4 апреля Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы провела селекторное совещание с регионами, посвященное проблемам повышения зарплаты с 1 февраля 2008 года. Увы, полновесной индексации на 14% большинство учителей, как и других бюджетников, пока не дождались. Лишь в нескольких субъектах РФ власти, принимая решение, исходили из общей суммы заработка работников образования. В остальных регионах они по примеру Правительства РФ увеличили стимулирующие надбавки либо выбрали другой механизм индексации. В среднем по стране зарплата выросла всего на 7 процентов. Однако не все еще потеряно. Последние события позволяют надеяться, что положение можно исправить.
О том, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали профсоюзы на федеральном уровне, и о результатах, которых удалось добиться, участникам совещания подробно рассказал президент Ассоциации Михаил КУЗЬМЕНКО.
«В течение многих лет наши профсоюзы неоднократно заявляли и отстаивали позицию о необходимости принципиального изменения уровня оплаты труда работников здравоохранения, образования и культуры, – отметил Михаил Михайлович. – Однако максимум, на что шло Правительство РФ, – это незначительные увеличения окладов, которые лишь ненамного превышали уровень инфляции. Но в 2007 году правительство предложило иной механизм повышения заработной платы – не в виде пусть минимального, но гарантированного увеличения размера окладов, а в форме увеличения стимулирующих выплат. Этот механизм зафиксирован в Постановлении Правительства РФ от 22.09.2007 года №605 и в распоряжении от 28.09.2007 года №1311. Напомню, что это постановление и распоряжение были приняты без предварительного обсуждения в рамках Российской трехсторонней комиссии, а профсоюзы были просто поставлены перед свершившимся фактом. Нам тогда потребовалось приложить максимум усилий, чтобы хоть немного выправить ситуацию. В результате Минздравсоцразвития России был издан приказ, в соответствии с которым надбавку в размере 15% к ставке или окладу получил каждый работник.
Если посмотреть по сути, ожидания многих миллионов людей были обмануты. Учитывая, что зарплата работников бюджетной сферы состоит из оклада (ставки) и надтарифной части (различные надбавки и доплаты, исчисляемые в большинстве случаев в процентах от основного оклада или ставки), подобный механизм привел к тому, что в целом заработная плата возросла, естественно, не на 15 процентов. В зависимости от соотношения тарифной и надтарифной части, которая у каждого работника разная, и повышение произошло в разных размерах, но в среднем на 7 процентов.
В последующий период мы неоднократно обращались и в Минздравсоцразвития РФ, и в Правительство РФ, и к Президенту России, заявляя о необходимости дополнительного повышения зарплаты. При этом на конкретных цифрах мы доказывали, что необходимо гарантированное повышение именно тарифной части.
Фактическим ответом на наши обращения стало выступление Владимира Путина 17 декабря 2007 года на съезде партии «Единая Россия», в котором он признал, что реальная инфляция в 2007 году значительно превысила запланированные параметры и предложил провести повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений с 1 февраля 2008 года на 14 процентов. Федеральное собрание страны полностью поддержало инициативу президента, в целях финансового обеспечения этой задачи внесены изменения в федеральный бюджет, то есть средства на соответствующую индексацию выделены. 3 марта 2008 года на совещании с членами Правительства РФ президент еще раз подтвердил, что «все взятые на себя обязательства в социальной сфере мы, безусловно, должны исполнять. Это касается и необходимых индексаций».
Казалось бы, дело за малым – правительство должно разработать механизм осуществления этих выплат, чтобы реализовать статью 134 Трудового кодекса РФ, четко регламентирующую необходимость повышения уровня реального содержания заработной платы путем ее индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Целый месяц мы ожидали этого решения. Но, к сожалению, история повторилась: распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2008 года опять предусматривает увеличение стимулирующих выплат. Ясно, что к реальному повышению размера заработной платы при сложившемся уровне инфляции такой механизм не ведет.
Можно не говорить о конкретных цифрах, так как все знают: эти бюрократически игры разворачиваются вокруг нищенских окладов и ставок, ведь максимальный размер оклада, предусмотренный Единой тарифной сеткой, составляет сегодня 5,5 тысяч рублей.
В этой ситуации профсоюзы выразили категорическое несогласие с предложенным механизмом повышения зарплаты. В этом нас безоговорочно поддержала и Федерация независимых профсоюзов России. Должен сказать, что момент был очень напряженный, все действия надо было предпринимать оперативно – решение правительством принято, люди ждут реального повышения зарплаты. Учитывая, что наши неоднократные обращения в разные структуры федеральной власти результатов не возымели, мы вынуждены были обратиться к СМИ: провели пресс-конференцию в редакции газеты «Известия». Мы заявили, что ожидания миллионов работников бюджетной сферы в очередной раз обмануты, что правительство страны искажает инициативы президента и вводит общественность в заблуждение. Именно такая постановка вопроса, а также многочисленные письма и телеграммы, направленные членами профсоюзов в поддержку нашей позиции, все-таки побудили Правительство России к продолжению конструктивных переговоров. 27 марта состоялась встреча заместителя председателя ФНПР Виталия Будько с заместителем министра здравоохранения и социального развития РФ Александром Сафоновым, в ходе которой была достигнута договоренность о разработке механизма реального повышения зарплаты каждого работника в объявленных президентом страны размерах. Одновременно мы твердо заявили, что если эти договоренности не будут реализованы, Совет Ассоциации призовет работников провести 22 апреля 2008 года предупредительные коллективные действия в форме митингов и пикетов по всей России.
На следующий день, после пресс-конференции, нам представили на согласование проект приказа Минздравсоцразвития РФ, а 31 марта он был подписан министром Татьяной Голиковой. Сейчас приказ находится на регистрации в Минюсте, и мы надеемся, что он на полном основании вступит в силу. Пока этого не произойдет, мы не можем его комментировать и трактовать. Но по сути формулировка нас устраивает, поскольку надбавка будет установлена ко всей зарплате, с учетом всех надтарифных выплат.
Многим может показаться, что, добиваясь повышения зарплаты для работников федеральных учреждений, мы не думаем о судьбе работников в регионах. Но практически каждый субъект РФ (за единичным исключением) уже принял соответствующее решение. Должен сказать, что отдельные регионы выбрали именно такой механизм – надбавка ко всем составным частям заработной платы. Но значительная часть регионов пошла по пути установления стимулирующих выплат к окладам (их, по нашим данным, около 25) или приняла решение об увеличении фонда оплаты труда без определения конкретного механизма распределения.
Наша задача на местах – постараться изменить уже принятый механизм, установив его по аналогии со скорректированным федеральным. Основания для этого есть, ведь средства для финансовой помощи субъектам РФ, как уверяют руководители обеих палат парламента, в федеральном бюджете предусмотрены».
Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина МЕРКУЛОВА отметила, что складывается порочная практика: уже второй раз Правительство РФ позволяет себе со значительным опозданием (в данном случае – более чем на месяц) принимать нормативные документы о повышении зарплаты без определения четкого механизма. И потом начинаются трудные переговоры о том, каким образом все это должно быть сделано. «Все-таки результат достигнут, – сказала Галина Ивановна. – Я считаю, он более положителен, чем тот, которого нам удалось добиться в спешке 1 сентября. В приказе Минздравсоцразвития есть такой пункт: «Ассигнования, предусмотренные пунктом 1 распоряжения Правительства РФ от 7 марта 2008 года №287-р, используются на установление с 1 февраля 2008 года всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей стимулирующей надбавки в размере 14 процентов к заработной плате. Надбавку следует исчислять из общей суммы заработной платы работника, подлежащей начислению в соответствующем месяце с учетом всех установленных выплат». Если Минюст в рамках регистрации приказа ничего неожиданного туда не привнесет, все это будет основой для реального повышения зарплаты».
Галина Меркулова отметила, насколько важна поддержка регионов, и поблагодарила все территориальные организации, которые направили свои письма и телеграммы представителям федеральной власти и двум президентам России – действующему и избранному. «По итогам этого этапа коллективных действий, – сообщила Меркулова, – были отправлены телеграммы из 72 территорий. Всего от профсоюза образования было направлено 6963 телеграммы. Особую активность проявили Амурская, Дагестанская, Иркутская, Кабардино-Балкарская, Краснодарская, Красноярская, Курганская, Московская городская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пермская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Удмуртская, Челябинская, Читинская, Якутская профсоюзные организации. 1700 телеграмм направила только Москва. Но мы высоко оцениваем и те четыре телеграммы, которые пришли из Еврейской автономной области. Все это очень важно, никто не может стоять в стороне. Участие в коллективных действиях говорит о силе организаций».
Сегодня чрезвычайную остроту принимает проблема индексации заработной платы. «Статья 134 Трудового кодекса, – разъяснила Галина Меркулова, – предусматривает установление порядка индексации, но механизмов и нормативно-правовых актов, которые бы определяли этот порядок, нет. В качестве первоочередной меры нам нужно предпринять обращение в Правительство РФ и в Государственную Думу, чтобы такой порядок был определен. Иначе мы и в дальнейшем будем сталкиваться с большими трудностями».
От имени профсоюза работников культуры выступил Александр СУДАКОВ: «Наш профсоюз поддерживает все действия Ассоциации. Сегодня нас пытаются убедить, что процесс социально-экономического развития идет довольно успешно, однако это, к сожалению, не так. Иначе как объяснить, что средняя ежемесячная зарплата работников федеральных учреждений культуры в 2007 году составила всего 6178 рублей, то есть меньше, чем в среднем по стране? К 2010 году, по прогнозам специалистов Минздравсоцразвития РФ, этот разрыв еще более увеличится. Рост зарплаты не успевает за ростом цен. Поэтому наш профсоюз должен действовать активно».
В ходе совещания представители регионов рассказали о положении дел на местах и высказали свое мнение о том, какие шаги следует предпринять профсоюзам.
Михаил ИВАНОВ, председатель профсоюзной организации Республики Коми:
– У нас в республике довольно сложная ситуация с повышением зарплаты работникам образования. Наше правительство приняло постановление об увеличении фонда оплаты труда на 7%, направив эти деньги в стимулирующий фонд. Нам подобный шаг объяснили тем, что два года назад зарплату в регионе подняли чуть выше, чем на федеральном уровне. Эти 7%, естественно, растворились в стимулирующем фонде, и порядка 90% наших работников с 1 февраля 2008 года не получили ни копейки. У нас прошли переговоры и встречи с главой республики, с правительством. Это вопрос разбирался на заседании трехсторонней комиссии, и, несмотря на то, что профсоюзы не дали своего согласия, постановление было принято. Выбора у нас нет – мы выходим на улицу. Я считаю, что мы должны провести 22 апреля День единых коллективных действий по всей России, как и планировали. Даже учитывая тот факт, что в большинстве территорий принято решение о повышении зарплаты работникам образования на 14%, мы должны требовать от федерального Правительства установления единых правил игры для всей страны. Минимальный базовый оклад должен быть равен минимальной заработной плате, официально установленной на территории Российской Федерации, а сама минимальная зарплата должна быть равна прожиточному минимуму. Это те минимальные стандарты, после установления которых можно говорить о введении новой системы оплаты труда и увеличении стимулирующего фонда. Пока мы наблюдаем обратный процесс: сегодня у нас минимальный базовый оклад все дальше и дальше удаляется от прожиточного минимума, который установлен для тех или иных территорий.
Почему я считаю, что все мы должны 22 апреля выйти на улицу? Другие, мирные методы исчерпаны. Еще в феврале 2008 года мы направили свыше 300 телеграмм от учреждений образования, но важно не то, сколько телеграмм мы отослали, а то, сколько ответов получили. Ни одного ответа не пришло ни в профсоюз, ни работникам детских садов и школ. Осенью забастовочные настроения в нашей республике растут в геометрической прогрессии. Нам все труднее объяснить людям, зачем мы ведем переговоры с властью, потому что уровень жизни наших работников падает стремительно. Официальная инфляция – 12%, настоящая – около 30%, и все это видят. Я считаю, что все мы должны проявить солидарность, выйти на митинги и предъявить наши требования.
Ольга МАЛИНА, председатель профкома Ижевского государственного технического университета, председатель координационного совета профсоюзных организаций вузов России:
– Зарплата вузовских работников мала, а требования к качеству их работы высоки. Повышение зарплаты с 1 сентября 2007 года в виде стимулирующих надбавок к окладам привело к тому, что надбавки за ученую степень не учитывались. У профессора зарплата выросла на 4-6%, у доцента – на 6-10%, у старшего преподавателя – на 8%, у ассистента – на 6%. И все это вместо положенных 15%. Принят закон о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже 2300 рублей. Но федеральным учреждениям образования средства для повышения зарплаты до уровня МРОТ не выделили. В тех вузах, где внебюджетное финансирование было достаточным, произошло перераспределение фонда оплаты труда между «высокооплачиваемыми» и низкооплачиваемыми работниками. А в остальных вузах был использован тот самый фонд стимулирующих надбавок, который выделили на 15%-е повышение с 1 сентября 2007 года. То есть эти деньги тоже пошли не совсем по назначению.
Людмила КОСАРЫНЦЕВА, председатель Красноярской краевой организации профсоюза:
– Что касается повышения заработной платы на 14%, у нас оно состоялось в виде стимулирующих выплат. Эта выплата называется так: «За деловые качества работника». Рабочая группа при первом заместителе губернатора Красноярского края, в которую входили представители профсоюза, разработала методические рекомендации. Проблема в другом. Поскольку край вошел в комплексный проект модернизации образования, он участвует в эксперименте по новой системе оплаты труда. На сегодняшний день уже заявлено, что с 1 сентября 2008 года край переходит на модельную методику, но при этом никакой законодательной базы не создано. Ситуация в регионе довольно сложная, поэтому, честно скажу, что мы сегодня не готовы к проведению акции протеста. Количество детей резко сокращается, стоит вопрос о сокращении педагогических кадров в образовательных учреждениях. Люди просто-напросто боятся громко заявлять о своих правах. На мой взгляд, ситуация в нашем крае реально может накалиться после 1 сентября, когда люди увидят, что происходит. По нашим расчетам, потери в зарплате у отдельных работников системы образования будут составлять до 2 тысяч рублей. Но учителя надеются, что этого не произойдет. Мы проехали по всему краю, провели встречи во всех учреждениях и договорились о жестком мониторинге, после чего будем принимать решения о дальнейших действиях.
Валерий КОНЫШЕВ, председатель Свердловской областной организации профсоюза:
– Мы действительно ждем нового приказа Минздравсоцразвития РФ и перерасчета зарплаты – по старому приказу повышение нас не удовлетворило. Ни одно высшее учебное заведение, кроме лесотехнического университета, не выплатило деньги с учетом повышения на 14%. Мы полностью поддерживаем позицию профсоюзов Красноярска и Ижевска, потому что в отношении высшей школы речь идет не столько о заработной плате, сколько вообще о ее дальнейшем существовании. Мнение у всех бюджетников Свердловской области таково: 14% – это только покрытие инфляции, причем, частичное. В регионах России она выше, чем указывается в статистических данных. О повышении реальной зарплаты пока речи даже не идет. В прошлом году у нас в области прошла индексация порядка 40%, в январе 2008 года наше правительство приняло решение об увеличении зарплаты работникам образования на 14%, но оно касается только окладов и ставок. Сейчас первый разряд ЕТС у нас равен 1938 рублей, на конец года запланировано еще одно повышение, мы добиваемся, чтобы оно было более высоким.
Интеллектуальный потенциал России, сосредоточенный в высшей школе, не может уменьшаться. Соглашаться и мириться с действиями Правительства РФ, которое не желает выполнять распоряжения президента, нельзя. Профсоюз должен активно действовать. Ассоциация призывает нас провести 22 апреля протестную акцию. Мы не против, вот только времени на тщательную подготовку, по нашему мнению, мало – всего две недели. Чтобы добраться до каждой точки в нашей огромной территории, нужно время. Поэтому мы считаем, что проводить акцию надо, но самые активные действия предлагаем приурочить к началу нового учебного года.
Вместо заключения
Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы пока не приняла конкретное решение о проведении 22 апреля 2008 года Всероссийской акции протеста. Многие территории к этому не готовы. Однако вопрос с повестки дня не снят. Ассоциация считает, что акцию следует провести в первую очередь в тех регионах, где это крайне необходимо. Ассоциация готова направить письма главам субъектов РФ, где не проведена нормальная индексация зарплаты, чтобы они вернулись к решению этой проблемы.
Информация к сведению
По данным территориальных организаций профсоюза, зарплата всем работникам образовательных учреждений повышена в 70 субъектах РФ. При этом власти выбрали разный порядок индексации:
– в 41 регионе на 14 процентов и более повышены ставки (оклады) Единой тарифной сетки (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Мордовия, Татарстан, Тыва, Хакасия, Удмуртия, Чеченская Республика, Алтайский, Камчатский, Приморский, Ставропольский края, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Нижегородская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Тульская, Ульяновская, Ярославская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий, Агинско-Бурятский, Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область);
– в 14 субъектах РФ на 14% увеличены ставки и оклады по новой системе оплаты труда (Санкт-Петербург, республики Марий Эл и Чувашия, Краснодарский край, Калининградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тюменская области);
– в 8 субъектах РФ установлена надбавка к зарплате в размере 14% всем работникам образовательных учреждений;
– стимулирующие надбавки к ставкам (окладам) ЕТС в размере 14% введены в 6 регионах (Республики Башкортостан, Карелия, Северная Осетия – Алания, Иркутская, Челябинская, Читинская области).
В 13 субъектах РФ произведено общее увеличение фонда оплаты труда, направленное на установление стимулирующих выплат, без рекомендаций о повышении зарплаты всем работникам образовательных учреждений (республики Алтай, Калмыкия, Якутия, Бурятия, Амурская, Ивановская, Курганская, Оренбургская, Орловская, Тамбовская, Тверская, Томская области и Пермский край).
В Москве повышение ставок заработной платы (окладов) по ЕТС производится дважды в год. В соответствии с трехсторонним соглашением на 2008 год между правительством Москвы, профсоюзами и объединениями работодателей тарифная ставка первого разряда ЕТС будет повышена с 1 мая на 15%, с 1 сентября – еще на 20% и составит в абсолютном размере 4180 рублей и 5020 рублей соответственно.
До сих пор не принято решение о повышении с 1 февраля 2008 года заработной платы работникам образовательных учреждений в Республике Коми.
Комментарии