search
main
0

Кванториум – время для взлета мечты

Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией

Калуга – город мечтателей. К полету воображения располагает все: пейзажи, история, атмосфера. Сегодня здесь появился еще и «Космодрайв»: космический парк, в котором каждый экспонат прославляет смелость мысли великого земляка, философа, изобретателя и… школьного учителя Константина Циолковского. Безусловно, такое необыкновенное интерактивное путешествие к звездам вдохновляет к постижению тайн Вселенной. Особенно когда в школе есть собственный кванториум. Да-да, именно с таким инновационным обновлением 1 сентября поздравили калужане свою 25‑ю, а девчонки и мальчишки – не только ее ученики, но даже живущие по соседству – осмелились возмечтать об открытиях, которые теперь им будет совершать, возможно, гораздо легче.

 

Ей уже 75, и расположена она отнюдь не в центре. Но, словно в сказке, в один миг, а если точнее за лето, школа преобразилась. Биологическая, химическая, физическая, технологическая лаборатории, лаборатория гео-, аэро-, коворкинг-зона. Новое оборудование и хай-тек-среда как будто расширили и само пространство образовательной организации, поразив детей и взрослых новыми дизайнерскими решениями, с помощью которых удалось удачно модернизировать привычные кабинеты и школьные коридоры. Впрочем, одна из целей технопарка и заключается в том, чтобы формировать инновационный, изобретательский стиль мышления и учить мыслить нестандартно, а следовательно, видеть мир с точки зрения создателя и преобразователя.

Конечно, для школы все это внове. В Калуге уже есть кванториум в Детско-юношеском центре космического образования «Галактика». Есть кванториум и в Обнинске в детско-юношеском центре «Эврика». Но для ребят из этой части города до них почти как до Марса. Хотя… до Марса ближе – шаттл в «Космодрайве» совершает прогулки туда бесперебойно. Школьный технопарк родился благодаря участию 25‑й в нацпроекте «Образование» и, безусловно, существенной поддержке областного и городского бюджетов. Потому что мечтать дети могут и в промышленных Малинниках (так называется этот калужский микрорайон).

В любом случае это не выездные занятия на чужой территории, это возможность личностного интеллектуального развития в научно-технической сфере в родных стенах. А в школе №25 почти 900 учеников! Интеграция школьного и дополнительного образования в формате кванториума позволит сделать уроки глубже и ярче, внеурочную деятельность насыщеннее и к тому же привлечь увлеченных современными технологиями ребят со всей округи. Загореться робототехникой и упражняться в моделировании беспилотников может каждый, даже если не собирается быть технарем в будущем. Просто потому, что это интересно.

Они, пятиклашки, сидят на уроке технологии и внимают Анатолию Егоровичу, втолковывающему им правила поведения в учебной мастерской.
Рассказывает Коняхин увлекательно, он мастер слова и дела, работает в школе более 30 лет. Мальчишки не сводят с него глаз и все-таки нет-нет да и косятся на появившуюся незнакомую стеклянную перегородку в конце класса, за ней, углядели они в перемену, находятся небывалые махины непонятного предназначения… Пока непонятного.

В 25‑й изменилось не только пространство учебных комнат и рекреаций, пришлось и учителям в сжатые сроки овладеть новыми компетенциями – технические новинки обязали, притом разбираться в непривычных устройствах требуется не на уровне пользователя, а с искусностью корифеев. Но многим педагогам такое стремительное погружение в будущее пришлось по вкусу, и они с удовольствием освоили флипчарт и станцию для механической обработки и прототипирования, мобильную воздушную систему с возможностью визуального управления и стереомикроскоп. И все же школьная программа сейчас значительно расширилась, а рост детского интереса требует привлечения изрядного количества наставников и кураторов, специалистов, способных открыть для школьников путь в мир современных профессий. На помощь педагогам уже поспешили их коллеги из техникумов и институтов, но директор 25‑й пытается привлечь к процессу и родителей, умеющих и знающих, как превратить это красивое «железо» в инструмент для решения реальных производственных задач:

– Вокруг нас промзона, насыщенная крупными предприятиями, которые нуждаются в высококвалифицированных инженерах и представителях научных профессий. И если человек еще в раннем возрасте поймет, в чем его призвание, и будет целенаправленно осваивать тонкости какого-либо дела, толку от него, поверьте, будет значительно больше.

Алексей Мокрушин молод и, до того как стать руководителем образовательной организации, преподавал математику, видимо, поэтому идея кванториума захватила его сразу. Алексей Николаевич безмерно рад, что мечту осуществить удалось:
– Новый формат освоения естественно-научных, математических, информационных и технологических дисциплин поможет вовлечь ребят в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность. Не нужно недооценивать детей, у них есть интуитивная потребность изменить мир. Пока мы, взрослые, не мешаем, говоря: «Это не откручивай, это нельзя!» – они могут абсолютно все.

«Они, герои, смельчаки, проложат первые воздушные тропы трасс: Земля – орбита Луны, Земля – орбита Марса, а еще далее: Москва – Луна, Калуга – Марс», – говорил Циолковский о дерзновенных мечтателях. Здорово, когда школа дает эту возможность, мечтать и воплощать свои фантазии, с юности. Технопарки как раз для них, тех, кто не боится прокладывать космические тропы и конструировать реальность. И все же не слишком ли это огромная ответственность для неокрепших душ – изобретать и созидать?

– Немногие взрослые имеют возможность проявить свою исследовательскую смелость, – говорит школьный психолог, педагог дополнительного образования по направлению «Робототехника» Александр Жарков, – а у детей пока нет страха допустить ошибку, и это здорово! Они благодаря освоению новых технологий, новых компетенций получили возможность сделать уникальные конструкции своими руками и осуществить это в команде. Пусть не все из них станут инженерами и конструкторами мультикоптеров, но то, что сегодня они, работая над реализацией какого-то проекта, смогут ощутить себя творцами, мыслителями, единомышленниками, всегда им поможет и в будущем. Потому что это чувство уверенности в осуществлении задуманного, потому что это и есть то, что мы зовем счастьем.

Александр Витальевич знает, о чем говорит, он сам выпускник 25‑й, а теперь молодой специалист, работает в школе второй год.

«Невозможное сегодня станет возможным завтра», – уверял Константин Эдуардович. Наверное, он предчувствовал, как разбудит человеческое сознание и распахнет век прогрессу. Его потомкам – юным калужанам – предстоит еще многое пройти, погрузиться в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность, ощутить радость от того, что задумка осуществилась, что теория смогла превратиться в практику. Но они уже поняли: науку можно потрогать руками, а главное – они способны создать то будущее, в котором им жить.

Лора ЗУЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Калуга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте