На электронное обучение уже сегодня ориентируется большинство передовых образовательных систем мира. Причем наиболее высокая эффективность образовательных процессов достигается при использовании сразу нескольких форм электронного обучения (е-Learning) совместно с традиционными. Такая технология называется смешанным обучением (Blended-Learning).
позволяют на основании теоретических сведений спроектировать и разработать учебную профессионально-ориентированную информационную систему, максимально приближенную к реальным педагогическим условиям, а также освоить различные инструментальные средства создания баз данных и информационных систем. Структура лабораторной работы представлена в виде модуля системы Moodle, куда входят: название и цель работы, краткие теоретические сведения по выполняемой работе с множеством примеров и иллюстраций, тексты индивидуальных заданий по теме лабораторной работы, выполненные в виде подробно описанных отчетов (рис. 4).Этот сервис удобен для учебного обсуждения проблем и проведения консультаций. можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга (рис. 8).
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Цель внедрения е-Learning в образовательном учреждении связана в конечном счете с повышением качества образования. Задачи же, решаемые непосредственно с его помощью, могут быть различны и зависят как от структуры самого учебного заведения, так и от этапа развития и ряда других факторов. Тем не менее на факультете математики, физики и информатики Тульского государственного педагогического университета имени Льва Толстого к первостепенным задачам, решаемым с помощью е-Learning, относятся:
организация самостоятельной работы студентов;
повышение конкурентоспособности учебного заведения;
организация смешанного обучения.
На кафедре информатики и методики обучения информатике ТГПУ активно используется система электронного обучения LMS Moodle (Learning Management Systems Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – Система управления обучением – Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, http://moodle.org). Этот программный продукт успешно применяется университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями более чем в 100 странах мира.
Среди преимуществ Moodle:
распространяется с открытым исходным кодом, что позволяет настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта или учреждения, а также ее интегрировать с другими системами и разрабатывать дополнительные модули;
ориентирована на коллаборативные технологии обучения, что дает возможность организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями;
широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и другие;
возможность использовать любую систему оценивания (балльную, словесную и так далее);
полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио);
соответствует разработанным стандартам (AICC, IEEE LOM, эталонные модели SCORM 1.2, SCORM 2004) и предоставляет возможность вносить изменения;
программные интерфейсы доступны для людей разного образовательного уровня, физических возможностей и культур.
LMS Moodle обладает широчайшим набором возможностей для полноценной реализации процесса обучения в электронной среде, среди которых – различные опции формирования и представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости, общения и организации студенческого сообщества. При этом все основные опции системы разрабатывались с ориентацией на педагогику социального конструктивизма, что означает активное вовлечение учащихся в процесс формирования знания и их взаимодействие между собой. Хотя сама система интуитивна и достаточно проста в использовании, она позволяет преподавателям реализовать креативные проекты различных уровней сложности.
Важнейшими преимуществами использования системы LMS Moodle в учебном процессе вуза являются следующие:
максимально возможное приспособление учебного процесса к возрастным и индивидуальным познавательным возможностям;
управляемость учебного процесса и особенно процесса усвоения информации (в любой момент возможна корректировка со стороны преподавателя);
обеспечение студенту состояния психологического комфорта как при изучении нового материала, так и при контроле усвоения знаний, умений и навыков;
«открытость» информационного поля (объем и уровень учебной информации может быть сколь угодно высок);
неограниченные возможности в использовании самых разных методов обучения.
При помощи системы электронного обучения Moodle разработан и внедрен в учебный процесс подготовки учителей информатики в области информационных систем специальный электронный учебно-методический ресурс. И в обучении студентов с его применением активно используются эффективные традиционные методы в сочетании с технологиями е-Learning.
Ресурс «Информационные системы» – основное средство обучения студентов ТГПУ в области проектирования и применения информационных систем в их будущей педагогической деятельности. Он позволяет более эффективно организовать процесс обучения, увеличить объем изучаемого материала по дисциплинам, связанным с областью информационных систем, дает возможность каждому студенту самостоятельно разбирать теоретический материал и готовиться к лабораторно-практическим занятиям.
Будучи разработанным в LMS Moodle, ресурс позволяет ставить и реализовывать в процессе обучения следующие задачи:
подготовка учителя информатики современного «информационного общества», обладающего навыками работы с различной информацией (ее поиск, понимание и критическое восприятие, использование для решения задач различного рода, анализа, синтеза и оценки);
индивидуализация учебного процесса через определение для каждого студента оптимального объема и содержания учебного материала, а также темпа его усвоения и отбора методов обучения в зависимости от личностных особенностей восприятия информации;
осуществление компетентностного подхода через решение практико-ориентированных задач;
развитие коммуникационных умений и навыков каждого студента путем организации его общения через форумы, чаты и так далее;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
формирование у студентов стремления к постоянному самообразованию;
подготовка профессионально-компетентных кадров в педагогической сфере деятельности.
Структура электронного учебно-методического ресурса «Информационные системы» базируется на блочно-модульном принципе построения (рис. 1) и включает в себя следующие блоки:
1. Методические материалы (учебные планы, УМК, методические рекомендации и указания).
2. Учебные материалы (блоки с лекциями, лабораторными и самостоятельными работами, отчеты).
3. Контролирующие материалы (контрольные работы, тесты, итоговая аттестация).
4. Дополнительные материалы (учебники, учебные пособия, ссылки на интранет- и интернет-ресурсы, глоссарий).
5. Коммуникации (форум, чат, внутренняя почта, рассылка, обмен сообщениями). См. рис. 1.
Электронный учебно-методический ресурс «Информационные системы» (рис. 2), представленный инвариантной частью и вариативами, позволяет организовать обучение с группами студентов, сформированными в соответствии со специальностью или направлением. Инвариантное ядро доступно всем зарегистрированным пользователям – участникам курса, а специализированные блоки реализуют дифференцированную подготовку.
Рассмотрим примеры основных компонентов электронного учебно-методического ресурса «Информационные системы», реализованные при помощи LMS Moodle.
Лекции
Лекционный материал курса «Информационные системы» представлен с помощью ресурса «Web-страница», который дает возможность добавлять гипертекст в формате HTML (рис. 3). Для создания веб-страниц используется специальный встроенный редактор, довольно удобный в работе. Данный вид ресурса наиболее удобен для размещения учебного контента. Помимо этого к лекциям можно прикреплять презентации, аудио- и видеоролики. У студента всегда есть возможность многократного обращения к непонятным при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания.
Лабораторные работы
и отчеты по ним
Лабораторные работы позволяют на основании теоретических сведений спроектировать и разработать учебную профессионально-ориентированную информационную систему, максимально приближенную к реальным педагогическим условиям, а также освоить различные инструментальные средства создания баз данных и информационных систем. Структура лабораторной работы представлена в виде модуля системы Moodle, куда входят: название и цель работы, краткие теоретические сведения по выполняемой работе с множеством примеров и иллюстраций, тексты индивидуальных заданий по теме лабораторной работы, выполненные в виде подробно описанных отчетов (рис. 4).
Отчеты разработаны с помощью инструмента Moodle «Задание», который позволяет студенту отправлять соответствующие файлы преподавателю (рис. 5).
Тесты
Moodle обладает развитой системой тестирования, в которой учтены все популярные форматы тестовых вопросов. Поэтому элемент курса «Тест» эффективно подходит для размещения аналогичных заданий и самого тестирования, так как включает в себя систему оценивания (рис. 6).
Глоссарий (словарь)
Позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты (рис. 7). Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов. В электронном учебно-методическом ресурсе «Информационные системы» реализована возможность автоматического создания ссылок. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курса и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария.
Форум
Этот сервис удобен для учебного обсуждения проблем и проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга (рис. 8).
В связи с тем что содержание данного электронного ресурса включает в себя инвариантное ядро с вариативными частями по рассматриваемым специальностям и направлениям, мы используем функции Moodle, которые помогают разграничить доступ к учебным разделам (блокам). Это позволяет создать группы студентов по специальностям и направлениям и организовать корректный доступ к учебной информации.
Применение данного ресурса, созданного в LMS Moodle, позволяет существенно интенсифицировать и дифференцировать процесс обучения, проводить подготовку студентов на новом качественном уровне в рамках развития компетентностного подхода в образовательной среде.
В заключение отмечу, что использование электронных учебных ресурсов, разработанных в LMS Moodle, как средства подготовки студентов в высшем учебном заведении дает целый ряд преимуществ:
позволяет более эффективно организовать учебный процесс в целом и самостоятельную работу студента в частности;
предоставляет возможность заинтересовать студентов с помощью внедрения новых технологий и форм организации обучения;
позволяет развивать профессиональные компетенции студентов;
позволяет повысить уровень образовательного потенциала студенчества и качества образования;
способствует выполнению социального заказа на подготовку конкурентоспособных кадров;
повышает социальную и профессиональную мобильность студентов, их предпринимательскую и социальную активность, кругозор и уровень самосознания;
способствует сохранению и приумножению знаний, накопленных отечественной образовательной системой.
Таким образом, качество образования становится в большей степени ориентированным на потребности общества и экономики, более гибким. Изменяются стимулы к обучению, формы образовательного процесса и его содержание, что непосредственно ведет к изменениям во всей сфере образования, главной целью которого является становление профессионально-компетентного, всесторонне развитого и конкурентоспособного работника.
Татьяна СУНДУКОВА, ассистент кафедры информатики и методики обучения информатике
Комментарии