search
main
0

Лазаревский авангард. Тринадцатый межрегиональный учительский семинар посвятили творчеству в педагогике

1 ноября. В школах начались каникулы. Петербург и Москва в снегу, в Сочи ливень. А небольшой приморский поселок Лазаревское Краснодарского края с раннего утра будят приветственные возгласы множества улыбчивых людей с чемоданами и дорожными сумками. Есть что-то неуловимо общее в них, большими и малыми компаниями на такси и автобусах добирающихся от окруженного пальмами белоснежного здания вокзала вверх по широкой гладкой дороге к высящемуся над зеленью парка комплексу пансионата «Гренада». Уставшие, немного сонные, слегка помятые и взъерошенные, они то и дело обнимаются с вновь и вновь прибывающими: «Как добрались?», «А Самара будет?», «Где поселилась Адыгея?», «Приедет ли в этом году Парамонов?», «Когда выступление Шагалова?», «Кто видел Галину Михалну?» И Галина Михайловна Нестеренко, методист отдела учебно-методической и организационной работы Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, заслуженный учитель РФ, встретив новую партию педагогов из разных уголков России, приехавших на традиционный межрегиональный семинар, тут же появляется среди этой пестрой шумящей толпы и, широко улыбаясь, радушно произносит: «Добро пожаловать!»

Галина Михайловна недаром встречает гостей как хозяйка. Именно ей принадлежит инициатива создания на Черноморском побережье места для встреч и обмена опытом талантливых и ярких учителей страны, метко окрещенного первым заместителем главного редактора «УГ» Ириной Димовой «педагогическим ашрамом». А вот и сама Ирина Георгиевна оживленно беседует с Еленой Евгеньевной Алимовой, проректором РИПК и ППРО, почетным работником общего образования, передает привет Сарре Федоровне Хлебуновой, профессору, доктору педагогических наук, ректору Ростовского ИПК. Без бьющей ключом энергии этих красивых, бодрых, умных, веселых, всегда молодых женщин, впрочем, как и без участия Министерства образования Ростовской области, семинар был бы невозможен. Триумф творчестваВ этом году семинар проходит под знаком творчества, без которого, как известно, нет учителя. Тон задает бессменный ведущий, искрометный и талантливый Игорь Апольский, первый донской победитель всероссийского финала «Учителя года России», обладатель Малого Хрустального пеликана. Каждый год он пишет для Лазаревки новую песню, вот и сейчас под звуки джаза новички и старожилы семинара погружаются в невероятную, неповторимую атмосферу созидания, познания, удивления, открытия и всеобщей взаимной влюбленности. Звучат приветственные речи, вручаются памятные подарки: и традиционные фарфоровые колокольчики от семикаракорского ЗАО «Аксинья», сделанные вручную, и созданный ими специально для  хранительницы духа конкурса Ирины Георгиевны Димовой расписной фаянсовый пеликан, и серебряные нагрудные значки с изображением всеми любимой птицы, авторская разработка учителя изобразительного искусства ростовской гимназии №76 Елены Калинкиной. Став лауреатом регионального конкурса в 2015 году, она органично влилась в послеконкурсное движение, и после мастер-класса Елены Александровны по творчеству Василия Кандинского все происходящее на семинаре в этом ноябре обрело название «Лазаревский авангард». Доминантой в этой композиции, пожалуй, может служить слово «абсолютно». Трое абсолютных победителей сменяют друг друга на сцене. Армавирец Александр Шагалов предлагает вглядеться в старые снимки, литографии, дагерротипы, приоткрывая завесу прошлого, и в зале звучат записанные на фонограф голоса Максима Горького, Федора Шаляпина, Леонида Андреева. В момент выступления Александра Михайловича мгновение застывает, замирает, и все чувствуют прикосновение вечности. «Моцарт от педагогики» – так  Ирина Димова назвала  Александра Шагалова после его мастер-класса.  Но вот на сцену выходит стремительный, напористый, уверенный в себе победитель прошлого года – самарец Сергей Кочережко, призывает коллег посмотреть на современный урок, ФГОС и профстандарт честно, сняв розовые очки, и провозглашает «манифест свободы педагога разумного», предостерегая учителей от двух крайностей в отношении к инновациям: формализма и фанатизма. Его динамичная речь, владение аудиторией  сродни  виртуозной игре на скрипке великого Паганини. Вечерний литературный салон Олега Парамонова, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1993, кавалера ордена «Общественное признание», – неизменное наслаждение для всех без исключения. Сила личности этого глубокого человека с мудрыми глазами чувствуется в звуках его мужественного голоса, когда он нараспев читает отрывки из своей книги «Переходный возраст». Неповторимый стиль Олега Геннадьевича – неподдельная открытость, потрясающая точность, живость наблюдений и искрометный юмор. Слушая его, смеются и плачут, задумываются о простых и вечных истинах, о любви к своим родным, к своей стране, к поэзии и учительскому призванию. И замечательно, что в условиях уникальной атмосферы межрегионального семинара в Лазаревском происходит слияние душ и умов, рождаются творческие союзы: после совместного выступления на сцене – обмен стихотворными посланиями между начинающим свой путь Александром Шагаловым и его заслуженным, прославленным старшим коллегой Олегом Парамоновым.На фоне блестящего выступления мужчин хрупкие женщины-педагоги ничуть не блекнут, а если и робеют, то лишь в рамках легкого кокетства. Лауреаты и финалисты  Всероссийского конкурса разных лет продолжают транслировать передовой педагогический опыт: Ирина Задорожняя и Екатерина Гетманенко из села Ремонтное Ростовской области представляют региональный социальный проект по нравственно-патриотическому воспитанию, объединив усилия учителей Ремонтненского, Зимовниковского, Сальского и Багаевского районов, Таганрога и Ростова-на-Дону.  Математик Рима Ронжина из Уфы с легкостью и изяществом учит решать задачи в «перевернутом классе», а учитель истории и обществознания Оксана Горностаева из Санкт-Петербурга утверждает: «Зорко одно лишь сердце». И вместе с ней под бессмертную музыку Pink Floyd зрители размышляют о нелегкой судьбе мужественной девочки Сони Шаталовой и мечтают прочесть книгу о преодолении «Я не немая, я говорю».Место для идейНа время проведения семинара Лазаревское становится огромным образовательным пространством для юных и опытных педагогов, причем каждая делегация привозит с собой дух, традиции, идеи малой родины, потому пребывание на семинаре для многих сродни многодневному насыщенному путешествию по большой России. Андрей Мольков, победитель международного конкурса «Педагогическое начало», представляя Проектно-сетевой институт инновационного образования как способ инновационного движения, провел виртуальную экскурсию буквально по всей Нижегородской области. Доцент кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования представлял на семинаре современную отечественную методологию, раскрывал секреты технологии метафорического анализа, учил использовать притчу как источник знания. Впервые попав на семинар по приглашению «Учительской газеты», Андрей Сергеевич признался, что никогда прежде не встречал подобного «диалектического единства и торжества слияния профессионализма и творчества».Вместе с научным сотрудником Пермского института развития образования Ингой Дреминой участники семинара словно побывали в краевой летней экспедиционной школе и увидели красоты Кунгура, Орды, Соликамска. Директор Центра развития и сопровождения образования Волгоградской области Лариса Кочергина совместно с большой и дружной делегацией представила актуальнейшую концепцию воспитания поколения победителей, не случайно реализуемую в местах беспримерной доблести и русской воинской славы. А постоянные участники Межрегиональной зимней школы «Учитель года» и Межрегиональной экологической экспедиции школьников России Владимира Головнера Светлана Жиганова и Оксана Вережникова из Сарова, Светлана Малькевич из Азова организовали настоящее метапредметное погружение для всех желающих разбираться в искусстве, химии, географии, говорить по-английски и понимать санскрит. Биологов же и тех, кому небезразличны тайны фотоопределителя цветковых растений, увлек в Свирское ущелье начальник отдела развития Центрального управления Минобрнауки Самарской области Геннадий Игошин. Мы вернемсяДни пролетают быстро, но «весят» много. Лица меняются, словно в калейдоскопе. Вот Ирина Георгиевна тепло рассказывает обо всех победителях Всероссийского конкурса с момента его основания, ведь она лично познакомилась практически с каждым, собирая и редактируя материалы для бесценных публикаций в «УГ». Вот Лариса Николаевна Тутова, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, с недавних пор депутат, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, прилетев из Москвы всего на день, обращается к участникам семинара с замечательной речью, приглашает к сотрудничеству в нелегком, но таком важном деле реформирования современного образования. Вечер знакомств превращается в один сплошной яркий праздник. Луганские педагоги, придавшие своим приездом семинару статус международного, делают оптимистичные прогнозы для учителей и учеников. Калмыки читают рэп. Адыгея танцует лезгинку, угощает чак-чаком и приглашает всех на июньский фестиваль педагогических клубов в Майкопе. И конечно, звучат широкие и привольные казачьи песни, ведь организаторы семинара – ростовчане, а значит, под «Левый, левый, левый берег Дона» дружно пляшут все 230 приехавших учить и учиться. Брянск и Орел, Мытищи и Новокубанск, Оренбург и Сибай, Сальск и Белая Калитва веселятся как дети, раскрепощенные объединяющими тренингами батайского психолога Дмитрия Нестеренко. И словно в кроссенсе, на пересечении смыслов неизменно рождаются открытия, подводятся итоги, происходит обмен опытом, номерами телефонов, улыбками, презентациями, сувенирами и обещаниями встретиться год спустя. 5 ноября Лазаревка вновь наполняется суетой и шумом. Все спешат прогуляться по берегу холодного моря, в котором тем не менее обязательно кто-то плавал, зайти в уютное кафе «Ботаник», купить несколько килограммов негласного символа этих дней – хурмы и мандаринов, вдохнуть полной грудью воздух, пропитанный  йодом и солью, и напоследок испытать всепоглощающее, абсолютное счастье от осознания единения. Прощаясь в холле «Гренады» и на платформе, мы неизменно повторяем: «До следующего года! До нового семинара!» И пусть будет так.​Юлия АРСЕНТЬЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии им. А.Пушкина г. Шахты Ростовской области, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России» в 2011 году, член регионального клуба «Учитель Дона»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте