search
main
0

Леди брони

Энергию, боевитость и обаяние фронтовички – танкиста инженера-полковника в отставке Людмилы Калининой постоянно ощущают ее друзья, те, кто общается с Людмилой Ивановной на ниве патриотического воспитания молодежи. За общественную деятельность и многолетний добросовестный труд Президент России Владимир Путин наградил ее орденом Почета. Она активно трудится в Совете ветеранов танковых войск.

Российские женщины громили врага в годы Великой Отечественной. К примеру, знаменитые отважные летчицы. Людмила Калинина свою славу обрела в танковых войсках. Родилась она в Уфе 8 сентября 1915-го. Кстати, в этом году в сентябре у нее двойной праздник – день рождения выпадает на День танкиста, который, как известно, отмечается во второе воскресенье месяца.
1930-е годы – время технического взлета в СССР, время, когда советская молодежь испытывала новые самолеты, осваивала первые отечественные моторы, покоряла Северный Ледовитый океан, прорубала “окно” в стратосферу… И вполне закономерно, что в 1934-м слесарь завода ЗИС Людмила Калинина поступает в Военную академию механизации и моторизации РККА. Увлечение мотоциклетным спортом дает ей возможность участвовать в военных парадах в Москве. К слову, Людмила – единственная девушка из полутора тысяч советских мотоциклистов в парадном расчете, проезжавшем по Красной площади. Причем входила она в него трижды.
Ее новая должность по окончании академии в 1939-м – начальник механизации военного склада в Московском военном округе – никак не вписывалась в рамки ее юношеского максимализма. Она прямо высказывает начальству свои “претензии” на большее. Мол, хочу быть в рядах первооткрывателей, испытателей. Те в ответ: подожди. Настоящее дело вскоре находится. Воентехнику 1-го ранга Людмиле Старшиновой (девичья фамилия Калининой. – А.Д.) предлагают участвовать в испытательном пробеге Москва – Украина – Белоруссия механиком-водителем экипажа легкого плавающего танка Т-40. Она с радостью соглашается. 3,5 тысячи км (из них значительная часть по бездорожью, с форсированием рек) для боевой машины! Безусловно, это много. А для девушки? 15 килограммов усилий на один рычаг, столько же – на другой, работа без гидравлики. Порой
15-19 часов беспрерывного движения. “Может, это и слишком, – смеется сегодня Людмила Ивановна. – Тогда я считала, что это норма. А какой же это испытательный пробег без трудностей”.
Она вспоминает, как в деревеньке под Воронежем гостеприимные жители устроили баню:
– Сельчане были поражены, увидев у меня и моей подруги Полины, командира экипажа, огромные синяки на спине и ногах. Запричитали, ай-ай-ай, кто же вас так… А мы им: так не на экскурсии, а на испытательном пробеге, а синяки пройдут… Да я бы и сегодня такой пробег совершила, если бы моя воля…
В этих словах вся Калинина. С задачей девушка справилась прекрасно, по праву заслужив знак “За отличное вождение танка”.
Новым испытанием для нее стала война. Летом огненного 1941-го она назначается помощником начальника отдела ремонта, эксплуатации и эвакуации танков автобронетанкового управления Южного фронта, где и принимает боевое крещение. Требовалось срочно обеспечить организованный отход штаба Южного фронта к Николаеву, надежное управление войсками.
Для этого, рассказывает Людмила Ивановна, был сформирован заслонотряд под командованием заместителя начштаба фронта генерал-майора Федора Харитонова, будущего командарма. В него включили танки, артиллерию, самоходные орудия, минометы, наиболее подготовленные экипажи и расчеты. И немцы забуксовали, причем аж на трое суток. Они никак не могли “расколоть” выросший перед ними твердый орешек. Именно тогда Людмила по-настоящему понимает, что такое война. В непосредственной близости от боевых позиций, а иногда прямо под огнем противника, вместе с подчиненными она дает танкам, самоходкам вторую жизнь, обеспечивает доставку на передовую боеприпасов. Заслонотряд выполнил задачу. За мужество и мастерство Старшинова представляется к ордену Красной Звезды. Подчеркнем, в 1941-м, когда было не до наград. Потом у Людмилы будут новые боевые ордена, но тот для нее самый дорогой.
Проходит время, и она – начальник отдела ремонта и эвакуации танков управления бронетанковых войск Северо-Кавказского фронта. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что с апреля по июнь 1943 г. ее небольшой коллектив обеспечил возврат в строй 1.525 танков, из них более 700 подвергнув капитальному ремонту. Представьте, читатель, колонну машин, на несколько современных дивизий потянет. А сколько теплых слов она услышала от тех, кому танки были нужны позарез!
Любимая ее машина Т-34. “Уж очень ремонтопригодна, – говорит Людмила Ивановна. – Раз, два и восстановили танк, а завтра он уже в бою громит фашистов”. К слову, Калининой она стала на фронте, ее муж Борис Калинин – танкист, впоследствии инженер-полковник, также продлевал танкам жизнь. Более полувека они прошагали вместе по дороге семейного счастья.
После Великой Отечественной Людмила Ивановна, прикипевшая душой к танковым войскам, осталась в строю. Ее знания, опыт были востребованы. Пригласили на службу в Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Минобороны на должность старшего офицера. При ее активном участии в войска поступали новые боевые машины, новые поколения танкистов осваивали их. Вновь переживания, душевные порывы, и танки, танки, танки. После увольнения из рядов Вооруженных Сил она остается в НТК, трудится старшим инженером.
“Танки – моя любовь”, – говорит Людмила Калинина, выступая перед молодежью. И это не праздные слова, танки – ее жизнь.
Анатолий ДОКУЧАЕВ

На снимке: кавалер ордена Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени, ордена Почета, медали “За боевые заслуги” и многих других государственных наград полковник-инженер в отставке Людмила Калинина.
Фото Юрия Шипилова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте