search
main
0

Курс на развитие. Все усилия – ради качественного образования

Вологодская область – активно развивающийся регион. Это крупный промышленный и сельскохозяйственный центр. Так, по итогам 2011 года область находится в числе ведущих промышленных регионов страны, занимая 10-е место по объему продукции промышленности на душу населения и 3-е место в Северо-Западном федеральном округе. Для деятельности людей энергичных и предприимчивых здесь широкий простор, но, чтобы стать деятельным и инициативным человеком, необходимо получить качественное образование. В этом абсолютно уверена руководитель Департамента образования правительства Вологодской области Елена РЯБОВА. О том, какие управленческие решения являются первоочередными, что больше всего тревожит вологодское педагогическое сообщество и каковы будут перспективы развития образования области, она рассказывает читателям «Учительской газеты».

– Елена Олеговна, шесть лет назад вы возглавили Департамент образования. Каким был ваш первый шаг при вступлении в должность?- Наверное, самым первым стала разработка Стратегии развития системы образования области до 2020 года. Этот документ определил основные приоритеты работы нашего ведомства. Прежде всего важно было обеспечить возможность получения каждым ребенком качественного образования в зависимости от способностей, знаний и освоенных компетентностей. Не менее важным стало и обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также создание условий для полноценного образования ребят с особыми физическими потребностями и организация устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, необходимо было повысить материальную обеспеченность и социальный статус педагогических работников.Таким образом, в 2008-2009 годах наиболее актуальными направлениями работы стали участие системы образования области в комплексном проекте модернизации образования и  реализация основных направлений приоритетного национального проекта «Образование». Мы оказывали поддержку и стимулировали деятельность лидеров системы образования, одаренных детей, работали над введением ЕГЭ на территории области, вели подготовку к реализации принципов ФГОС в общеобразовательных учреждениях, выстраивали структурно-содержательное развитие сети учреждений НПО и СПО. Также особое внимание было уделено проекту «Цифровая школа XXI века».Мне лично пришлось сразу же взяться за большое количество дел, удалось добиться хороших результатов. Общими усилиями мы создали условия, способствующие достижению высокого качественного образования учащихся региона. А наши ребята обеспечили области высокий рейтинг по результатам участия в международных, всероссийских олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и т. д. Мы смогли сформировать современную инновационную сеть образовательных учреждений (базовых, цифровых школ, ресурсных центров профессионального образования и т. д.). Также мы продолжаем совершенствование системы управления образованием, и в особенности усиление ее общественной составляющей.- Если говорить о среднем образовании региона, то школы преимущественно расположены в сельской местности. Это накладывает какой-то отпечаток на систему образования? – Вообще долгое время в области наблюдалась устойчивая тенденция снижения контингента школьников. С 2007 по 2009 год количество городских школьников уменьшилось на 1,31 тысячи человек, а количество сельских – на 2,38 тысячи человек. Только с 2009 года в городских школах началось постепенное увеличение контингента. За пять лет прирост составил более 8 тысяч. На селе число обучающихся продолжало снижаться, поэтому возникла необходимость создать более эффективную структуру образовательных учреждений, которые должны соответствовать современным требованиям.В 2010 году была принята областная целевая программа «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений Вологодской области на 2010 год» с общим объемом финансирования более 100 миллионов рублей. С 2011 года действовали долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы», включающая подпрограмму «Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, в 2011-2013 годах» с объемом финансирования около 200 миллионов рублей, а также комплекс мер по модернизации общего образования. Например, за это время мы приобрели 170 новых школьных автобусов, что позволило создать новые маршруты и улучшить условия подвоза для 1192 обучающихся.В целом изменение школьной инфраструктуры позволило улучшить показатели, характеризующие сбалансированность системы общего образования. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, составила в 2013 году 25,5 человека (в 2009 году – 24,8). Этот же показатель в сельской местности в 2013 году – 10,5 (в 2009 году – 10,2). Увеличилось количество школьников, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям: с 72,3% в 2010 году до 83% в 2012 году.- Как в это время решался кадровый вопрос? Удавалось ли привлечь к работе молодых педагогов? – Если говорить в целом о соотношении «опытные педагоги и молодежь», то у нас преобладает группа учителей в возрасте от 35 лет и выше (80,8 %). Доля педагогов в возрасте до 25 лет пока лишь 5,3%. При этом средний возраст педагогов школ составляет 43 года. Во всех муниципальных районах области более 50% учителей имеют стаж работы более 20 лет.Таким образом, перед нашей областью, как и перед многими другими регионами России, стоит проблема недостаточного воспроизводства кадрового потенциала отрасли. В связи с этим в области принят ряд мер, направленных на привлечение и закрепление кадров в образовании.Так, с 2010 года в соответствии с законом области «О единовременных выплатах педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности» молодым педагогам предоставляются единовременные выплаты. Педагогическим работникам в возрасте до 30 лет они предоставляются ежегодно в течение трех лет работы в соответствии с договором о предоставлении единовременных выплат. Общая сумма выплат в течение 3 лет составила по 100000 рублей каждому.Также в целях улучшения жилищных условий молодых учителей Вологодская область вошла в число 12 регионов, предоставляющих государственную поддержку при ипотечном кредитовании. Вступить в программу захотели уже 305 молодых учителей.В результате всех мер налицо приток молодых специалистов на работу в общеобразовательные учреждения области. К примеру, количество педагогических работников со стажем до 5 лет возросло с 8,9% в 2011 году до 9,4% в 2012 году, из них учителей – с 8,1% в 2011 году до 8,5% в 2012 году.- А каково сегодня место опытных пожилых педагогов в системе школьного образования области?- Потенциал наших педагогов предпенсионного и пенсионного возраста велик и потому в полной мере используется образовательными учреждениями. Кроме того, мы стараемся сделать так, чтобы никакие процессы оптимизации образовательных учреждений их не затронули. Все педагоги региона вне зависимости от возраста повышают квалификацию для работы в условиях введения новых стандартов, проходят процедуру аттестации на квалификационную категорию либо ее подтверждение и, еще раз подчеркиваю, вне зависимости от возраста, а сугубо по профессиональным показателям получают право на доплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда, моральные поощрения и награды.- Раз уж затронута тема зарплаты, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами пришлось столкнуться при внедрении новой системы оплаты труда.- Мне кажется, что в общем и целом мы двигаемся достаточно активно по курсу тех мер, которые государство определило в данной области. В 2012 году рост средней заработной платы педагогических работников школ у нас составил 35,7% к средней заработной плате за 2011 год. А в соответствии с указом Президента РФ в IV квартале 2012 года их средняя заработная плата достигла 102,4% от средней заработной платы по региону за 2012 год и составила 23443 рубля.В текущем году мы планируем достигнуть следующих показателей. Заработная плата педагогических работников общеобразовательных школ составит 100% от средней заработной платы по региону (25471 рубль), заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений будет доведена до средней заработной платы в общем образовании и составит 18074 рубля, заработная плата педагогических работников учреждений профессионального образования составит 52% от средней заработной платы по региону, заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей – 62% от средней заработной платы по региону.Также с 1 сентября 2013 года правительство области планирует повысить среднюю заработную плату педагогических работников учреждений профессионального образования, дополнительного образования детей, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 75% от средней заработной платы по региону.- Насколько я знаю, в области большое внимание уделяется не только материальному обеспечению образования. Вы стараетесь передать школьникам трепетное отношение к культурным ценностям, традициям, обычаям вологодской земли, которое заметно у многих педагогов. – Действительно, вологодская земля обладает особо ценным историческим наследием: только на территории самой Вологды находится более 200 памятников истории, архитектуры, культуры, и большая часть из них под особой охраной государства. В 2012 году мы отмечали несколько крупных памятных дат: 865 лет исполнилось Великому Устюгу, 1050 лет – городу Белозерску и 615 лет – Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову монастырям.Мы не забываем о нашем большом историко-культурном наследии и стараемся научить школьников хранить память о нем. В области реализуется образовательный проект «Истоки», способствующий духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Учебный курс «Истоки» включен в региональный компонент и ориентирован на интеграцию с другими образовательными областями.Также в области работают два уникальных учреждения дополнительного образования детей –  Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры и Вологодский областной детско-юношеский духовно-просветительский центр «Северная Фиваида». Центр традиционной народной культуры осуществляет духовно-нравственное воспитание с помощью таких учебных программ, как «Месяцеслов», «Круглый год», «Древо жизни», «Мастер» и т. д. Их содержание ориентировано на воспитание у ребят духовно-нравственных ценностей через освоение традиционной культуры края.«Северная Фиваида» проводит такие мероприятия, как региональный тур олимпиады по основам православной культуры для школьников, областные Димитриевские образовательные чтения, различные праздники для обучающихся: «День именинника», «Чаша сердца», «Святая Троица», «Рождество Христово», «День народного единства», поездки по святым местам Вологодчины, встречи с вологодским поисковым отрядом.Духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей, ориентирующее подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, является одним из важнейших направлений работы образования в нашей области.ФактДоля сельских школ остается в Вологодской области доминирующей, притом что здесь обучаются лишь 23,8% учащихся региона. Так, на селе расположена 341 школа (69,2%). Однако сегодня количество сельских школ сокращается, а число городских остается практически неизменным.Досье «УГ»Вся трудовая биография Елены Олеговны Рябовой неразрывно связана с системой образования. По окончании Вологодского педагогического университета она пришла в школу работать учителем русского языка и литературы. После стала преподавателем педагогики в педуниверситете, заместителем директора по научно-методической работе Вологодского педагогического колледжа. В 2000 году окончила очную аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию. До назначения на должность главы департамента руководила ГУ Вологодской области «Центр оценки качества образования», а также управлением контроля качества образования Департамента образования Вологодской области. В 2008 году стала руководителем департамента.Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте