Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Алексей Леонтьев
В прошлом учебном году педагогическая команда школы №1980 «Будущее рядом» стала победителем командной олимпиады по функциональной грамотности для учителей.
Самая важная задача в командном соревновании – это сформировать команду. Необходимо найти людей, которые не только обладают определенным объемом теоретических знаний, но и хотят проверить свои силы, узнать новое, а главное – умеют работать вместе. Нам удалось собрать воедино учителей, разных по научной направленности и уровню знаний, степени мотивации и заинтересованности, по темпераменту. Это была команда мечты. Мы назвали ее «Будущее рядом», намекая на то, что сами готовы к изменениям, которые происходят в обществе.
В команду вошли и молодые, и опытные педагоги, математики и гуманитарии. Вне зависимости от возраста и знаний нас объединила одна цель – стремление испытать себя. Так мы получили возможность проявить креативность, показать умение договариваться и продуктивно работать. Конечно же, все хотели победить.
Олимпиада по функциональной грамотности особая. Она позволяет понять, сможешь ли ты применить свои знания в различных жизненных ситуациях: рассчитать при определенных условиях количество корма для кошки, разобраться с билетом на поезд, который написан на неизвестном языке, определить экологическую маркировку на товаре, вычислить количество и стоимость плитки, необходимой для благоустройства садового участка, поменять товар в магазине, оценить траекторию возможного движения транспорта в сложных обстоятельствах.
Первый тур олимпиады – интеллектуальное соревнование длительностью 240 минут. Благодаря тому что мы уже участвовали в олимпиадах такого плана, мы понимали, что на первом этапе важнее всего оценить свои силы, правильно рассортировать предложенные вопросы и распланировать время. Первые 10 минут были потрачены на планирование деятельности – изучение и распределение конкурсных блоков. Команда сделала акцент на первоочередном выполнении сложных заданий, за которые можно было бы получить большое количество баллов, а позже возвращалась к более простым.
Заданий было почти 90, разной направленности и сложности, большинство – метапредметные, то есть для их выполнения необходимо объединение усилий биологов, филологов, историков и математиков. Также при выполнении заданий первостепенное значение имела читательская грамотность – умение осознанно воспринимать научный текст, ведь порой ответ на вопрос лежал на поверхности и не требовал сложных подсчетов. Много заданий в олимпиаде было на иностранном языке, и благодаря тому что в нашей команде были люди, владеющие английским, немецким и французским языками, мы справились.
Второй этап – творческий. Нам нужно было за ограниченное время создать игру на космическую тему. Игра должна была состоять из заданий, направленных на формирование и оценивание функциональной грамотности, и включать в себя определенные организатором материалы Московской электронной школы. Создание игры мы начали с мозгового штурма: предлагали максимальное количество идей, чем креативнее, тем лучше. А потом из идей выстроили систему игры, ее план.
Идея квеста заключалась в следующем: чтобы получить право стать капитаном космического лайнера, нужно перемещаться по планетам и, выполняя задания, собрать кодовое слово «космос». Его необходимо было сдать в центр управления полетами (штаб). Команда, которая соберет кодовое слово первой, получает звание «Космические рейнджеры» и билеты на космическую станцию «Марс».
После того как идея и общий план были сформированы, мы непосредственно приступили к выполнению заданий. Коллеги занимались разработкой игровых элементов квеста, я же сосредоточилась на методической части: нужно было описать игру, место проведения, объяснить выбор возраста участников, создать инструкцию для организаторов и красочный буклет-приглашение для детей. Радостно, что за творческий тур мы получили практически максимальную оценку, это означает, что наша команда понимает, что такое функциональная грамотность и как ее использовать в игровых процессах в школе.
Самым сложным для нас оказался третий этап – критериальное оценивание. Одно из важнейших умений человека XXI века – умение оценить свою деятельность и деятельность других в соответствии с критериями. Однако оказалось, что это не так просто. Нам предстояло оценить игровые проекты десяти команд! Оценивание было анонимное, оно потом сопоставлялось с оцениванием экспертной группы.
К сожалению, наше мнение не везде совпало с оценкой экспертов, и это позволило нам сделать вывод о том, что в следующей олимпиаде нужно будет не только распределить работы для проверки между членами команды, но и провести перекрестную проверку и обсудить ее результаты, чтобы добиться максимальной объективности.
Участие в олимпиаде вызвало у нас положительные эмоции, мы многое почерпнули для себя, увидели возможности нестандартного формата заданий для преподавания в школе. Мы стали лучше понимать, как готовить детей не только к диагностикам по функциональной грамотности, но и к жизненным ситуациям, в которые они попадают каждый день.
Какие можно дать советы участникам олимпиад?
Во-первых, участвуйте с удовольствием, думайте о том, что полезного вы сможете получить от участия в олимпиаде.
Во-вторых, соберите команду единомышленников.
В-третьих, оцените свои силы и распределите конкурсное время.
В-четвертых, не бойтесь совершать ошибки. Именно они мотивируют к дальнейшему развитию, становятся точкой роста.
В-пятых, проявите креативность. Иногда даже самые странные идеи могут воплотиться в успешный педагогический проект…
Главное – помните, что функциональная грамотность – это не про виртуальные задания и олимпиаду, это про нашу жизнь.
Зинаида ЦАПАЛИНА, учитель истории и обществознания школы №1980
Комментарии