search
Топ 10

«Ласкаво просымо» – добро пожаловать

В Москве побывала делегация украинских ректоров, в которой были представлены практически все вузы, занимающиеся подготовкой педагогических кадров. Гости побывали в Московском городском психолого-педагогическом университете, Московском гуманитарном педагогическом институте. Завершилось пребывание посещением Московского городского педагогического университета, где ректоры весьма внимательно изучили опыт подготовки учителей.

Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета:

– Проблемы, которые стоят перед высшим педагогическим образованием России, наверное, такие же, как и в Украине, такие же, как во всем мире. Проблема повышения качества педагогического образования – одна из первоочередных задач Европейского союза. В Европе профессия педагога ассоциируется с множеством проблем, например, многие учителя приближаются к пенсионному возрасту. До 2015 года потребность в новых педагогических кадрах в Европе достигнет одного миллиона при общем количестве учителей в 6 миллионов. Недавно группа экспертов по педагогической подготовке разработала систему единых европейских принципов определения педагогических компетенций и квалификаций. На мой взгляд, примерно с такой точки зрения, с учетом требований Болонской декларации, МГПУ подходит к организации всего учебного процесса, к применению инноваций в педагогическом вузе системы Департамента образования Москвы. Наш вуз был создан в 1995 году, за три года мы ввели в строй три новых учебных корпуса стоимостью в 2 миллиарда рублей. Какое министерство образования – российское, украинское или какое-то другое – смогло бы так финансировать педагогический вуз?! Это смогло сделать только правительство Москвы, которое заинтересовано в подготовке педагогических кадров, в насыщении системы образования Москвы современными специалистами. Наш университет развивается как многоотраслевое высшее учебное заведение, которое имеет не только 24 педагогических специальности, но еще 15 непедагогических – юриспруденция, менеджмент, связь с общественностью, социология, практическая психология, дизайн, технология и так далее. Это позволяет нам вести довольно приличную платную образовательную программу и добавить к тому хорошему бюджетному финансированию, которое дает нам правительство Москвы, дополнительные средства и приобретать оборудование. Мы имеем порядка 40 компьютерных классов, часть из них мы приобрели за счет внебюджетных средств. 48% студентов у нас обучаются на платной основе: это не специфично для российских педагогических вузов. Те потуги некоторых либералов в России, которые говорят, что педагогические вузы стране не нужны и их необходимо унифицировать таким образом, чтобы сделать факультетами классических университетов, чтобы они отказались от всех специальностей, кроме педагогических, чтобы были загнаны в узкий коридор только педагогической подготовки, я считаю не просто неразумными, но и опасными, поскольку они могут привести к уничтожению высшего педагогического образования как такового. Думаю, разносторонний характер деятельности педагогического вуза позволяет готовить современного специалиста, современного учителя. Разве современному учителю не нужна подготовка в области права, экономики, бизнеса, разве ему не нужна подготовка по культурологии, социологии?

При университете создана система базовых образовательных учреждений как инновационных и ресурсных методических центров для развития образования в соответствии с потребностями Москвы. По моему мнению, инновационная деятельность – это не мода, это двигатель модернизации образования как процесса видоизменения, целесообразно выделять целеполагание в инновационности как развитие системы в целом, как субъекта и объекта действия, как человеческого фактора, как точки роста. Думаю, что инновационная деятельность и в самом деле должна быть не модой, она должна быть строго дозирована с точки зрения готовности, способности субъекта и объекта к инновациям, нужно при этом учитывать особенности образовательного комплекса, его инерционность, его традиции, его опыт. Здесь, конечно, разумно сочетать и достигать единства цели, возможно, в процессе определенной борьбы нового со старым. Это диалектика жизни.

Что нам позволяет заниматься новациями?

Во-первых, мощная учебно-материальная база. Кроме трех новых, уже введенных корпусов, мы ведем проектирование для строительства в будущем году физкультурно-оздоровительного комплекса, один из учебных корпусов будет реконструирован и существенно модернизирован.

Во-вторых, современное оборудование. В нашем университете более 1200 компьютеров, локальная оптико-волоконная сеть и интернет во всех учебных корпусах и подразделениях, 22 мультимедийных класса, различные сервисные службы, современные лаборатории для занятий.

В-третьих, высокопрофессиональный научно-педагогический коллектив. 70% профессорско-преподавательского состава имеет научные степени и звания. Важно, что у нас соблюдается преемственность при подготовке педагогических кадров. В аспирантуре и докторантуре у нас обучаются 700 человек по 35 научных специальностям, и многие из выпускников становятся сменой для тех преподавателей вуза, которые уходят из вуза по возрастным критериям.

В высшей школе всегда непреложным требованием было соединение учебного процесса с научной деятельностью. С самого начала, когда мы разрабатывали научную концепцию университета, это стало для нас не просто лозунгом, а руководством к действию. Мы сразу создали НИИ столичного образования на бюджетной основе, в котором работают сейчас более 120 научных сотрудников. Это сочетание 25 лабораторий, 27 научных школ позволяет нам экспериментировать, держать экспериментальные площадки, вести работу в базовых учебных заведениях, а их у нас в Москве порядка 200, и в то же время мы способны влиять на всю систему образования столицы.

Главный результат нашей работы в том, что за 10 лет мы подготовили 10 тысяч учителей. Если в 1995 году 1 сентября в Москве было 4,5 тысячи вакансий, то в прошлом году их было уже 120. Сегодня мы работаем над скрытыми вакансиями (нередко учителя работают не на 18, а порой и на 42 часа), кроме того, 18-19% учителей в Москве достигли пенсионного возраста, а 35% к нему приближаются. Конечно, нам нужно думать над этой проблемой и решать ее. Есть вариант предложения учителям-пенсионерам о переходе на работу в роли консультантов, шефов молодых специалистов (с сохранением заработной платы).

Василий КРЕМЕНЬ, президент Академии педагогических наук Украины:

– Нам было очень интересно узнать, что делает Московский городской педагогический университет. Удивляет то, что вузу всего 10 лет, а он уже имеет такие огромные достижения. Что касается материально-технической базы, то каждый из ректоров украинских педагогических вузов понимает, как сложно было создать такие великолепные условия для работы педагогов и студентов. Успехи МГПУ далеко не случайны, большая роль тут принадлежит Московскому правительству, которое увидело необходимость в создании такого университета и сделало все, чтобы это сделать. Тут огромная роль принадлежит Департаменту образования и лично Любови Петровне Кезиной: это была ее идея, и только ее энергия, целеустремленность и понимание, сколь важно для столицы получать высококвалифицированных учителей, помогли университету встать на ноги. Конечно, многое зависит от ректора. До того, как нас с ним свела судьба в 1986 году на Старой площади, Виктор Васильевич Рябов был ректором Самарского педуниверситета и Самарского госуниверситета. Московский педагогический университет – третий вуз, который Виктор Васильевич выстроил с нуля, это профессионал очень высокого уровня.

Как известно, ноу-хау МГПУ стала годичная практика, которую студенты проходят в московских школах. Эта работа одобрена Министерством образования и науки РФ, которое порекомендовало российским педагогическим вузам перенимать этот опыт. О том, как удается организовать такую практику, гостям рассказал проректор по учебной работе Сергей АТАНАСЯН.

– В программу подготовки учителей наш вуз внес существенные коррективы. Пятый курс теперь практически полностью приступает к работе в школах.

Пришлось соответствующим образом перестроить учебный процесс: если мы распределяем на работу в школы (нагрузка от полставки до ставки) наших выпускников в конце четвертого курса, то для того чтобы они были подготовлены к этой работе, основные блоки дисциплин они должны освоить к 8-му семестру. Опорными точками для них становятся учебные педагогические практики (по 4 недели) в школе под руководством учителя и нашего преподавателя, которые должны быть проведены в 6-м и 7-м семестре до непрерывной. В 6-м семестре должны быть освоены методика преподавания предмета и методика работы по соответствующему предмету в 5-6-м классе. Сегодня департамент утвердил Положение о непрерывной педагогической практике, договор с каждым образовательным учреждением, в котором работают наши практиканты, где указаны права и обязанности, которыми обладают студенты и школы. За каждым практикантом закреплен преподаватель университета, его обязанность – консультирование студента, контроль за его работой и посещение его занятий.

В нынешнем учебном году около 900 пятикурсников вышли на непрерывную практику. По результатам практики студенты, защитившие диплом, аттестуются на 9-12-й разряды.

Борис ЖЕБРОВСКИЙ, первый заместитель министра образования и науки Украины:

– До прихода в министерство я возглавлял Киевский городской отдел образования, тогда познакомился с руководителем московского Департамента образования Любовью Петровной Кезиной, мы подписали в 1999 году договор о сотрудничестве наших городских систем образования, которое успешно развивается. (Мы все думали, где подписать такое соглашение, в Москве или в Киеве, в результате нашли компромисс – подписали договор в самолете, когда мы с Любовью Петровной летели на заседание Европейского совета по образованию в Софию.) Опыт Москвы нас очень интересует, поэтому мы регулярно обмениваемся делегациями, проводим совместные конференции, «круглые столы». Приезд ректоров украинских вузов для того чтобы познакомиться с опытом работы московских педагогических вузов, – яркий пример нашего сотрудничества.

Зинаида СИВЕРС, ректор Киевского городского педагогического университета имени Бориса Гринченко:

– Мы дружим с Московским городским педагогическим университетом и очень дорожим этой дружбой, для нас очень важно сотрудничество с московскими коллегами. Бесценный опыт, которым мы обмениваемся, помогает нам в подготовке педагогов для городских систем образования, думаю, это самая высшая дипломатия, которую только можно представить себе. Нынешняя поездка в Москву, как мне кажется, нужна не только для того, чтобы мы завязывали новые контакты с педвузами, но и продолжали сотрудничество с давними партнерами. Мы увидели в педвузах Москвы людей, которые уверенно идут вперед, открыты и откровенны. Для нас знакомство с опытом работы московских городских педагогических вузов станет новым импульсом для творческой работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту