Берег – это то, к чему можно причалить. И то, чего нужно держаться. Берег символизирует надежную опору. Наверное, не случайно в Петербурге три года назад появилось государственное оздоровительно-образовательное учреждение под названием «Балтийский берег». Может статься, что именно ему придется дополнять ассоциативный ряд к понятию «берег» такими словами, как «ориентир», «маяк».
«Балтийский берег» в городской системе дополнительного образования выступает одним из первопроходцев. До него подобных учреждений не было. К созданию «Балтийского берега», как говорит его генеральный директор Михаил Кириленко, приложила руку сама жизнь:
– Моя идея заключалась в том, чтобы на базе действующих учреждений создать объединение загородных и городских детских лагерей и баз, которое оправдывало бы себя со всех точек зрения, в том числе и финансово-хозяйственной.
Детище Кириленко – это «реорганизация путем слияния», т.е. укрупнение слабых учреждений в единое целое. Сегодня в состав ГОУ «Балтийский берег» входят: детские оздоровительные лагеря круглогодичного действия «Солнечный» и «Молодежное», санаторный интернат «Лесная школа», городская станция юных туристов, отдел гражданского и патриотического воспитания, спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва, туристское агентство «Школьное», городская турбаза «Школьная», отдел психолого-педагогической и медико-педагогической помощи.
Другими словами, в городе существует многопрофильный государственный оздоровительно-образовательный холдинг, в котором в течение года оздоравливаются и обучаются 12 тысяч детей и учителей.
– В Комитете по образованию Санкт-Петербурга идею создания «Балтийского берега» поддержали и, объединив лагеря «Молодежное» и «Солнечный», передали в «довесок» городскую станцию юных туристов, спортивную школу и гостиницу «Школьная», вспоминает Михаил Кириленко. – Инженерно- технический уровень всего того, что я принял, был в плачевном состоянии. «Молодежному» на тот момент стукнуло пятьдесят лет, его строения и коммуникации требовали капитального ремонта. Гостиница «Школьная» находилась на грани перепрофилирования. А ведь она когда-то была известна на весь Советский Союз. Еще в 80-е годы существовала целая система подобных дешевых гостиниц для проживания ребят из различных уголков страны, объезжающих за каникулы разные города. Сегодня в большинстве своем детские гостиницы прекратили свое существование. Такая же участь ждала и «Школьную».
– Михаил Михайлович, как возникла идея объединения загородных детских баз?
– Сознание того, что богатейший опыт социальной реабилитации детей и молодежи, накопленный в нашей стране, не должен исчезнуть бесследно. В период зарождения рыночных отношений у политиков хватило ума социальную сферу объявить государственной собственностью. В то же время ее лишили элементарного бюджетного финансирования. Об этом времени вспоминаешь с болью в сердце.
Пока делили нефть, газ и другие природные ресурсы, о нас почти забыли. Но в последнее время «акулы рынка» вспомнили, что «социалка» тоже имеет материальную ценность, и не малую. Особенно после принятия нового Земельного кодекса РФ. Ведь под детские загородные лагеря всегда отводились лучшие природные ландшафты.
Все, что было создано для детей, не может с легкостью продаваться или перепрофилироваться под тем или иным предлогом, в том числе и земельные участки.
Годами складывались зоны концентрации детских оздоровительных лагерей и баз, как пример – территория Ушково – Серово – Молодежное – Смолячково в Курортном районе. Здесь в радиусе полутора километров в лучшие годы отдыхали до пяти тысяч детей в смену. Такая концентрация баз – это целая индустрия детского отдыха. Она без преувеличения является образующей отраслью для близлежащих поселков. Там просто нет другой работы.
– Тогда почему же «чиновники-рыночники» нацеливаются на детские лагеря?
– Самое ценное здесь – это земля. Территории не нужно выводить из лесофонда, они освоены в инженерном отношении, благоустроены. И это прекрасно понимают деловые люди. Поэтому любыми правдами и неправдами процесс лоббируется, особенно в отношении временно не работающих, законсервированных ввиду аварийного состояния или странным образом выведенных из юрисдикции города детских учреждений. Есть случаи, когда заброшенные базы захватывают неизвестные лица, в том числе и гастарбайтеры. Имеются факты поджогов. Были прецеденты незаконного изъятия неработающих дошкольных учреждений с последующей продажей под коттеджное строительство.
Очень мало осталось круглогодичных лагерей. А ведь потребность в них велика: у нас, например, уже перебор заявок на зимние и даже на весенние каникулы.
Как сделать детские лагеря рентабельными? Надо обеспечить загрузку. Допустим, санаторная школа-интернат принимает сто детей, но почему бы не расширить ее возможности до двухсот человек, если рядом стоит поселковая школа, в которой классы недоукомплектованы? В результате появились бы дополнительные возможности для загрузки и более стабильными стали бы условия работы сельских учителей.
Самое главное, что круглогодичные загородные базы при грамотном управлении и хозяйствовании уже через несколько лет можно вывести на самоокупаемость. Пример тому «Балтийский берег». Ему всего три года, а его внебюджетные доходы составляют уже 130% от бюджетного финансирования. То есть если бюджет выделяет 20 миллионов рублей, то «Балтийский берег» самостоятельно зарабатывает 26 миллионов. Эти деньги позволяют развивать материальную базу и держать стабильный уровень зарплаты работников комплекса. Из собственных внебюджетных средств ведется поэтапный ремонт гостиницы «Школьная», построен современный спортзал и начат ремонт трамплина в «Молодежном». 405 тысяч рублей «Балтийский берег» выделил на проектирование и строительство крупнейшего в городе скалодрома, где могут тренироваться одновременно до тридцати детей и взрослых.
Подобный комплекс можно назвать учреждением нового типа, где все подчинено здравому смыслу и здоровому прагматизму. Дело ведь не только в сохранении загородных детских лагерей, но и в умении думать о будущем. Сиюминутная выгода от продажи пустующих детских учреждений как в городе, так и за городом в прекрасном далеке может обернуться еще большей демографической катастрофой, чем та, какую мы испытываем сейчас. Кстати, еще одной деталью, подтверждающей новый подход к деятельности государственного учреждения дополнительного образования, является появление в «Балтийском береге» отдела маркетинга. По мнению начальника отдела Нины Обуховой, в изменившихся условиях существования любому учреждению необходимо присмотреться к тому, что предлагает сегодня рынок. «Балтийский берег» решил, что оставаться в тени и не замечать наступающих на пятки конкурентов неправильно. Нужно проводить целенаправленную рекламную работу.
– Мы рассказываем о работе своих учреждений, общаемся с предприятиями, фирмами для того, чтобы пополнить свою клиентскую базу и загрузить лагеря круглогодично, – говорит Нина Павловна. – Польза от этого обоюдная: взрослые и дети отдыхают, а учреждение зарабатывает дополнительные средства на свое развитие. Мы начали участвовать во всевозможных выставках. Изготовили цветные флаерсы и буклеты с подробной информацией обо всех своих структурных подразделениях и их программах. Таким образом, мы заявляем, что готовы сотрудничать со всей Россией, странами СНГ и дальнего зарубежья.
– «Балтийский берег» сегодня далек от мысли почивать на лаврах, – вступает в разговор независимый эксперт Александр Седых, привлеченный Комитетом по образованию города по разработке Программы устойчивого развития детских оздоровительных учреждений. – Совершенно очевидно, что восстановление и переоснащение детских оздоровительных баз потребует больших финансовых вложений. Выделяемых бюджетных, да и собственных ресурсов для этого недостаточно. Ко всему прочему, и система казначейства не торопится расставаться со средствами, заработанными госучреждениями. Очевидно и другое: обременять сегодня расходную часть городского бюджета нереально. Значит, надо более осмысленно и профессионально использовать рыночные механизмы. С нашей точки зрения, детские лагеря и дошкольные учреждения имеют большие скрытые резервы и вполне могут выйти на новый уровень развития. Их должно быть такое количество, чтобы удовлетворять потребности города в оздоровлении и отдыхе детей в круглогодичном режиме, а при отсутствии загрузки – моментально трансформироваться и оказывать услуги для семейного, корпоративного и индивидуального отдыха по рыночным ценам. Это позволит сделать детские базы рентабельными.
Комментарии