Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Творцы успехов

Лаборатория WorldSkills Светланы Андриановой

И нужен всем всегда везде как воздух аналитик, и на земле, и на воде нет без него открытий
УГ - Москва, №40 от 5 октября 2021. Читать номер
Автор:

Мы могли бы встретиться в Уфе на финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), где студенты образовательного комплекса «Юго-Запад» в компетенции «Лабораторный химический анализ» завоевали «золото» и «серебро». Светлана Андрианова неизменно рядом с этими талантливыми ребятами, она их наставник, тренер, эксперт. Триумфами победителей педагог гордится, но считает, что они логичный результат огромной кропотливой работы, которая ведется ежедневно, и, несмотря на то что такие победы, безусловно, радуют, они лишь маленький шажок к более глобальной цели – овладеть важной и перспективной профессией как можно лучше.

 

О компетенции «Лабораторный химический анализ» мы рассказывали на страницах «Учительской газеты-Москва» в №11 от 16 марта. И в этой статье автор отмечал заслуги главного регионального эксперта WorldSkills Russia, тренера национальной сборной России по данной компетенции Андриановой, а еще он подчеркивал весомую роль Светланы Юрьевны в подготовке начинающих лаборантов к демонстрационным экзаменам.

Преподаватель спецдисциплин образовательного комплекса «Юго-Запад» и вправду воодушевлена размахом движения WorldSkills, в котором она с 2015‑го, и уже практически сроднилась с его чемпионатами. И, безусловно, Светлана Андрианова искренне увлечена лабораторным химическим анализом, уверенная на все сто, что ни в одной отрасли без него не обойтись.

А ведь в детстве она мечтала стать криминалистом. Это желание в какой-то момент почти победило другую ее, более раннюю, мечту – об учительстве. Да, ей так нравилось проверять тетрадки и терпеливо снова и снова объяснять игрушкам, что дважды два – четыре. Но дедуктивный метод, разоблачение нечестности по не заметным на первый взгляд деталям, привлекали ее несказанно.

Загоревшись детективными страстями всерьез, девочка даже поделилась своими настроениями с папой одной из подружек, не понаслышке знакомого со столь заманчивой сферой деятельности. Он-то ее вернул к действительности, отрезвив реальностью, оказалось, романтики в криминалистике мало, а вот страшного, тяжелого для девичьей психики, напротив, предостаточно.

И Светлана в своих метаниях пришла к компромиссу: она станет учителем, но обработке данных уделит особое внимание. Тем более в школу, где училась юная мечтательница, пришла новая учительница химии, да еще так совпало, что где-то в это же время и мама диаметрально поменяла свою профессиональную деятельность: будучи полиграфистом и занимаясь всю жизнь книгопечатанием (отсюда страсть дочери к чтению), она решила устроиться на работу поближе к дому, получилось это сделать только на станции водоподготовки, она стала заместителем начальника химико-бактериологической лаборатории. Возвращаясь домой после трудового дня, говорила:

– Как же сегодня было интересно! Мы исследовали…

Дальше начинался занятный рассказ. А в школе не менее увлекательными были уроки Людмилы Сергеевны Тимошенко (к сожалению, пандемия унесла ее жизнь в этом году). Педагог оказалась деликатным и мудрым наставником для девочки, попавшей под очарование волшебства этой науки. К концу 10‑го класса Светлана четко знала: она будет педагогом-химиком!

– Людмила Сергеевна настолько глубоко нам давала понятия, настолько правильно их доносила, грамотно и доходчиво объясняла материал, – вспоминает Андрианова, – что и я научилась раскрывать сложное просто, освещать туманное и мотивировать на исследование. Ее манера передавать знания сегодня мне очень помогает. Необходимо, чтобы ученик точно понял, что он делает и для чего, с чем он работает и для какой цели, если он не понимает, это приведет к катастрофе.

Светлана Юрьевна знает, о чем говорит, литературы по безопасности труда, экологии прочитаны горы. Говорит, случайных знаний не бывает, любая информация полезна, развивает интеллект и способствует установлению любопытных межпредметных связей.

Она собиралась поступать в институт, но все сложилось так, что попала в набор аналитиков в техникум – Политех имени В.И.Ленина Мосгорисполкома. Здесь ей тоже повезло с педагогом, Ирина Алексеевна Осипова сама была выпускницей этого техникума, и прежде всего для знакомства она просила описать, как ее студенты видят свою профессию, что намерены делать и какие выстраивают перспективы (подобные «мотивационные письма» пишут абитуриенты в западных весьма практико-оринтированных вузах, но для нашей системы образования в те времена это было достаточно смелым ноу-хау!).

Это сочинение помогло Светлане вовремя расставить нужные акценты, она осознала: то, к чему она стремилась изначально, – стать учителем в школе, отличается от того, чем она будет заниматься теперь. Широкое представление об основах науки, в которую она предполагала влюблять последователей, сузилось до конкретного и очень четкого процесса, но зато какого захватывающего! Уже на 3‑м курсе ей предложили поработать в своей альма-матер лаборантом. Так постепенно шло формирование личности будущего педагога. Окончив впоследствии Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова, она пришла работать именно сюда, в родные стены своего теперь уже образовательного комплекса.

– У каждого разные возможности, – отмечает она сегодня, – но обучить можно любого. Позволив ученику постигнуть предмет, мы помогаем ему найти свой путь в жизни. Кто-то будет кропотливо заниматься анализом и контролировать качество чего-то важного, кто-то вырастет в серьезного ученого. Мне звонят выпускники, они нашли себя, свое призвание, и это очень приятно. Многие из них уже становятся руководителями предприятий, заведующими лабораториями. Аналитика стала для них серьезным подспорьем.

Аналитическая химия открывает возможности во всех областях промышленности – химической, фармацевтической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей, металлургической, в сфере народного хозяйства и много где еще.

– Я все время говорю ребятам, – улыбается педагог, – вам повезло, что вы пришли в настолько уникальную профессию. Она откроет вам двери во все сферы, в которых вы захотите применить свои знания. Сейчас у ребят была возможность попробовать себя, наши студенты как специалисты в лабораторном химическом анализе участвовали на различных этапах разработки вакцины, для многих эта работа стала темой диплома.

Конечно, есть и такие, кто, отучившись, говорит: «Не мое». Это и вправду направление специфическое, трудоемкое, требующего огромной внимательности, аккуратности и настойчивости. А те, кто поймал и в столь строгом деле кураж, рвутся в бой, не чураясь серьезных исследований и сверхсложных испытаний чемпионатов WorldSkills.

Для Светланы Юрьевны это движение стало по-настоящему близко, говорит: «Мое дело жизни». Она болеет за ребят, за то, сумеют ли они проявить свои навыки должным образом. Чаще всего получается, и они привозят с этих праздников-ристалищ заслуженные награды. Как главный эксперт, а она в этом качестве выступает не только на соревнованиях для юношества, но и в «Навыках мудрых», она отвечает за управление, организацию и руководство компетенции и участвует в планировании, управлении, организации и руководстве работой экспертов, их подготовкой.

Почетный работник образования города Москвы, главный региональный эксперт WorldSkills Russia в компетенция «Лабораторный химический анализ», Светлана Андрианова заядлый театрал и страстная путешественница. А еще она любит Москву, говорит, что сердце сжимается от счастья, когда она видит стены Кремля, величественные проспекты и милые улочки родного города. И это всегда придает ей сил и окрыляет.

Лора ЗУЕВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту