search
main
0

Ларчик почета

Зачем нам нужны награды

Строки из песни Олега Газманова «Как же так получается, // Моя песня кончается, // А моя жизнь продолжается» я как директор техникума нередко приводил в утешение преподавателям, уходящим на заслуженный отдых. А потом применил их и для себя.

Хорошо, когда учительское дело, что очень радует, не кончается. По-прежнему волнует и интересует все, что происходит в образовании и о чем увлекательно рассказывает давний и добрый помощник в работе – любимая «Учительская газета». О годах работы напоминают мне авторские книги, сохранившиеся вырезки из периодической печати, фотоальбомы – летопись жизни учебного заведения, видеоматериалы об интересных мероприятиях, молодежных форумах…

Греют душу личные встречи с выпускниками, истории их жизненного успеха, начало которого было положено во время учебы в нашем среднем специальном заведении, а для многих потом и в филиале вуза, созданного на базе техникума. Слова благодарности, добрая память, совместное селфи – самая дорогая награда для учителя.

Среди огромной домашней архивной коллекции есть еще и так называемый ларчик Почета, где хранятся полученные награды за 30‑летний период работы в Брянском кооперативном техникуме. Среди них и правительственные, и ведомственные, и региональные, многочисленные грамоты и благодарности администрации, областной Думы.

Уютно устроились на полке фарфоровый пеликан – приз дипломанту Всероссийского конкурса «Лидер среднего профессионального образования» – и  очень дорогой рукотворный орден студенческой благодарности. Но что удивительно, ларчик этот практически никогда не открывается. Помню, как младшая внучка обнаружила однажды этот «клад» и была восхищена большим количеством медалей – все расспрашивала, где я их взял.

И тогда я подумал, что все эти заслуженные награды теперь оказываются как бы и не очень значимыми. Их я ни разу не выводил в свет, никакой практичной выгоды не имел. Конечно, всегда было приятно осознавать, что они появились в результате приложенных усилий, стали одобрением различных начинаний, творчества преподавателей и студентов, осознанием хороших поступков, добрых дел, преодолением препятствий на пути к успеху.

К почету награда всегда прибавляет людям желание повторить достижение, оставляет впереди что-то недосягаемое, стремление к лучшему. Когда, например, к награде – почетному званию «Заслуженный учитель Российской Федерации», как это было у меня, получаешь поздравительную телеграмму председателя Совета Центросоюза РФ, которую помещают на первую страницу отраслевой газеты «Российская кооперация» и где черным по белому написано, что высокая государственная оценка является также оценкой вклада коллектива техникума, всей образовательной системы потребительской кооперации в воспитание молодого поколения, подготовку квалифицированных кадров, поверьте, у директора появляются огромные крылья для полета.

Уважительное, внимательное отношение, своевременные поощрения нелегкого учительского труда позволяли и потом успешно отрабатывать награды, повышать качество обучения, внедрять эффективные инновационные технологии. Подобное отношение к наградам лучших работников мы всячески стремились утверждать в коллективе. Любые ценные начинания, инициатива, преданное служение делу не оставались незамеченными, всегда находили поддержку, накопленный опыт изучался и распространялся.

Постоянный поиск нового, стремление к идеалу способствовали внедрению в практику своей деятельности «живой» педагогики, улавливающей дыхание жизни, гибкой и демократичной. Ведь тайна учебно-воспитательного процесса кроется именно в отношениях учителя и ученика, в их синергетическом взаимодействии.

Важным требованием живой педагогики является обучение в работе, в действии. Полученные знания тут же применяются на практике в созданных на базе учебного заведения коммерческих структурах – в учебно-производственном магазине «Надежды Меркурия», студенческом потребительском обществе, бизнес-центре «Компьютерные услуги», учебной торговой фирме.

Являясь членами торгового отряда, студенты организуют выездную торговлю на городских праздниках и ярмарках, а летом разъезжаются сельские магазины на подмену продавцов в период отпусков, работают в детских и молодежных кафе, осуществляют выносную лоточную торговлю.

Подготовить не просто высокообразованного специалиста, а сформировать человека культурного, творческого, влюбить молодых в искусство, возродить в учебных заведениях тепло неформального общения – наша главная задача. Успешно действовало студенческое объединение «Бизнес и творчество», куда входило 12 клубов и кружков по интересам. Хорошие уроки культуры, духовно-нравственного воспитания получали студенты на спектаклях своей театральной студии «Ника». Поэтическими салонами и музыкальными гостиными привлекал молодежь клуб творческих встреч «Постижение».

Нам удалось реализовать много­уровневую профессиональную предрасположенную подготовку кадров. При техникуме функционировало кооперативное училище, которое готовило продавцов, поваров, пекарей, кондитеров. А затем на базе техникума был создан и в течение 15 лет успешно работал Брянский филиал Российского университета кооперации.

Общественное признание через различные виды заслуженных награждений порождает желание сохранять и приумножать достигнутые успехи.

Жаль только, что почти каждую награду своим коллегам приходилось порой буквально выбивать, преодолевать утвержденные сверху квоты, убеждать учредителя в необходимости хотя бы в моральном плане поднимать престиж учителя.

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте