Никогда, ни разу при жизни Игоря Петровича Иванова его дни рождения не отмечались шумно и торжественно. В знаменитых содружествах, которые он создавал в Ленинграде, – в коммуне юных фрунзенцев, а потом и в студенческой макаренковской коммуне – главным праздником всегда был день рождения Антона Макаренко. Игоря Иванова нет в живых больше двадцати лет. А его ученики каждый новый юбилей учителя используют для того, чтобы провести своего рода праздничный смотр. Отчет и новое осмысление: что происходит с идеями Иванова в наши дни? Девяностолетие ученого и педагога стало поводом для разговора ученых и практиков на тему «Философия, психология, педагогика социальной активности и творчества личности». Из ста восьмидесяти участников юбилейного форума, которые приехали в Санкт-Петербург из 36 городов, лишь два-три десятка знакомы с давних лет, связаны общими воспоминаниями и делами, начатыми еще при жизни Игоря Петровича. В большом Белом зале политехнического университета, где проходило пленарное заседание, они выделялись седыми головами и тем особым оживлением, которое всегда вызывает встреча соратников. Остальные участники не знали юбиляра лично. Но уже теперь, в наши дни, они нашли в его наследии идеи, которые не дают покоя, не позволяют оставаться равнодушным, работать формально, от звонка до звонка. Организаторам форума удалось издать к этому дню двухтомник трудов педагога и ученого, на который уже обнаруживается большой спрос.
Понятно, что сегодняшний интерес к работам Иванова трудно сравнивать с тем, что творилось в стране в 1950-1960-х годах прошлого века. Без всяких инструкций и тщательной теоретической подготовки – достаточно одной смены, прожитой в лагере «Орленок»! – самодеятельные коммунарские объединения возникали так бурно, неудержимо, что это движение не могло не вызвать тревоги у руководителей могучего в ту пору комсомола. Хотя уж им-то, казалось бы, не стоило волноваться. Коммунары не объявляли себя оппозиционерами. Игорь Петрович был искренне предан идеалам коммунизма. Его педагогика общей заботы и методика коллективных творческих дел нацеливались на воспитание человека, способного активно строить общество, основанное на высоких гуманистических ценностях. Но эти ребята призывали осмысленно, творчески решать любую задачу, ничего не делать формально, ради галочки. Живая, радостная работа, которая закипала в коммунарских объединениях, была уж слишком не похожа на унылое существование пионерских отрядов и комсомольских групп. А это действительно опасно. Самодеятельность и инициатива не укладываются в рамки решений и постановлений, трудно ими управлять и их контролировать. В итоге гуманизм концепции Иванова, как известно, был объявлен абстрактным и вредным, самодеятельные объединения велено распустить и прекратить пропаганду коммунарских идей.Распустить объединения, запретить «ребячьим комиссарам» работать с детьми не составляло труда. Но заставить всех людей, познавших радость коллективной творческой работы, вернуться к послушному исполнительству невозможно. Это стало ясно намного позже, когда в стране началась перестройка. В 1987 году на страницах нашей газеты появились шесть очерков Симона Соловейчика под общим названием «Жизнь Иванова». Эта публикация вызвала отклик поистине ошеломляющий. В редакцию на имя Игоря Петровича приходили тысячи писем со всех концов страны. Учителя и вожатые писали, что, несмотря на запреты и замалчивание, идеи Иванова живы, методика коллективных творческих дел очень помогает им в работе. «Сотрудничество с детьми, настоящее партнерство с ними в общей творческой деятельности, – говорится в одном из откликов, – позволяет педагогу почувствовать себя человеком, учителем в высоком смысле этого слова, а не «урокодателем» без души». И в каждом из писем – жалобы на то, что в библиотеках мало материалов по коммунарской методике, нет книг самого Игоря Петровича. А ничего и не издавалось. Только в самом конце восьмидесятых и начале девяностых после многочисленных публикаций и долгожданного избрания Иванова академиком отношение к нему в Министерстве просвещения СССР и частично в Академии педагогических наук изменилось. Звездный час педагогики сотрудничества, общий подъем творчества в образовательной среде, слеты и конференции привели к тому, что в Ленинграде состоялся Всесоюзный съезд последователей Иванова. Выступления его участников, как и многие публикации тех лет, отличались глубиной и потрясающим оптимизмом. Речь пошла теперь о создании центра по изучению и распространению концепции, которая «всецело соответствует духу перестроечных времен». Казалось, вот-вот все изменится, пришло наконец-то время для осуществления самых смелых планов. Однако вскоре страна развалилась, Министерство просвещения СССР было упразднено. На помощь новых руководителей образования в России надеяться не приходилось. И опять, как это было с коммунарскими объединениями, которые в пятидесятых рождались стихийно, ученики Иванова своими силами создают научно-консультативный центр «Перспектива» на общественных началах. В 1992 году Игоря Петровича не стало. Они работали сами сколько могли, стараясь сохранять основной смысл коммунарской педагогики в новых условиях. Теперь, через много лет, слушая выступления участников форума, невольно думаешь: может быть, и хорошо, что тогда, на пороге девяностых, намеченные решения не осуществились? Полезно ли в принципе для дела воспитания «широкое распространение», «массовое внедрение», заучивание формул и постулатов? Ведь сам Игорь Петрович говорил по поводу первого издания сборника под названием «Коллективные творческие дела коммуны имени Макаренко», что это вредная книга. Он всегда опасался бездумного копирования, которое может только извратить его идеи. Все, кто с ним работали, в один голос утверждают, что их никто никогда не наставлял и не воспитывал: «Мы просто жили полнокровной, яркой жизнью. Нам было хорошо вместе. Много пели, разговаривали, обсуждали свои дела, не разделяясь на старших и младших. Дух товарищества, забота о друзьях и незнакомых людях для улучшения окружающей жизни – это не лозунги, а содержание нашей работы, смысл каждого нашего дела». Инна Аванесян, ученица Игоря Петровича, председатель комитета по подготовке форума, считает, что для любого педагога, стремящегося овладеть методикой коллективных творческих дел, самое важное – избавляться от традиционного авторитаризма, занять верную позицию. Он должен не играть в партнерство с ребятами, не притворяться товарищем, уважающим их мнение, а действительно уважать позицию каждого, стараться понять и поддержать любое разумное соображение. Коллектив, его решения, его настроение в практической жизни коммунаров всегда складывались из взаимодействия личностей, а не «винтиков-шпунтиков». Именно для них, для развития личности каждого затевались многие дела, распределялись поручения. Со стороны жизнь коммуны имени А.С. Макаренко в педагогическом институте имени А.И.Герцена порой выглядела игрой и забавой. Даже очень авторитетные профессора, случалось, иронизировали: все поете, играете? Игорь Петрович обижался, но продолжал работать так, как считал нужным. В свое время окончив с отличием философский факультет университета, он поступил в аспирантуру НИИ педагогики АПН РСФСР, которым руководил крупный ученый Б.Г.Ананьев. Много и глубоко изучал психологию, преподавал ее в старших классах. Для него принципиально важно было добиться, чтобы студенты не заучили теорию, а прожили те ситуации, в каких окажутся потом их воспитанники. Некоторые тонкости трудно передаются словами, тонут в научных формулировках. Коммунары учились на собственном опыте различать мотивы и стимулы, которые заставляют человека вести себя так или иначе, понимать, что может скрываться за повышенной активностью или, напротив, молчаливой отстраненностью ребенка. Сама по себе методика, которую можно изложить по пунктам, только помогает овладевать организаторскими умениями. Без них невозможно взяться за дело. Но главным для педагога должны быть отношения, те самые КАК и ПОЧЕМУ действует каждый из ребят, какие цели преследует, как относится к товарищам, о чем говорит во время обсуждений, когда все вместе они подводят итоги. Неделю продолжался юбилейный форум. В его программу вошли три научно-практические конференции: в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, в Ленинградском государственном университете имени А.С.Пушкина, в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения. Сами адреса этих конференций говорят о том, что не только у будущих учителей есть интерес к идеям Иванова. Студенты технических вузов, добровольно объединяющиеся в педагогические отряды, именно в методике Иванова находят смысл и радость и соответствие характеру отношений, которые им бы хотелось выстраивать, работая с детьми. География распространения этих идей поразительна. К форуму удалось издать сборник статей большинства авторов, приславших по просьбе организаторов свои работы. Их адреса – Белоруссия, Краснодар, Кострома, Йошкар-Ола, Пермь, Ульяновск, Челябинск, – все не перечислить. Почти каждое событие форума, каждая встреча проходили с участием студентов и старшеклассников. А на семинаре руководителей детских объединений «Творческое содружество поколений в детском общественном движении», которым руководили Людмила Нагавкина и Вера Петрова, юных лиц было гораздо больше, чем седовласых голов. Образ коммунаров, упрямо раскалывающих вечные льды скуки и равнодушия, сохранился в стихах, которые в изобилии сочинялись вместе с песнями и самим Игорем Петровичем, и его воспитанниками. Этот образ кажется мне удивительно точным. А фигура Иванова, если продолжить сравнение, выглядит как мощный ледокол в море авторитарной педагогики и формальных отношений. В 2009 году в серии «Золотые имена», которую выпускает герценовский университет, вышла книжка «Игорь Петрович Иванов: наука и жизнь», для которой удалось собрать некоторые его письма к выпускникам. Почти в каждом – подробный рассказ о жизни новых поколений в КиМе и настойчивая просьба не прерывать связи. Похоже, этот этап жизни воспитанников интересовал его не меньше, чем сам коммунарский опыт. Дети и внуки Игоря Петровича показали на форуме фильм, который им удалось смонтировать из материалов, хранившихся в семейном архиве. В нем, в живых комментариях дочерей та же творческая, радостная атмосфера, постоянные выдумки и сюрпризы, тот же трудовой настрой и пристальное внимание к интересам детей, что и в коммуне. В наши дни его труды, пусть и небольшими тиражами, все-таки издаются в разных концах страны. Однако климат в обществе меняется, и дорога, проложенная Ивановым, то и дело зарастает новыми льдами. Значит, нам постоянно нужны люди, способные настойчиво и упрямо раскалывать льдины формализма и равнодушия. И они есть.
Нина ПИЖУРИНА, Санкт-Петербург
Комментарии