search
main
0

Лабиринт Бемоля Диезовича Маленький виртуоз поразил всех своей игрой

Продолжаем публиковать музыкальную сказку Геннадия ШАРИНА.
Проверьте ответы на задачи.

Бегство из страны Глухомании
Глава вторая. Задача “Ноты” (1. Ми. 2. Ре. 3. Ля. 4. Соль. 5. До. 6. Си). Нет ноты “фа”.
Глава четвертая. “Инструменты симфонического оркестра” (1. Челеста. 2. Скрипка. 3. Тромбон. 4. Арфа. 5. Гобой. 6. Валторна. 7. Литавры. 8. Виолончель. 9. Кларнет. 10. Контрабас. 11. Тарелки. 12. Ксилофон. 13. Флейта). Ребус (Петр Ильич Чайковский, “Лебединое озеро).
Глава пятая. (По горизонтали: 1. Элегия. 2. Вокализ. 3. Романс. 4. Искусство. 5. Дуэт. 6. Интервал. 7. Кларнет. 8. Ариозо. По вертикали: Эвридика).
Глава шестая. Александр Порфирьевич Бородин (По горизонтали: 2. Петербург. 4. Химия. 5. “Слава”. 6. Ярославна. По вертикали: 1. “Богатырская”. 2. Пушкин. 3. Кончак). Опера (1. Хор. 2. Пение. 3. Увертюра. 4. Ария. 5. Балет).
Глава седьмая. Чайнворд “Ключ” (1. Интервал. 2. Лад. 3. Диез. 4. Затакт. 5. Темп. 6. Прима. 7. Аккорд. 8. До. 9. Октава. 10. Акцент. 11. Терция).
Глава последняя. Кроссворд (По горизонтали: 2. Туш. 5. Барабан. 8. Балет. 9. Лядов. 11. Бородин. 12. Акт. По вертикали: 1. Шуман. 3. Патефон. 4. Шаляпин. 6. Бас. 7. Хор. 10. Точка).

Капелла – коллектив музыкантов, объединяющий певцов и инструменталистов. В прошлые века капеллы существовали при княжеских дворах. Сейчас капеллами обычно называются хоровые коллективы.
Симфония – большое сочинение для оркестра, возникла в XVIII веке. Классическая симфония состоит из четырех частей.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Феноменальный концерт!
Спешите видеть и слышать “чудо-ребенка” XVIII века! Двенадцатилетняя девочка и семилетний мальчик будут играть на клавесине труднейшие произведения великих композиторов!
Плата за вход – 1 талер.
Коля очень удивился, увидев в лабиринте большую красочную афишу.
Следуя за указательной стрелкой, Коля очутился в небольшом живописном городке. Между скалистых гор струилась стремительная прозрачная река Зальцах. На левом ее берегу возвышались башни и купола красивых зданий, а на самой скале в дымке вырисовывался огромный, мрачноватый замок, похожий на неприступную крепость. За ним простираются цветущие долины.
“Зальцбург” – прочитал Колька и по узенькой тропинке вдоль реки двинулся к самому оживленному месту города.
Празднично разодетая публика собралась в огромном зале. Колька устроился в конце на стуле с высокой спинкой и приготовился увидеть “чудо”.
Зал притих. На возвышение вышла девочка, за ней мужчина со скрипкой, а за ним показалась фигурка маленького музыканта в белых чулках и башмачках с пряжками. Мальчик был в напудренном парике с косичкой.
Чтобы разглядеть крохотного музыканта, зрители привстали со своих мест.
Но вот все успокоились. Девочка и малыш сели за клавесин.
То, что услышала публика, превзошло все ожидания.
И хотя ноги малыша забавно свисали со стула, руки его летали по клавишам. Он фантазировал на заданную тему, с завязанными глазами называл любую ноту, которую кто-либо из зала брал на клавесине, играл на скрипке, читал с листа новые произведения с быстротой, недоступной и зрелым музыкантам.
В заключение клавиатуру покрыли тканью, и маленький виртуоз сыграл на клавесине так же уверенно и с блеском.
Публика была поражена.
Последним покинул зал, где только что произошло чудо, Колька.
Выходя, он увидел, как мужчина со скрипкой, девочка и маленький музыкант в белом паричке и со шпагой садились в карету.
– Подождите, пожалуйста! – рванулся к ним Коля. Он вскочил на подножку и протянул мальчику цветы, которые постеснялся преподнести после концерта.
– Это вам!..
Отец ласково поблагодарил Колю и предложил ему занять место в карете. Карета тронулась.
– Ну что ж, юный почитатель, давайте знакомиться. Моя дочь – Наннерль, мой сын – Вольфганг.
-Колька, Коля… я из музыкального лабиринта…
Иоганн Георг Леопольд удивленно переглянулся с детьми, но переспрашивать смущенного мальчика не стал.
Вначале Коля чувствовал себя скованно, но Наннерль и Вольфганг смеялись и шутили, как самые обыкновенные ребята, и он стал смеяться и шутить вместе с ними.
Карета остановилась у небольшого домика, смотрящего своими окнами на быстротекущую реку.

Из папки Бемоля Диезовича
Его музыку сравнивают с весной, солнечным светом, молодостью.
Бетховен, Глинка, Чайковский, Ромен Роллан и многие другие композиторы, поэты, ученые, философы отзывались о его творчестве как о явлении удивительном, непревзойденном.
Его произведения – это величайшие шедевры мирового искусства. И знать их должен каждый, кто считает себя культурным человеком.
Еще ребенком он изумил музыкальный мир. В шесть лет он сочинял произведения, не уступавшие произведениям маститых музыкантов. В двенадцать лет он создал свою первую оперу. В четырнадцать стал членом Болонской музыкальной академии.
“Этот мальчик затмит нас всех”, – справедливо говорили о нем прославленные композиторы.
Доверчивый, добрый, отзывчивый, он часто жил в большой нужде. Лишения и невзгоды подтачивали его силы. Прожил гениальный композитор всего 35 лет. Он был похоронен в общей могиле для бедняков.
Около 50 симфоний, 19 опер, среди которых были такие шедевры, как “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”, много концертов, сонат, фантазий оставил он людям.
Последнее произведение- “Реквием”, похоронную мессу для хора, солистов и большого оркестра, он писал тяжелобольной по заказу какого-то графа, а вышло -для себя…
Его светлое, жизнеутверждающее искусство проникнуто любовью к людям и всегда будет ими любимо.
О нем говорят: солнечный гений
Простота, радостность, доброта без фальши – вот что характеризует творчество и личность гениального композитора.
“…Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки…” – писал П.Чайковский.
“Моцарт-это молодость музыки, вечно новый родник, несущий человечеству радость”, – сказал о нем Д.Шостакович.
“Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!” – воскликнул А.Рубинштейн.
“Моцарт – символ самой музыки” – эти слова принадлежат Б.Астафьеву.
Один молодой человек спросил Моцарта, как писать симфонии.
– Вы еще молоды, – сказал Моцарт. – Вам лучше начать с более простых сочинений.
– Но ведь вы же сочиняли симфонии, когда вам не было и десяти лет! – не отступал юноша.
– Это верно, – ответил Моцарт, – но я никого не расспрашивал, как их писать!
Состоялся ли на самом деле этот разговор с гениальным австрийским композитором, утверждать трудно, но то, что слава об удивительной музыкальной одаренности уже маленького Вольфганга распространилась по всей Европе, – это точно.
Есть люди, которые подобно яркому снопу солнечного света неожиданно врываются в мир и освещают все вокруг. И этот свет остается новым поколениям. Со временем он начинает играть новыми оттенками и красками, не блекнет, а становится все ярче. Это полностью может быть отнесено к музыке и личности Моцарта.
Перед его исключительным даром преклонялись императоры и любители музыки, короли и маститые композиторы. Его гениальность вызывала раздражение и зависть, ему мешали, против него строили козни, а он по-прежнему оставался добр, прост и весел.
Моцарт рос в музыкальной семье. С трех лет он проявлял необычный интерес к музыке. В четыре года он уже начинает сочинять концерт для клавесина, к 6 годам исполняет сложные виртуозные произведения, в семь лет, получив от отца, известного скрипача, просвещенного человека – Леопольда Моцарта, маленькую скрипку, сумел безукоризненно сыграть с листа трудную партию скрипача в ансамбле.
Шестилетний музыкант отправляется в гастрольную поездку по Европе. Ему аплодируют Мюнхен, Вена, Париж, Лондон, Амстердам…
Маленький виртуоз поражал всех своей игрой на клавесине.
Худенького, бледного мальчика в расшитом золотом костюме и напудренном парике называли “чудом XVIII века”.
Во время поездки по Италии тринадцатилетний Моцарт услышал в Сикстинской капелле в Риме исполнение многоголосого хорового произведения известного итальянского композитора. Переписывать ноты или выносить их из церкви запрещалось под страхом сурового наказания. Но музыкальный слух и память были у Моцарта столь поразительны, что, вернувшись домой, он записал это единственный раз услышанное большое, сложное произведение без единой ошибки…
Слава Моцарта видна была всем. Немногие знали о напряженной, изо дня в день, работе маленького музыканта.
В письме из Италии он писал: “Милая мама, я не могу тебе много писать, потому что у меня очень болят пальцы от писания речитативов…” И обращаясь к сестре: “…Сейчас мне много нужно писать, много работать над моей оперой… твой брат Вольфганг Моцарт, чьи пальцы устали, устали, устали, устали, устали”.
9 октября 1770 года юный композитор явился в академический зал Болонской академии. Глава академии в присутствии всех членов предложил мальчику выполнить очень трудное задание: переложить церковное произведение. Вольфгангу дали ноты, увели в соседнюю комнату и заперли одного на замок.
Через полчаса Моцарт закончил задание, которое другие выполняли лишь за 3 – 4 часа. Когда композиторы проверили работу, раздались аплодисменты, все поздравляли гениального мальчика с избранием в академию. В крупнейших оперных театрах мира с большим успехом исполнялась опера юного Моцарта.
Успехи композитора превзошли все ожидания его отца, но надо возвращаться на родину, в родной Зальцбург. Горной Венецией называют его австрийцы, он расположен на двух высоких скалистых горах, между которыми течет стремительная река Зальцах. Башни и купола зданий, толстые стены огромного замка архиепископа. Город Моцарта. Небольшой дом на узенькой улочке, откуда видны прекрасные горы и цветущие долины, дом, в котором уже в 6 лет закончилось его детство.
Не эта ли живописная природа одарила юного гения музыкальной красотой, которой он покорял всех людей, слушающих его чарующую жизнеутверждающую музыку?!

Музыкальный словарь
Виртуоз-музыкант-исполнитель, искусно и технически свободно играющий на музыкальном инструменте.
Ансамбль – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
“Да! Для того чтобы достичь вершин музыкального творчества, выразить в звуках все то, что скрыто внутри, нужно учиться, слушать много хорошей музыки, общаться с передовыми композиторами и музыкантами. Бонн для этого не подходит. Нужно срочно ехать в Вену – там центр музыкальной культуры. И Гайдн уже дважды об этом говорил, бывая в Бонне проездом в Англию, он предложил заниматься со мной”.
“Итак, в путь!” – так думал, усаживаясь в дилижанс, коренастый пассажир с львиной гривой волос.
Дилижанс не быстро тащился через земли, охваченные войной. Во Франции грохочет революция. И по эту сторону Рейна неспокойно. Везде звучат призывы к свободе, равенству, братству народов.
И кажется, что дух революции заполнил энергией и пассажира дилижанса. Хочется делать что-то большое, бить в набат, “высекать огонь из мужественных сердец” и тем самым возвышать и очищать душу.
Надо вести музыку на широкий простор, она должна не только восторгаться красотой природы, но и размышлять о трагическом, бороться с судьбой!

Колеса скрипят по размокшей от дождя дороге.
– Стой, стой! Не видишь – шлагбаум! В дилижанс едва протиснулся солдат с ружьем и, внимательно осмотрев сидящих в нем при блеклом свете фонаря, крикнул:
– Все спокойно!
-Трогай! Подожди, возьми вот этого мальчишку. Он уже второй час мокнет здесь, ему в Вену.
Мокрый Колька устроился на чемоданчике и сразу уснул.
– Приехали.
Коренастый человек с необычайно густыми волосами и с глубокой ямкой на подбородке разбудил Кольку и снял с его плеч свой плащ.
– Вот она, Вена! Прошлый раз я приезжал сюда, когда еще был жив Моцарт.
Он сложил плащ и завернул в него книгу Шиллера “Ода к Радости”.
Колька при имени великого композитора встрепенулся:
– Вы тоже композитор?
-Да, но еще не такой великий, как Моцарт. Хотя отец решил из меня тоже сделать чудо. С четырехлетнего возраста он часами заставлял меня играть до изнеможения. И даже после этого я не разлюбил музыку. В вашем возрасте я уже начал зарабатывать на хлеб , а затем, после смерти матери, воспитывать младших братьев, так как отец окончательно спился. Боюсь, что и здесь мне будет несладко. У меня крайне несдержанный характер, плохие манеры для высшего общества да плюс к этому скверный почерк и провинциальное произношение, так что добиться признания в аристократических кругах будет трудно. Но мой девиз “Через борьбу – к победе!”. Я с вами прощаюсь, мне нужно сегодня еще дотемна найти квартиру и взять фортепиано напрокат. А затем – к Гайдну брать уроки. Буду рад встретиться с вами позднее…
Невысокий человек, ставший Колькиным попутчиком, попрощался и скрылся в одной из узких улочек австрийской столицы.
***
Прошло время. В Венском театре впервые исполнялось грандиозное произведение – симфония, в исполнении которой, кроме оркестра, участвовали хор и солисты.
Тревожное, полное таинственного ожидания тремоло скрипок подготавливает главную тему. Атмосфера борьбы, напряженных столкновений. То зловещая тишина, то грозные фанфары грандиозной битвы.
Гремят фанфары, а в ответ – голос и хор:
“О, братья! Довольно печали!..
Обнимитесь, миллионы!”
Это песнь Свободе, Братству, Радости. В музыке воспевается Человек, звучит вера в его прекрасное будущее.
Когда отзвучали последние такты этой грандиозной симфонии, зал взорвался аплодисментами. Казалось, их слышит вся Вена. Лишь один человек стоял, опустив голову, у дирижерского пульта. Создатель симфонии не слышал аплодисментов. Он был глух.
Одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к гремящему залу.
Чтобы великий композитор понял ликование слушателей, они подбрасывали вверх шляпы и платки. Его приветствовали пятикратными овациями, хотя даже императорскую чету принято было приветствовать троекратно.
…Если бы в этот день в зале был Коля, он с удивлением и радостью узнал бы в великом композиторе своего попутчика, заворачивающего в плащ “Оду к Радости” Шиллера…
Музыкальный словарь
Фанфара-духовой медный музыкальный инструмент. Обычно применяется для сигналов.
Тремоло – быстрое многократное повторение одного звука или созвучия.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Побродив в лабиринте, Коля вышел на шумную улицу большого города. Из распахнутых дверей и окон, со дворов, где прямо под открытым небом стояли верстаки, доносились стук молотков, жужжание пил. Все работали и пели, насвистывали. По булыжной мостовой Колька дошел до маленького дворика, по которому носилась шумная ватага детворы. Из открытой двери дома доносились голоса спорящих.
– …Оставь свою музыку! Довольно марать бумагу! Не так уж она дешева… Штудировал бы латынь, а не тратил время на никому не нужное сочинительство.
Мальчишеский голос пытался возразить, но старший прервал его.
– В 15 лет ты еще не знаешь жизни. Я, твой отец, в эти годы был куда смышленее! – “Необычайно одарен!” – Думаешь маэстро Сальери будет долго с тобой возиться без денег?
Колька услышал всхлипывающий женский голос. Потом все стихло, и на пороге появился мальчик. Был он невысокий, полный, в треуголке и темно-коричневом сюртуке, обшитом галунами.
Коля с интересом рассматривал золотой эполет на левом его плече и башмаки с блестящими пряжками.
– Это что за наряд? – обратился он к незнакомцу. Мальчик обреченно вздохнул:
– Форма. Я учусь в конвикте. Вот сейчас придется туда идти. Отец тверд и неумолим…
Рассеянно-задумчивый мальчик с припухлыми губами и близорукими прищуренными глазами понравился Кольке, и он пошел вместе с ним по булыжной мостовой.
Мальчик рассказывал о ненавистном конвикте, в котором учеников постоянно муштруют, наказывают за малейшую провинность. О латинских текстах, которые надо зубрить. О долгих воскресных стояниях в церкви во время службы…
– Вот только оркестр! – …и мальчик улыбнулся. – И еще, когда никого нет, я забираюсь в музыкальную комнату и там музицирую, сочиняю… Знаешь, даже ночью во сне я слышу музыку. И сны вижу музыкальные. Я просыпаюсь и крадусь в музыкальную комнату, чтобы проиграть тихо-тихо, что услышал во сне. А отец о музыке и говорить не хочет!..
Они дошли до площади, окруженной серыми зданиями. “Это же Вена!” – догадался Колька. В своем воображении он помнит себя здесь рядом с Бетховеном. Вон в ту улочку свернул тогда великий композитор, когда они шли вместе по венским улицам.
– Здесь недалеко живет Бетховен, – сказал Колин спутник. – Недавно он присутствовал на концерте нашего оркестра. Я видел его.
“Я тоже”, – подумал Колька.
…Немного лет прошло с этой встречи, и на Верингском кладбище в Вене рядом с могилой великого Бетховена появился памятник, на котором было написано: “Музыка похоронила здесь богатое сокровище, но еще более богатые надежды!”. Это была могила молодого композитора, которого встретил по дороге в конвикт Колька…
Гениальный австрийский музыкант прожил недолгую жизнь. Но это была жизнь, полная творческого горения, борьбы с невзгодами и лишениями. При жизни он не узнал славы, не услышал большинства своих произведений.
Он был композитором-романтиком. Его музыка – лирический дневник, искренний и простой. Она открывает неповторимый мир человеческих чувств – разочарования, сомнения, радость.
Он прожил 31 год, умер в расцвете сил, но мелодий, созданных им, хватило бы на несколько жизней. В его возрасте Бетховен не написал еще ни одной из своих великих симфоний, а он оставил 10. А еще более шестисот песен, оперы, увертюры, сонаты, экспромты, “музыкальные моменты”…
Прав был его отец – профессия музыканта принесла ему нужду и страдания. Но он был счастлив, и музыка его вот уже полтора столетия делает счастливее тех, кто слушает ее.
Кто не восхищался в наше время его “Неоконченной” симфонией? Но ни современники, ни сам композитор не слышали ее. Спустя почти сорок лет после смерти композитора ее отыскали…
Его песни “Форель”, “Аве Мария”, “Лесной царь” полны живого, трепетного чувства. В них и грусть, и надежда, и светлая радость.
В одном из последних своих произведений – вокальном цикле “Зимний путь” – композитор изображает хождение по мукам героя. Последняя песня этого цикла – “Шарманщик” – трогательная картинка жизни. В морозный день на околице села старый седой шарманщик замерзающей рукой вертит ручку шарманки. Равнодушно проходят мимо люди. Они не смотрят на шарманщика, не слушают жалобный наигрыш.
“Хочешь, будем вместе
Горе мы терпеть?
Хочешь, под шарманку
Буду песни петь?” – предлагает автор старику.
Трагическая судьба шарманщика напоминает нам судьбу самого композитора.

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. ПРОИЗВЕДЕНИЯ БЕТХОВЕНА
Впишите в горизонтальные ряды клеток названия следующих произведений Бетховена:
1. Двадцать третья фортепианная соната.
2. Третья симфония.
3. Восьмая соната.
4. Трагедия В. Гете, к которой Бетховен написал музыку.
5. Опера Бетховена.
6. Четырнадцатая соната для фортепиано.
Если ваши ответы будут записаны правильно, то по вертикали вы прочтете название увертюры Бетховена к драме К. Коллина.

Из папки Бемоля Диезовича
“Он пел, как птица поет, безустанно, полной грудью, во весь голос”.
Антон Рубинштейн
“Его произведения проникнуты неисчерпаемым вдохновением, ярким, самобытным характером, несокрушимой силой и глубиной мысли и обаятельной свежестью здорового, вечно юного содержания… Наряду с Бетховеном он – величайший мировой гений первой четверти XIX века”.
Александр Глазунов
Музыкальный словарь
Экспромт – небольшое музыкальное произведение, сочиненное сразу, без подготовки.
Музыкальный момент- музыкальная пьеса, по своему характеру напоминающая экспромт.
Увертюра – произведение для оркестра, исполняемое перед началом оперы, балета, кинофильма. Увертюра может быть и самостоятельным произведением. В этом случае она бывает написана на какой-то сюжет.

ЧЬИ ЭТО ТАНЦЫ?
Различные танцевальные мелодии часто встречаются в произведениях композиторов. Танцы писали Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Шопен, Брамс, Дворжак, Барток, Григ, Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Шостакович, Хачатурян…
Они использовали различные народные мелодии. Каково национальное происхождение следующих танцев?
1. Полька. 5. Чардаш.
2. Экосез. 6. Гопак
3. Менуэт. 7. Камаринская.
4. Вальс. 8. Лезгинка.

ГЛАВА ШЕСТАЯ
Крепко прижимая к груди папку Бемоля Диезовича, Колька шел по лабиринту. Музыка властно звала его вперед. Но что это? Сквозь торжественные и печальные звуки слышатся слова:
– Сердце великого композитора – это символ чувств, вдохновения, любви к родине. Боль и тревога жгли это сердце тогда, когда он узнал о поражении восстания в 1831 году. Желание служить своей родине, тревога, боль – все вылилось через горячее сердце в музыке. В своих произведениях он призывал к борьбе.
Друзья мои! Сердце нашего композитора, великого певца земли польской,- это наша святыня, и гитлеровцы не должны над ним надругаться.
Фашисты уже разрушили памятник ему. Они запретили исполнять его чудесную музыку, но сердце его будет для нас, для всего польского народа светить в эти черные дни. Братья, мы должны спасти и сохранить эту реликвию, сохранить до победы, до освобождения нашего страдающего народа, а оно обязательно придет, и тогда вечным огнем будут искриться слова: “Там сердце мое, где моя родина”.
“Да это же Варшава! И это Великая Отечественная война”, – Колька понял, почувствовал трагизм происходящего. Он, Колька, казалось, был там, рядом с польскими патриотами. Вместе с ними слушал он речь, полную гнева и скорби, и любви к родине.
Слезы застилали ему глаза. В лесу, на окраине Варшавы, собрались не только воины, готовые бороться за поруганную родину. Здесь сидели и стояли старики, женщины, дети с узелками. И лица всех были полны горя и решимости.
С наступлением ночи отряд патриотов двинулся по направлению к Варшаве, в которой уже хозяйничали фашисты. Главное – успеть. И Колькино сердце рванулось за ними.
Вот, пройдя незаметно мимо караула по знакомым улочкам города, они приблизились к костелу Святого Креста, где в стене замурована урна с сердцем великого польского композитора. Перескочив через железную ограду, несколько человек подошли к стене католического собора, именно к тому самому месту, где было захоронено сердце вдохновенного “поэта фортепиано”.
В глухой тишине, казалось, отчетливо стучат сердца патриотов. А с ними вместе вдруг забилось и его, Колькино, сердце. Вот отодвинута плита, и все, кто был здесь, ощутили музыку. Какие скорбные и гневные чувства воплотились в ней! Музыка, его вдохновенная музыка, казалось, заполнила этот мрачный костел.
Слышите – звучит тема, которой он посвятил всю свою жизнь, – тема родины! Высокие и благородные чувства гениального композитора зазвучали в его мазурках, балладах, ноктюрнах, сонатах, вальсах.
Да, да, Коля когда-то читал об этом: в этих полонезах можно услышать “твердую поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего наглого и несправедливого в судьбе человека”.
Льется нежная мелодия, а в ней – гордый, свободолюбивый дух, в ней Варшава, Польша, где композитор творил, ее природа, ее борьба. И едва уловимые движения души, тепло человеческого сердца доносит эта музыка до слушателей.
Польские патриоты стояли, словно оцепенев, высоко подняв головы, вслушиваясь в изливающиеся бесконечные чудесные звуки. И Кольке чудилось – он в их рядах.
…Когда шли назад, чтобы укрыть бесценную реликвию в надежном месте, старый музыкант-патриот рассказывал спутникам о жизни великого композитора. А Коля отчетливо представил себе и эти, еще более далекие времена XIX века. Представил дождливый холодный осенний день, когда композитор покидал родную землю, а друзья вручили ему кусочек Польши – кубок с землей, который согревал его на чужбине все оставшиеся годы.
Он неотделим от Польши, так же как и польская культура немыслима без него. И, умирая в Париже, он завещал свое сердце отвезти на родину, которую страстно любил и прославил навсегда.
Должен вам сказать, что музыка Шопена современна в самом прямом смысле этого слова. Она и сегодня звучит повсюду так же, как музыка Баха и других великих композиторов.
Вы любите танцевальную музыку, ведь правда? И во все времена она пользовалась популярностью, особенно у молодежи. А вспомните названия произведений Шопена – они сплошь танцевальны. Вальс, мазурка, полонез. Эти традиционные народные жанры великий композитор возвел на вершину искусства.
Шопен не оставил нам ни одной оперы, симфонии, балета. Почти все произведения написаны им для одного инструмента – фортепиано, но он сумел так обогатить его звучание, что великие современники Шопена – Лист, Берлиоз, Гейне, Мицкевич – назвали его поэтом фортепиано.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАДАЧА
впишите в поля фигуры буквы так, чтобы они при чтении по часовой стрелке образовали следующие слова:
1. Нота. 2. Опера Т. Хренникова. 3. Опера Дж. Верди. 4. Венгерский композитор. 5. Духовой музыкальный инструмент. 6. Опера Б. Лятошинского. 7. Французский композитор, автор балетов и комических опер. 8. Симфоническая фантазия А. К. Глазунова. 9. Струнный музыкальный инструмент. 10. Французский композитор. 11. Духовой музыкальный инструмент. 12. Бельгийский скрипач, композитор и дирижер. 13. Ансамбль музыкантов-исполнителей. 14. Графическое изображение звука. 15. Ударный музыкальный инструмент. 16. Норвежский композитор.

Все богатство благородных человеческих чувств великий композитор выразил в стремительных мазурках, торжественных полонезах, мечтательных ноктюрнах, изящных вальсах.
Пианисты во всем мире исполняли, исполняют и будут исполнять почти все произведения Шопена. “Я буду вам его играть сколько возможно больше, – говорил А.Рубинштейн, – потому что нельзя его достаточно любить!”. По словам Ф.Листа, музыка Шопена, его игра вызывали “чувство восхищения, трепета, робости, которое охватывает сердце вблизи сверхъестественных существ, вблизи тех, кого не можешь разгадать, понять, обнять”…
Музыка Шопена принадлежит всему человечеству. Но сам он был и остается великим польским композитором. Все, созданное им, проникнуто любовью к родине.
О Шопене можно говорить бесконечно долго, но я расскажу вам только об одном эпизоде из жизни великого композитора.
В этот холодный, осенний день 1830 года родные и друзья провожали его из Варшавы. Тревога застыла на всех лицах. Уже уложены на повозку необходимые в пути вещи, а среди них наброски услышанных песен, мазурок, полонезов – все то, что согреет его на чужбине. Друзья держали кубки, в которых вино уже смешалось с капельками дождя.
– Твою музыку должна слышать не только Польша.
– Мы верим, что в это тяжелое для родины время ты принесешь славу родине за границей, тебя ждет великое будущее!
– Фридерик! Пусть знаменитые пианисты Европы сравнят твою игру со своей. Уверены – ты с честью проявишь себя.
Фридерик, хрупкий молодой человек с красивой пышной шевелюрой темных волос, с благодарностью кивал друзьям и близким. Его лицо выдавало огромное волнение. Глаза как бы говорили: “…мне представляется, что я уезжаю, чтобы навсегда забыть о доме; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как, должно быть, горько умирать на чужбине – не там, где жил. Как ужасно мне будет видеть у смертного ложа вместо родных равнодушного врача или слугу”.
– Этот серебряный кубок с польской землей хранит знак верности родине. Пусть он согревает тебя и будет утешением. Возьми от друзей.
Фридерик принял драгоценный дар, простился с близкими и отправился в путь.
Счастливые юношеские годы остались позади. Позади оставался край, где он родился, где впервые услышал мелодии, навсегда запавшие в душу. Родина, которую он покидал навсегда…
Во Франции Фридерик Шопен обрел признание, нашел новых друзей. Им выпала тяжелая доля проводить его в последний путь. На его могилу они принесли серебряный кубок с его родной польской землей…
Музыкальный словарь
Вальс – танец, происшедший от немецких, австрийских и чешских народных танцев. К середине XIX века вальс получил повсеместное распространение в качестве танцевального и концертного жанра (вплоть до введения в некоторые симфонии в качестве одной из частей).
Мазурка – польский народный танец, отличающийся очень четким ритмом.
Ноктюрн – инструментальное произведение мечтательного характера. В переводе с французского ноктюрн означает “ночной”.
Полонез – польский танец. В старину полонез сопровождал праздничное шествие.
Геннадий ШАРИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте