Проектная и исследовательская деятельность сегодня – это один из важнейших элементов современной образовательной среды, та точка, в которой соединяются теория и практика, дополнительное и основное, появляется пространство для подлинной реализации деятельностного подхода. Кроме того, навыки, которые обучающиеся получают при создании проекта или проведении исследования, необходимы для жизни в современном обществе.
Несмотря на обилие подходов, технологий и методик, профессиональное сообщество пока не выработало единых подходов к способам организации проектного обучения. Нередко классный руководитель берет на себя ответственность за работу над проектами в своем классе, что создает для него дополнительные проблемы. Не менее сложные задачи у учителя-предметника, которого выбирает ученик в качестве руководителя, если тема и разработка проекта выходят за рамки профессионального опыта учителя. Представители вузов и производств не всегда мобильны, не всегда могут оперативно подключиться на той или иной стадии проектной разработки. Отдельного осмысления в коллективе требует и предмет «Индивидуальный проект», который должен стать прежде всего методологической основой для ребят и их научных руководителей. Да, современная школа открывает большие возможности, когда ученик может найти наставника, обладающего необходимыми для руководства проектом знаниями и умениями, консультантов и экспертов (если в этом есть потребность), но как эффективно и оперативно связать все стороны между собой?
Ответ на этот вопрос, который мы искали, возник в условиях пандемии. В процессе изучения различных платформ мы не нашли соответствующую нашим потребностям и решили создать что-то совершенно новое – платформу для организации совместной работы автора и руководителя проекта. И мы по правилам всех технологических стартапов, участвуя в акселераторе Агентства стратегических инициатив, ее создали. Платформа получила рабочее название Laboratorium.
Фундаментом нашей работы стал важный педагогический принцип: мы должны оттолкнуться от алгоритмизации процесса, который проходит ученик, разрабатывая свое исследование или проект. Коммуникативная составляющая становится важным, но вторичным технологическим моментом. Эта сознательная ориентация платформы на методику помимо всего прочего позволяет организовать постоянную профессиональную дискуссию. Благодарим коллег из Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара, которые уже сделали нам ряд принципиальных и важных предложений, например, о повышении роли ребенка как субъекта этой деятельности. На встрече с коллегами мы обсуждали и иные перспективы, например возможность мониторинга всех процессов, что, конечно, облегчает выполнение задач, стоящих перед школьными администраторами.
Проанализировав различные подходы к организации проектной деятельности, мы разработали методологию, отвечающую требованиям московских и всероссийских конкурсов проектно-исследовательских работ. Работу над проектом было решено разделить на 4 этапа, результат каждого этапа требует одобрения научного руководителя проекта, а в итоге ученик получает работу в том виде, в котором будет представлять.
Первый этап – это классическое введение с формулировками актуальности, целей, ожидаемого результата, методов исследования, задач. Второй этап – непосредственно работа над поставленными задачами и их описание. Третий – оформление результатов, загрузка мультимедийных файлов. Четвертый этап – окончательный, когда можно оформить свою работу, скачать ее в формате Word и получить оценку. На каждом этапе возможна установка временных рамок для работы и отчета.
При выполнении проекта очень важно понимать, как можно повернуть работу, в какое русло следует направить. Для этих целей на платформе реализован необходимый функционал: на любом этапе возможно присоединить коллегу (другого учителя, педагога дополнительного образования) или внешнего эксперта (к работе с авторами-обучающимися подключены преподаватели МАИ, кандидаты географических наук, члены Российского географического общества, сотрудники МГТУ СТАНКИН, преподаватели IT-школы Samsung, сотрудники Центра Келдыша и др.). Внешние эксперты могут подключаться к платформе в нескольких ролях: корректировать методологический аппарат, помогать в проведении экспериментов и лабораторных исследований, давать отзыв о работе. Взаимодействие с вузами-партнерами необходимо улучшать и делать его более активным, но уже сейчас мы можем сказать, что это участие оказывает благоприятный эффект на всю проектную и исследовательскую деятельность в целом.
Отличительной особенностью платформы является возможность контроля процесса руководителем. Автор работы имеет возможность получить комментарии и ответы на вопросы, которые возникают по мере реализации проекта. Руководитель имеет доступ к работе ученика на любом этапе. Помимо этого формируются данные по количеству проектов в школе, их названий, авторов и руководителей.
Педагогический коллектив нашей школы поначалу с осторожностью относился к новому формату работы над проектами, однако впоследствии оказалось, что это очень удобный инструмент для взаимодействия с обучающимися. Руководители проектов могут реализовывать проектно-исследовательскую работу с ребятами, находящимися в других зданиях школы. Помимо этого учителя могут видеть динамику работы и осуществлять обратную связь в любое время, в любом месте (на платформе есть такая возможность – чат).
Этот год стал для нас пилотным, проект жил в режиме апробации, но уже можно сделать некоторые выводы. На данный момент на платформу загружено более двухсот проектов различной направленности. К некоторым проектам были подключены внешние эксперты из вузов, которые сотрудничают с нашей школой. В ближайшей перспективе будет создана база проектов, которые смогут быть примером для создания новых работ и использоваться для обучения проектной деятельности. Также для улучшения работоспособности платформы создан архив.
На сегодняшний день платформа растет и развивается, а полученные отзывы показывают, что мы идем в верном направлении. Надеемся, что наш опыт и технологическое решение будут полезны коллегам!
Александр РОМАНОВ, руководитель группы по проектной и исследовательской деятельности обучающихся школы №1576
Комментарии