search
main
0

Лебединая стая. Скажи мне, кто твой прадед, и я скажу, кто ты

Агинские буряты верят, что их великой праматерью была не абы кто, а прекрасная белая лебедь. Царевна-лебедь. Так, во всяком случае, гласят старинные предания и легенды, а сомневаться в их достоверности тут не привыкли. И несмотря на победоносное шествие по древней степи высоких технологий, местные жители и в наше время стараются неукоснительно следовать своду правил, составленному сотни, а то и тысячи лет назад их далекими предками. Агинские буряты вылеплены из удивительного теста – здесь здоровое честолюбие и жажда всего нового и ультрасовременного замешаны на преданности устоям и изначально доброжелательном отношении к остальному миру, к иным, к другим, к непохожим. И вся местная школа – она тоже для этого и об этом…

Cегодня в агинской школе №1 с раннего утра очень людно – на курсы сюда привезли вчерашних студентов, а ныне уже молодых педагогов со всего округа. Они ходят из класса в класс, все тщательно записывают, на уроках понимающе кивают головой в такт словам учителя. Ни одного скучающего лица или смущенно подавленного зевка: непреложный закон почитания вассалами своего нойона – князя и господина – переродился тут в иную максиму: уважения младшими старших, а подчиненными – начальства. Логика проста: ну и что с того, что ты сам уже учитель? Всегда найдутся те, кто мудрее и опытнее тебя. Утешься и смири гордыню: однажды, если будешь стараться, ты непременно окажешься на их месте…

В кабинете, где занимается 11-й правовой класс, – аншлаг. Всем хочется послушать, как преподаватель бурятского языка и литературы и гуру культурологии Дулмажаб Цынгуева будет говорить со своими питомцами о принципах «достойной» жизни в восточной культуре. О том, что полагали благом, а что злом даосизм, конфуцианство и буддизм. О том, чьи принципы – мудреца Конфуция, белого старца Лао-цзы или Далай-Ламы – ближе самим ребятам. О том, как привести к гармонии нашу несовершенную жизнь.

Цель этих сорока минут – не просто блеснуть перед гостями своими глубокими познаниями в восточной философии или в неспешных разговорах о вечном дать отдых натруженной на других занятиях голове. Скорее наоборот. Дулмажаб Дугаржаповна ловко и будто бы незаметно запускает одиннадцатиклассникам «ежа под череп»: заставляет задаться вопросом, отчего предки-буряты не знали ни алкоголизма, ни наркомании, ни суицида. Что защищало их дух и волю? И какой глубинный смысл скрыт в древнем восточном утверждении, что трудности и боль учат, а счастье и покой – нет?

Подобный элективный курс – всего лишь один из множества фрагментов, выливающихся в итоге в стройную модель инкультурации личности, над проблемой которой уже много лет работает агинская школа №1. Если просто и в двух словах, то все образовательное пространство школы – от уроков математики до внеклассной, кружковой работы – пронизано одной целью: окунуть ребенка в его родную культуру, заставить прочувствовать каждой клеточкой, прожить, а в идеале – и понять чувства, настроения, тысячелетние убеждения и устремления своего народа. Казалось бы, зачем современному молодому человеку знать древние технологии обработки кости, дерева и кожи? Или правила национальной борьбы? А девушкам – разбираться во всех тонкостях национального костюма и кухни. Из чувства долга или как формальная дань памяти? Нет, это слишком просто. Скорее из чувства собственного достоинства…

Учебный план школы №1 в той части, где речь идет о национальном региональном компоненте, впечатляет. Бурятоведение, обычаи и традиции – в том числе и на английском языке, история и география родного края. «Выдающиеся деятели бурятского народа» – поклон родным корням. Литература народов Востока, основы буддийской философии, китайский язык, монгольский письменный язык – поклон соседям. Да и помимо НРК все тоже отлично: углубленное изучение русского и английского языков, истории и права – поклон огромному миру, начинающемуся там, где кончается родная степь. Миру, который сегодня так манит и влечет. Миру, который, как надеются ребята, будет добр к ним так же, как и они открыты ему.

Эта школа – старейшее учебное заведение округа. В конце мая будет отмечать свое 165-летие. Один из ее первых выпускников Петр Бадмаев окончил Петербургский университет и служил при императорском дворе Александра III и Николая II. А Цыбен Жамсаранов и Базар Барадин стали профессорами Петербургского университета. 36 лет назад школу с золотой медалью окончила Лыгжима Доржиева. Нынче она доктор философии Пражского университета. Каждый из этих триумфов, о которых с гордостью рассказывают экскурсоводы школьного музея, объясним. Здешнее образование пестует в детях здоровый и крепкий дух. В то время как другие, более многочисленные, а значит, и высокомерные народы, кичась своим величием, незаметно теряют почву под ногами, а обнаружив это, начинают бить в набат, обвиняя в своем постепенном вымирании кого угодно, только не себя, свою лень и дурные привычки, местные жители прилежно учатся, работают честно и крепнут, и матереют, и утверждаются на этой земле. Потому что не кричат на каждом углу о собственной исключительности, а трепетно и без устали взращивают ее в своих детях.

Конечно, школа №1 в округе на особом положении – все же дважды федеральная экспериментальная площадка, и не только по созданию модели национальной культурологической школы востоковедческого направления, но и по апробации содержания, форм и методов обучения системы Эльконина-Давыдова в основной школе. С нее, конечно, и спрос особый, но и внимания немало. Сейчас, например, директор Дарима Доржиева ждет не дождется, когда будет достроено новое здание и школа, уйдя от двух смен и заработав в режиме полного дня, сможет еще стремительнее развивать все свои проекты и начинания, которым всего-то и не хватало – чуть побольше места.

Судунтуйская средняя школа от столицы округа – поселка Агинское – далеко. Едешь-едешь, «степь да степь кругом», и вдруг бац – посреди степи – школа. Точно из-под земли вырастает. По местным меркам – самая обычная, сельская. С интернатом для детей, чьи родители «пастушествуют» вахтенным способом. На первый взгляд все действительно более чем скромно – чисто, аккуратно, но без претензий. Несостыковка места, времени и действия начинается чуть позже. Когда, бросив на мгновение изучать блестящий, как в старые добрые времена крашеный деревянный пол, упираешься взглядом в роскошный компьютерный класс. Да не прикрытый от пыли салфеточками, а самый что ни на есть рабочий, к интернету подключенный. И работать тут может каждый – сидеть посреди бескрайней, продуваемой всеми ветрами степи, и работать. Потому что без этого в современном мире – никуда. И такая нешуточная отдаленность от европейского центра – еще не повод отдаляться от него и в развитии. И лучше в какой-то момент повременить с новыми полами, но позволить себе подключение к глобальной Сети, гигантскую библиотеку с медиатекой, школьное телевидение и газету.

Здешние учителя вовсю занимаются проблемами профильного обучения, размышляя о том, как организовать его в условиях сельского региона. Дети увлечены собственным театром и усовершенствованием системы самоуправления. А еще социальным проектированием – это вообще конек Судунтуйской школы.

– Окунувшись в поисковую работу, ребята восстановили имена всех, кто 65 лет назад ушел от нас на фронт, – во время экскурсии по школе директор Ганжидма Жалсанова дольше обычного задерживается у «военного» стенда с выцветшими фотокарточками молоденьких солдат. – Их было 243. А 97 не вернулись, навсегда остались лежать где-то там, на европейских полях. А шестеро живы до сих пор. Они – наша главная гордость. А тема этого социального проекта – «Моя родословная». Она прямо на поверхности лежала. Каждый агинский бурят обязан знать как минимум семь поколений своего рода.

– А если не знает?

– А если не знает, – Ганжидма Цыретровна удивленно поднимает брови, – значит, он не агинский бурят. Но таких невежд вы тут не найдете…

Агинское, Агинский Бурятский АО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте