search
main
0

Курсы… понижения квалификации. Пора перекроить фасон!

Что следует предпринять, чтобы система профессионального роста и развития педагогов приносила реальную пользу

Все население нашей страны кроме футбола отлично разбирается в политике, медицине и… педагогике. Например, всем известно, что:

– «советское образование было лучшим в мире»;

– «знаний не бывает слишком много»;

– «кто будет плохо учиться, станет дворником (вариант – грузчиком)»;

– «без высшего образования сегодня не проживешь»;

При этом параллельно признано, что:

– «без репетиторов и курсов никуда не поступишь»;

– «тестирование и подготовка к нему отупляют».

– «кто может – работает, кто не может – учит»;

– и даже «ума нет – иди в пед.»

Как все это уживется в народном сознании – загадка, но речь пойдет не о том, а о повышении квалификации учителей.

Право или обязанность?

9 из 10 учителей считают, что педагоги должны пройти курсы ПК. Некоторые по старинке называют срок в 5 лет, кто-то уже актуализировал информацию и знает, что не реже раза в 3 года, но мало кто понимает, что повышение квалификации – это право работника, а работодатель должен предоставить ему такую возможность и оплатить обучение из собственных средств. Не перепутайте: не собственных средств работника, а средств работодателя! Желающие убедиться лично могут обратиться к статье 197 Трудового кодекса Российской Федерации.

Получается, что учитель может сформировать свой собственный образовательный запрос, провести мониторинг предложений и уведомить администрацию о намерении отправиться за тридевять земель на курсы по своему желанию? Э-э-э-эм, не совсем так… Точнее, совсем не так. Во-первых, в Энской области есть институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, возможно, уже переименованный в институт развития образования. В этом учебном заведении и будут повышать квалификацию все учителя области, поскольку бюджетные средства региона не следует направлять в другие субъекты Российской Федерации. Не сомневайтесь, точно так же обстоят дела в Эмской и Эсской областях, в Республиках Энтия и Энтостан, а также в Этском крае. Возможно, ректоры педагогических вузов и университетов этих регионов уже задумались о расширении перечня реализуемых профессиональных образовательных программ и предлагают несколько курсов повышения квалификации, составляя конкуренцию ИРО/ИПКиППРО, но в целом картина выглядит довольно традиционно.

Основу структуры этих образовательных организаций составляют предметные кафедры, поэтому львиная доля программ повышения квалификации предметноориентирована.

Много лет одни и те же преподаватели читают одни и те же лекции, и педагогам отведена довольно пассивная роль слушателей (слово-то какое, так и видится полная аудитория скучающих и засыпающих).

Злые языки называют такие программы «курсами понижения квалификации».

Чему и как учить?

Новые условия требуют новых подходов. Что следует предпринять, чтобы система профессионального роста и развития педагогов приносила реальную пользу? Для начала следует понять, зачем нужны программы дополнительного профессионального образования, освоение которых (напомним) является правом, а не обязанностью работника. Возможно, кому-то эта часть покажется скучной, но без нее никак не обойтись. Новый 2016 год для системы отечественного образования начался с того, что прямо «под елочкой» 2 января был подписан Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года. Среди прочего Правительству Российской Федерации предписано «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов». Доклад – до 1 июля 2016 года, далее – ежегодно. Что из этого следует? Как минимум, что педагогические работники должны овладеть некими профессиональными компетенциями и подтвердить сей факт в ходе аттестации. А выпускники прежних лет смогут оценить качество полученного образования и квалификацию своих учителей. Каким-то пока неустановленным образом. Позже. Наверное…

Следовательно, чтобы потом не было мучительно больно, педагоги должны ответственно отнестись с собственному профессиональному и личностному развитию, выбирать те курсы повышения квалификации, которые позволят им научиться быть квалифицированными учителями, чтобы хорошо учить своих учеников, чтобы они, завершив обучение стали образованными людьми, добились жизненного успеха и в качестве благодарности высоко оценили труд своих учителей. Такой «дом, который построил Джек» в области образования.

Каковы же критерии хороших программ дополнительного образования?

Во-первых, они должны быть личностно ориентированными, то есть отвечать требованиям слушателей (тьфу, опять! лучше называть их обучающимися, педагогами, осознанно стремящимися осваивать программы ДПО), у которых есть собственные образовательные потребности, направленные на интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое и (или) профессиональное совершенствование. Не верите? Читайте пункт 14, статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Во-вторых, они должны быть актуальными, отражать современные реалии и готовить к будущему, а не воспроизводить образцы времен очаковских и покоренья Крыма.

В-третьих, они должны соотноситься с требованиями образовательных и профессиональных стандартов, что автоматически означает повышение доли активных и интерактивных форм работы, по возможности – практику, а в идеале – стажировку. Снова не верите? Читайте части 9-12 статьи 76 все того же Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Если существует проблема профессионального выгорания, переутомления, снижения удовлетворения от своей работы – не будет ли логичным предложить курсы укрепления физического и психического здоровья учителей? Нужно применять новые формы организации образовательного процесса – организуйте практикумы, на которых педагоги в роли учеников получат личный опыт проживания в иной образовательной среде, где есть избыток предложений и следует делать личный образовательный выбор, собирать портфолио, создавать проекты, проводить исследования, решать кейсы и изобретательские задачи, участвовать в дебатах и деловых играх, да много чего еще. Не хватает навыков организации собственной деятельности – курсы по тайм-менеджменту. Намечается прорыв в области оценивания – курсы по разработке КИМов или иных КОСов, если КИМами не обойтись. Вы не знаете, в чем разница? Добро пожаловать на курсы по формированию фондов оценочных средств. Работа с одаренными – у нас есть такой курс. Инклюзивное образование – добро пожаловать! Музейная педагогика. Театральная педагогика. Педагогика сотрудничества. Обучение в сети. Хоумскулинг и даже анскулинг. И это лишь малая часть тех направлений, по которым можно повышать квалификацию педагогам.

Содержание дополнительного профессионального образования сегодня не может ограничиваться методиками преподавания учебных предметов. От детей мы требуем всестороннего и гармоничного развития. Не пора ли нам, педагогам, и от себя потребовать того же?

К чему готовиться?

Мир меняется, и среди глобальных вызовов чаще всего вспоминают:

лавинообразный рост информационного потока;

усложнение связей и структур;

ситуации неопределенности при принятии решений.

Таким образом, профессиональная деятельность все реже происходит в стандартных условиях, и работник должен уметь оставаться эффективным в условиях нестандартных. Об этом, кстати, теперь написано в ФГОСах профессионального образования, т.е. выпускники колледжей и вузов будут востребованы на рынке труда, если адаптируются к быстроизменяющемуся миру. А что же мы, профессионалы средних лет со стажем? Чтобы оставаться в строю мы тоже должны соответствовать этим вызовам, следовательно, нам нужны курсы повышения квалификации, но не лекции-ровесники, а новые современные программы, формирующие или повышающие нашу коммуникативную, технологическую, социальную компетентность, ну да, и информационную, конечно, тоже, но не в первую очередь.

Не зубрежка, а осознанное освоение, не заучивание, а критическое мышление, не реплицирование, а креатив – вот наш путь повышения квалификации.

И если задача врача – исцелись сам, то учителя – научись сам!

Об авторе

Елена Васильевна Зачесова, преподаватель, методист, эксперт «Академии профессионального развития» и «Учительской газеты», член авторского коллектива по разработке нормативных и правовых актов в области образования

Фото Ольги Максимович

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте