дополнение к Женевским конвенциям? (Дополнительные протоколы).

8. Что такое конвенция? (Договор, который имеет обязательную силу для государств, ратифицировавших его).

9. Когда было основано Российское Общество Красного Креста? (1867 г.).

Нелли ШАКУРОВА, учитель граждановедения, Муром, Владимирская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту