Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Лебяженские мостики. Если детский сад и школа в связке, то в первый класс дети идут без боязни

Учительская газета, №44 от 31 октября 2017. Читать номер
Автор:

Вопросы преемственности дошкольного и начального образования по-прежнему на повестке дня: с каким настроем будущие первоклассники перейдут порог школы, с таким и будут учиться дальше. Ни одному учителю и родителю не хочется, чтобы ребенок бежал от учебы, как от огня. В то же время пути решения этих вопросов уже есть, скажем, когда детский сад и школа объединяются в один образовательный центр. Пример такого объединения появился и в Ломоносовском районе Ленинградской области. Год назад в поселке Лебяжье был создан Лебяженский центр общего образования, куда вошли детский сад, средняя школа и вечерняя школа.

О том, как происходило объединение и каковы перспективы при работе в данном статусе, рассказывает директор Лебяженского ЦОО Елена Шилякина:- В Ломоносовском районе мы объединились первыми, поэтому наш опыт можно считать экспериментальным. За нами подобные центры были образованы в деревнях Лопухинка и Яльгелево. Перед тем как объединиться, мы ездили знакомиться с опытом работы Лесколовского центра общего образования во Всеволожском районе. Конечно, сначала все переживали, в том числе дети, педагоги и родители, поскольку еще не представляли, что получится в результате объединения. В то же время мы понимали, что это будет общая стратегия развития образовательной организации, где основной акцент ставится на лингвистическую составляющую. Почему лингвистическую? Дело в том, что у нас в детский сад ходят дети с нарушениями речи, которые нуждаются в медико-психолого-педагогическом сопровождении. Поэтому мы уже второй год открываем коррекционные классы для детей с нарушениями речи. Таких классов нет в других школах Ломоносовского района. С открытием коррекционных классов в штате центра появились логопеды, дефектологи, психологи.Кроме того, в прошлом году к нам пришел молодой специалист, владеющий английским и шведским языками. Поэтому мы включили во внеурочную деятельность изучение шведского языка, а в этом году – французского языка. Лингвистическая составляющая перекликается и с такой замечательной традицией, как школьный театр. Маленький театральный кружок был создан в школе более десяти лет назад заслуженными артистами России Виктором Владимировичем и Ларисой Петровной Харитоновыми и сегодня превратился в настоящий театр. Причем театр необычный – ведь в нем играют не только дети, учителя, родители, но и настоящие артисты. Наш театр «Эксперимент» радует и удивляет гостей уже много лет. Спектакли, которые ставил Виктор Харитонов и сегодня ставит Лариса Харитонова, ежегодно удостаиваются престижных премий на муниципальных, региональных и международных конкурсах. За долгие годы зрителям были представлены многие постановки: «Любовь моя Лебяжье» по произведениям наших знаменитых земляков Виталия Бианки и Алексея Ливеровского, спектакли «Брысь!», «Посиделки с Есениным», «Аленький цветочек», «С любимыми не расставайтесь!», «Леонардо да Винчи», «Победители», «Урок смеха». Можно смело сказать, что каждый спектакль – это праздник для всего центра и для Лебяженского городского поселения.Если говорить о преемственности, то театр служит настоящим мостиком между детским садом и школой, потому что малыши часто приходят к нам на спектакли и волей-неволей знакомятся со школой, с ее традициями, с жизненным укладом. Таким же мостиком является школьный музей, где малыши из детского сада желанные гости. Об истории Лебяженского поселения, о героических событиях Великой Отечественной войны, происходивших на территории Ломоносовского района, о воинах-лебяженцах, сражавшихся не только во время ВОВ, но и в период Афганской и Чеченской войн, им рассказывают школьники-экскурсоводы.В рамках лингвистического направления в Лебяженском ЦОО также будет запущен проект международной переписки.- У нас в школе работает педагог, которая с детства переписывалась с жительницей Чехии, – поясняет Елена Шилякина. – Мы собираемся начать реализацию проекта как раз с открытия выставки этих писем на осенних каникулах, которых за всю переписку накопилось очень много. На самом деле, это очень хорошая традиция прошлого, когда школьники из разных стран пишут друг другу письма. Они знакомятся не только друг с другом, но и рассказывают о своей стране, о праздниках, об учебе, об истории. Мы в рамках переписки задумали и хотим реализовывать разные проекты, в том числе театральные, экологические, литературные. Дети смогут затем приезжать друг к другу в гости, создавать совместные спектакли, команды и т. д.Почему так важен безболезненный переход из детского сада в школу, размышляет заместитель директора по УВР (дошкольное отделение) Наталья Казакова:- Как обычно происходит? Когда дети приходят в школу, то некоторым учителям кажется, что дети ничего не умеют. Поэтому педагоги начинают их учить абсолютно всему и тратить время не на движение вперед, а на дубляж. И это понятно, потому что большинство учителей начальной школы не ходят в детский сад. Когда соблюдается принцип преемственности, то наши педагоги учитывают, что дети в детском саду освоили большую программу дошкольного образования и они к учебе в школе готовы. Им период адаптации к новому классу, к новому учителю практически не нужен. У нас это происходит естественно, потому что наши дети – постоянные участники различных школьных праздников, акций, театральных постановок. Практически все дети занимаются в подготовительных группах дошкольного отделения. Благодаря этому они прекрасно знают саму школу, многих ее учеников и учителей. Воспитатели и педагоги начальных классов всегда на связи, и даже если они встречаются вне школы, то обязательно разговор заходит о той или иной проблеме, которую стараются решить общими усилиями. А целостность руководства позволяет быть в курсе всех учебных программ и понимать, какие дети придут в школу, каков уровень их подготовки, с кем нужно заниматься усиленно, а кому можно предложить более сложные задания.По словам Елены Шилякиной, в результате создания ЦОО педагогический состав обновился почти на 70%. Причем работать в Лебяженскую школу пришли не только молодые специалисты, но и опытные педагоги. Именно с их подачи родилась идея создания в школе научных сообществ – и ученических, и педагогических. В этом году такое научное сообщество – «Шанс» – уже появилось. Руководитель «Шанса», заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Галина Швырина считает, что деятельность в рамках научного сообщества позволит каждому из детей проявить свой талант, попробовать себя в разных предметных областях. При этом в исследовательскую деятельность, но в игровой форме, нужно включать уже с первого класса, чтобы ребенок приучался работать над проектом, выступать экспертом, развивать лидерские качества. Педагогам «Шанс» также может дать возможность реализовать свой творческий и исследовательский потенциал.Создание и работа научного сообщества позволят школе перейти от лингвистического направления к многопрофильному центру, уверена Елена Шилякина, ведь единственная школа в поселке не может ограничиваться только одним профилем. Изменив статус, Лебяженский центр общего образования видит перед собой широкие перспективы и динамично движется вперед.Ленинградская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt