search
main
0

Лаборатория учителя

В 2007-2008 учебном году издательством «Дрофа» совместно с Государственным образовательным учреждением «Новгородский региональный центр развития образования» была создана экспериментальная площадка по теме «Отработка методики преподавания и анализ результатов обучения по учебно-методическому комплекту для 8 класса «История России. XIX век» автора Ляшенко Л.М. Базой для проведения эксперимента стал 8 «Г» класс МОУ «Первая университетская гимназия имени В.В. Сороки» Великого Новгорода.

Анализ учебно-методического комплекта по истории России для 8 класса издательства «Дрофа».

Учебно-методический комплект включает:

Ляшенко Л.М. История России. XIX век: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений;

Ляшенко Л.М. История России. XIX век. 8 класс: Метод. пособие к учебнику;

Короткова М.В. История России. XIX век. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Л.М. Ляшенко.

Содержание учебника для общеобразовательных учреждений Л.М. Ляшенко «История России. XIX век» включает все элементы обязательного минимума содержания основного общего образования по истории России. Дополнительный материал о структуре общества, повседневной жизни, отношениях государства и церкви позволяет учащимся полнее представить Россию XIX века.

Учебник обеспечивает преемственность в изучении предмета с другими учебниками «белой линии» издательства «Дрофа».

В содержании учебника обозначены и объяснены взаимосвязь и преемственность различных исторических периодов. Четко и определенно обозначены и объяснены особенности российской истории XIX века.

В содержании учебника мы не обнаружили фактических ошибок и неточностей.

На изучение курса программа отводит 40 часов. В учебнике содержится 36 параграфов, а также разделы «Вместо введения», «Вместо заключения». Это дает возможность учителю легко структурировать изучаемый материал, не превышать объем, не перегружать учащихся.

Облегчает работу учителя использование тематического планирования курса «История России. XIX век» (Ляшенко Л.М. История России. XIX век. 8 класс: Метод. пособие к учебнику (стр. 167-188). В нем представлены не только темы курса и количество часов, отводимое на их изучение, но и описание каждого урока, включающее тему урока, тип, план, ведущие приемы и средства обучения, понятия и идеи, межпредметные и внутрикурсовые связи. При работе систематически использовали темы, понятия и идеи, межпредметные и внутрикурсовые связи.

Продуманна и эффективна структура методического пособия к учебнику.

Раздел пособия «Общая характеристика курса» акцентирует внимание педагога на процессы, происходившие в России XIX века.

Раздел методического пособия «Общая характеристика учебника» дает учителю возможность:

– понять идеи, заложенные в основу учебника, без чего невозможно полноценное его использование;

– ознакомиться с группировкой материала учебника;

– лучше разобраться в структуре учебника;

– ознакомиться с различными типами заданий, представленных в учебнике.

Раздел «Рекомендации по изучению отдельных проблем курса» методического пособия помогает учителю разобраться в сложных проблемах и понятиях курса перед тем, как работать над ними с учащимися.

Хочется отметить целесообразность включения автором в данный раздел «Дополнительных материалов для учителя». Представленный в пособии «Обзор литературы» по темам курса позволяет педагогу быстро найти нужную для него книгу, если возникла необходимость обратиться к научным трудам.

Автор включил в пособие «Темы возможных рассказов учителя», «Портреты государственных, общественных деятелей и деятелей культуры», «Беседы по отдельным темам», «Некоторые документы в помощь учителю», где предоставил преподавателю обширный разнообразный материал, не навязывая его использование, давая учителю возможность выбора, экономя время педагога на поиск необходимых сведений. В ходе работы данный материал постоянно был использован.

В работе с учащимися перед изучением ими каждой главы учебника и после знакомства с ней обязательно обращались к главе методического пособия «Что мы ждем от учащихся?». Это позволяло увидеть то главное в содержании, что должны понять школьники.

Стиль и язык изложения материала в учебнике для 8 класса Л.М. Ляшенко заслуживает очень высокой оценки. Он доступный, соответствует возрасту учащихся. Примечательно, что характер изложения неодинаков. Изложению в некоторых частях книги придана конспективная форма, в то же время учебник не исключает и рассказ, и описание, и характеристики.

Следует отметить удачное включение в текст параграфов учебника дополнительных сведений о деятелях отечественной истории XIX века, используя которые ребята учатся объяснять свое отношение к личностям истории России. С данным материалом удобно работать, он интересен, в тексте выделен более мелким шрифтом, является небольшим по объему, почти всегда сопровождается портретом деятеля.

На страницах учебника Л.М. Ляшенко много портретов. Это оправданно, даже необходимо, с нашей точки зрения, так как помогает ученикам увидеть не только факты и события, но и почувствовать «живую» историю.

Лучше запомнить деятелей XIX века позволяет учащимся выполнение заданий из рабочей тетради к учебнику (автор М.В. Короткова). Следует отметить обилие и разнообразие заданий по данной тематике («Дайте краткую характеристику исторических деятелей, из которой стало бы ясно, чем они знамениты»; «Сделайте подписи к портретам героев и расскажите об их подвигах»; «Напишите, кому принадлежат следующие строки и с какими событиями они связаны»; «Отметьте знаком «+» имя государственного деятеля…»; «Установите соответствие между именем деятеля и областью деятельности; маршрутом путешествия; журналом, в котором сотрудничал; творением этого деятеля; городом, в котором творил и т. д.»; «Назовите, о ком идет речь…»).

Одним из требований к уровню подготовки выпускников основной школы является знание терминов, умение объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. Формированию данного умения способствует организация работы учащихся с кратким словарем, расположенным в конце учебника. Объяснение терминов, представленных в словаре, понятно учащимся, кроме трактовки понятий «восточный вопрос» и «мюридизм». Перечень понятий, которые должны усвоить учащиеся в ходе изучения каждой главы учебника, дается в методическом пособии для учителя (глава «Сложные вопросы и понятия»), но это ориентир для педагога, а не для самостоятельной работы школьников.

Учебник позволяет легко построить работу детей с хронологией, через использование хронологической таблицы, помещенной в конце книги, и рубрики «Летопись», расположенной после параграфов.

Использование заданий из рабочей тетради к учебнику («Составьте хронологический ряд…»; «Восстановите хронологический порядок…»; «Составьте логические цепочки из дат, событий и географических мест…»; «Составьте другую периодизацию…») помогает организовать работу учащихся с хронологией на уроках и дома.

В требования к уровню подготовки выпускников основной школы включено умение пользоваться исторической картой. В учебнике, на наш взгляд, представлено мало карт (стр. 18, 65, 147).

В рабочей тетради к учебнику представлена рубрика «Внимание, карта!», в которой собраны задания по работе с исторической картой. Ее использование оказалось неэффективным, так как для работы требовались атласы. Проще было организовать работу учащихся с контурными картами.

Умение анализировать информацию, представленную в схемах, диаграммах, таблицах, и делать на ее основе выводы необходимо учащимся при выполнении заданий на ЕГЭ по истории и обществознанию. Несомненным достоинством учебника для 8 класса Ляшенко Л.М. является наличие в тексте параграфов схем, диаграмм и т. д. Они разнообразны, интересно и качественно выполнены, многие сопровождаются рисунками, обращают на себя внимание учащихся, поэтому ребята охотно работают с ними.

Заполнение таблиц, схем в рабочей тетради, выполнение заданий рубрики «В мире цифр», где приведены статистические данные, позволяет активизировать самостоятельную и групповую работу гимназистов, проверить усвоение ими материала изучаемого курса.

Учебник Л.М. Ляшенко отличает высокое полиграфическое качество.

Знакомить учащихся с произведениями искусства XIX века, развивать образное мышление ребят помогают цветные вклейки в учебнике, одна из которых посвящена живописи, другая – скульптуре и архитектуре. Далеко не каждый ребенок из провинции видел эти шедевры в подлиннике. Многие дети ни разу не бывали в Москве и Санкт-Петербурге. Конечно, сегодня доступны красочные издания по искусству, но редко кто из восьмиклассников в них заглядывает. Учебная книга на уроке у каждого на столе, и у учителя есть возможность организовать работу по формированию умения давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала. Иллюстрации сопровождаются стихотворными и прозаическими подписями, которые заставляют школьников не просто созерцать (что тоже немаловажно), но и размышлять.

Выполнение задания рубрики «Глазами художника» из рабочей тетради помогает учащимся лучше осмыслить исторические события и явления.

Информация об одежде, обуви, прическах, мебели и т. д., представленная в рубрике «В зеркале моды» рабочей тетради, вместе с иллюстрациями позволяет школьникам полнее «окунуться» в XIX век.

К моменту окончания основной школы выпускник должен уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников. Учебник Л.М. Ляшенко и рабочая тетрадь к нему дают возможность в полной мере организовать деятельность учащихся по выработке данных умений. Этому способствуют расположенная после каждого параграфа учебника рубрика «Событие – современник» и рубрика в рабочей тетради «Свидетельства современников», где собраны отрывки из документов и вопросы, требующие анализа. Работа с документами дает возможность учащимся почувствовать себя исследователями.

Рубрика учебника «Историческая разноголосица, или Кто прав?» и рубрика с таким же названием рабочей тетради, где приводятся противоположные мнения историков по одной и той же проблеме, помогают учащимся сформулировать и объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России XIX века.

Несомненной удачей автора является помещенная в учебнике после каждого параграфа рубрика «Загадка от…». Само название рубрики привлекает внимание учащихся.

Формированию у восьмиклассников умения использовать приобретенные знания при написании творческих работ способствует рубрика рабочей тетради «Сочинение», в которой сформулированы тема сочинения и опорные слова для его написания.

Учебник Ляшенко Л.М. через рубрику «Вопросы и задания» обеспечивает возможности для формирования у школьников умений: выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические события и явления по заданному признаку; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять причины и следствия важнейших исторических событий.

Учебник для 8 класса дает возможность для уровневой дифференциации обучения. В конце учебника автором отдельно выделены «Задания повышенной сложности». Кроме того, вопросы и задания после параграфов различны по уровню сложности.

Следует отметить, что после каждой главы в учебнике есть рубрика «Что еще почитать по теме…», которая позволяет гимназистам, заинтересовавшимся изучаемым материалом, значительно расширить свои знания, прочитав рекомендуемое.

Несколько раз при изучении курса необходимо провести дискуссии среди учащихся, дав ребятам значительное время на подготовку, оказывая им всяческую помощь. Целесообразно использовать при этом групповую форму работы. Рубрика «Поспорим?», расположенная после каждой главы в учебнике, предлагает различные темы для дискуссий, позволяя школьникам самим определиться в выборе проблемы. Можно организовать дискуссии, используя материал рубрики «Историческая разноголосица, или Кто прав?».

Использование данного методического комплекта дает возможность организовать проверку знаний учащихся, повысить интерес ребят к изучению истории, улучшить их учебные достижения, способствует формированию у ребенка основ собственного взгляда на прошлое нашей Родины.

Валентина КОНЕЦКАЯ, учитель; Ольга МИХАЙЛОВА, методист Новгородского РЦРО, Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте