Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Курс верный. Ветер попутный! Что показал рейтинг образовательных учреждений?

Учительская газета, №48 от 27 ноября 2007. Читать номер
Автор:

Правильное решение кардинально меняет жизнь самого человека и окружающих его людей. Это один из важных постулатов Надежды Стрельцовой, директора Департамента образования администрации города Сургута. Одиннадцатый год ведет Надежда Яковлевна уверенным курсом большой корабль под названием «Сургутское образование». Коллективом Департамента образования разработана и внедрена муниципальная оценка качества образования. О том, почему проблема качества образования выделена в числе приоритетных, рассказывает нашему корреспонденту Надежде ТУМОВОЙ заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Надежда Яковлевна СТРЕЛЬЦОВА.

СтатфактУтвержденный объем бюджетных ассигнований Департамента образования на этот год составляет 3 млрд. 482 млн. 629 тыс. руб. Удельный вес расходов на образование в бюджете города за последние три года возрос с 18,7 до 35,7 процента. В 2007 году расходы на одного ученика составляют: в гимназиях – 67,2 тыс. рублей, в лицеях – 57,4 тыс. рублей, в начальных школах – 55,1 тыс. рублей, в основных – 61,9 тыс. рублей, в средних школах – 54,7 тыс. рублей. На реализацию городских программ и мероприятий отводится 75 млн. 669 тыс. рублей.В образовательных учреждениях города Сургута работают 9210 человек. Из них 5438 – педагоги и руководители. 1292 человека имеют государственные и отраслевые награды. Укомплектованность педкадрами в образовательных учреждениях города составляет 99,9 процента. В общеобразовательных школах Сургута обучаются 33490 детей. В муниципальной системе образования представлено более 176 профильных классов по двадцати профилям и специализациям в 10-11-х классах.

Cегодня проблема качества образования становится приоритетной, фундаментальной категорией. Ведь она определяет успешное развитие человека и общества в целом. Настало время поиска новых идей в образовательной политике, кардинального пересмотра традиционных взглядов на качество образования и пути его обеспечения. Современная действительность требует от любого образовательного учреждения создания системы менеджмента качества (СМК) в сфере образования в соответствии с требованиями международного стандарта.

Россией взят курс на вступление в ВТО, подписана Болонская декларация, нацеленная на выработку единых европейских критериев качества образования. У нас уже появилось немало учебных заведений, которым вручены национальный и международный сертификаты соответствия. Они удостоверяют, что система менеджмента применительно к предоставлению образовательных услуг по основным и дополнительным программам соответствует требованиям международного стандарта.

Мы изучили на месте опыт работы коллег из Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции в этом направлении. Сегодня мы можем поделиться собственным опытом разработки и внедрения СМК в муниципальной системе города Сургута. Не секрет, что некоторые из руководителей полностью игнорируют новые требования внешней среды и в первую очередь – требования потребителей образовательных услуг. В условиях существования новых образовательных стандартов они продолжают работать в старом содержании и режиме.

Парадоксально, но факт: никогда в России за всю историю развития системы образования не было создано научно обоснованной системы оценки качества образования. Ее отсутствие не позволяло объективно оценивать уровень качества образования в целом в стране, в отдельных регионах, в районах и городах, тем более в сравнении с международным опытом. К тому же систематических и полноценных измерений системы образования, за исключением банка данных об обучающихся на «4» и «5», второгодниках, исключенных из школы, состоящих на учете в милиции, не было.

Только когда образование стало отставать от требований социально-экономического развития страны, пришло осознание, что нужна научно обоснованная система внедрения инновационных технологий повышения качества образования. Возникла необходимость в создании системы оценки результатов деятельности образовательных учреждений.

Два года назад в России была разработана концепция общероссийской системы оценки качества образования. Но это не может противоречить созданию собственной оценки качества в регионе, муниципальном образовании и даже в конкретном учреждении, будь то школа, гимназия и так далее. Ведь в научной теории и педагогической практике накоплены немалые знания и опыт по управлению качеством, которые определяют общие подходы к этой проблеме.

На мой взгляд, создание собственной системы оценки качества образования на территории муниципального образования является своевременной и актуальной задачей. Я уверена, что наступит время, когда потребитель образовательных услуг при знакомстве с учреждением будет в первую очередь интересоваться наличием сертификата национального или международного стандарта. Особенно актуально это будет для профессиональных учебных заведений.

В нашем городе пионерами в вопросе формирования системы менеджмента качества стали специалисты Сургутского государственного педагогического университета. В вузе два года назад был создан отдел качества образования.

Университетом проводится эксперимент по поэтапному переходу от «линейной» системы обучения к «нелинейной» (более индивидуализированной с учетом интересов самого студента в планировании естественного продвижения в образовательном процессе). Внедрение модульно-рейтинговой системы обучения и балльно-рейтингового контроля знаний меняет образовательную систему в вузе.

Отрадно, что в практике образовательных учреждений Сургута начинает приживаться технология управления на основе результатов. Так, коллективом гимназии №4, возглавляет который инициативный директор Вадим Кривенко, намечены несколько направлений улучшения качества образования в образовательном учреждении. Это качество обученности, культурно-образовательный досуг, укрепление и сохранение здоровья учеников, комфортность образовательной среды, совершенствование педагогического мастерства. Все предметные кафедры гимназии внесли свою лепту.

Проблемы же тех учреждений образования, которые еще не определились в стратегии развития и управленческих решениях, очень точно определяет высказывание: «Если не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным».

С уверенностью могу сказать, что в Сургуте многие образовательные учреждения определились с курсом и знают, куда плыть.

Это практически все гимназии и лицеи, средние школы №№ 5, 6, 10, 11, 13, 25, 39, 40, 44 и другие.

Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) и муниципальная система оценки качества образования (МСОКО) способствуют обеспечению всех участников образовательного процесса, общества в целом объективной информацией об уровне образовательных достижений. А главное, они помогают совершенствовать контроль и управление качеством образования.

Однако муниципальная система оценки качества образования имеет свои особенности. ОСОКО нацелена на совершенствование качества обученности школьников. Мы же выстроили свою систему на понимании качества образования как совокупности свойств объекта (образовательного учреждения) и субъекта (ученика, воспитанника), должных удовлетворять общественные и личные потребности.

Для нас важен не только уровень освоения образовательных стандартов по школьным предметам, но и уровень здоровья детей, их физическая подготовка, охват ребят системой дополнительного образования, их занятость в летний период. Учитывается также обеспеченность школ педагогическими кадрами, наличие современной материально-технической базы, психологический климат в коллективе и многое другое.

Первая публикация результатов мониторинга образовательных учреждений два года назад стала событием. Результат превзошел все наши ожидания. Директора, ученики, их родители воочию увидели рейтинг образовательных учреждений города и свое место в нем. Одни порадовались, другие – огорчились. И, может быть, впервые за многие годы руководители задали себе вопрос: «А почему такое место?»

Когда задается вопрос, то нужен ответ. Если ответа не знаешь – будешь размышлять. Размышления ведут к поиску, к действию.

Результаты этих поисков налицо. Произошло резкое увеличение количества образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные технологии. В конкурсах национального проекта «Образование» приняли участие 103 образовательных учреждения. 199 педагогов и 45 учеников получили премии Президента РФ, губернатора ХМАО – Югры, главы города Сургута.

Радует рост числа педагогов, включенных в инновационную деятельность. Более 500 педагогов приняли участие в конкурсах приоритетного нацпроекта «Образование». Более 1500 педагогов прошли курсы повышения квалификации.

Департамент образования с проектом «Муниципальная система оценки качества» стал победителем окружного конкурса ХМАО – Югры в номинации «Инновации в области управления муниципальной системой образования».

Новый этап в развитии сферы образования города нефтяников был отмечен заседанием коллегии Департамента образования год назад. Тогда педагогическая общественность города обсудила «Основные направления развития муниципальной системы образования в Сургуте на 2007 – 2010 годы». В них представлен комплекс мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании, технологиях, системе управления, финансово-экономических механизмах городской системы образования. Новый стратегический план развития сургутского образования был единодушно одобрен депутатами городской Думы.

Впереди много работы, цель которой – обеспечить государственные гарантии доступности качественного образования, создать такие условия, при которых каждому ребенку будет комфортно учиться, а педагогу – работать.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту