Большинство детей рождаются дальнозоркими, и лишь 1-2 процента близорукими. Но по окончании школы близорукость выявляется почти у трети выпускников. Причем в последнее десятилетие наблюдается резкий скачок и в количественном, и в качественном отношении – появилось много случаев с патологическими изменениями и высокой степенью миопии.
Конечно, тут сказывается множество факторов. Но, может быть, один из главных – нарушение законов природы. И в этом виноват… научно-технический прогресс. Точнее – несерьезное отношение к нему. Мне нередко приходится наблюдать детей с выраженными признаками «компьютерного синдрома». У них ухудшается зрение, появляются головная боль, общее утомление, двоение изображения. Человеческий глаз приспособлен к рассматриванию предметов в отраженном солнечном свете, а дисплейное изображение состоит из множества светящихся, мелькающих мозаичных точек. Восприятие их вызывает чрезмерное напряжение глаз и всего организма в целом. Даже экран телевизора сложен для зрительной системы, но на нем все же картинка просматривается целиком, нет необходимости напрягаться, чтобы рассмотреть мелкую деталь. Как ни странно, даже игры на компьютере по зрительному восприятию ближе к труду, чем к отдыху. При длительном просмотре телепередач, а уж тем более во время занятий на компьютере дети, как и взрослые, незаметно для себя занимают так называемое вынужденное положение. Из-за длительного бездействия костно-мышечный аппарат постепенно ослабевает, появляется искривление позвоночника, деформация грудной клетки, что ведет к ослаблению сердечно-сосудистой системы и нарушению обмена веществ. Начинаются же эти явления с перенапряжения органа зрения, так как электромагнитное излучение влияет прежде всего на сетчатку глаза и кроветворную систему, его питающую.
Еще во время Кубинского кризиса на острове Свободы я часто наблюдал у молодых людей, работающих с радиолокаторами, снижение темновой адаптации – то есть «куриную слепоту». При переводе их на другую работу даже при том же питании зрение восстанавливалось. Значит, можно сделать вывод – «куриная слепота» связана не только и не столько с авитаминозом, но и с электромагнитным излучением. Почти то же самое происходит при «неумной» работе на компьютере. Но если у взрослых после отдыха и лечения признаки компьютерного синдрома, как правило, исчезают, то у детей все обстоит иначе, так как зрительный нервный анализатор у них еще не сформировался. При рождении у малыша имеется лишь анатомическая основа, функция органа зрения совершенствуется по мере взросления ребенка. Любые отрицательные воздействия – алкоголь, никотин, электромагнитное излучение – могут привести к полной потере зрения. Все беды начинаются с зеркала души. Кровоснабжение глаза и головного мозга происходит от одной магистральной артерии. Нарушение одного звена отражается на всем организме.
Компьютерный синдром может проявляться не только при работе с устаревшей техникой. Если не принимать меры безопасности, не спасут ни передовые газоразрядные, ни жидкокристаллические дисплеи, которых, впрочем, в наших школах и нет. Новая техника, поступающая в школы, конечно, имеет большую защиту от излучения, мониторы оснащены крупными 17-дюймовыми экранами. Но нужно защищаться и самому. Знаменитые «антикомпьютерные очки», на которые надеются многие, лишь облегчают восприятие экранного изображения, но не спасают от компьютерного синдрома.
Вот поэтому ученые – физиологи, медики, инженеры – разработали гигиенические правила, которые обеспечивают «эргономическую безопасность компьютеризации», которая не менее важна, чем пожарная или электрическая. Они введены в действие с 3 июня 2003 года. Причем отдельные технические параметры не гарантируют ни комфортности, ни эффективности работы на компьютере. Значение имеют лишь оптимальные и допустимые сочетания, разработанные под руководством испытательного центра «Элита» при Московском государственном университете экономики и математики. Они содержат требования к 20 основным параметрам: яркости, контрастности, мельканию и дрожанию изображения, внешней освещенности, оборудования рабочего места, микроклимата и так далее.
Первое и главное правило – нельзя размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях – нарушается на каждом шагу. Слава Богу, не в учебных заведениях – компьютерные «подпольные» клубы растут как грибы в полумраке и сырости. В школах другие сложности. Минимальная площадь на одно рабочее место пользователя предписывается не меньше 4,5 квадратных метра. А требуется еще место для учителя, для доски – кстати, непременно безмеловой. Значит, на класс из 12 машин нужно больше 60 квадратных метров. Когда строили школы, на такие классы не рассчитывали. К тому же к компьютерному кабинету непременно должна примыкать лаборантская не менее 18 квадратных метров. Очень немногие школы нынче имеют возможность заниматься строительством – ни сил, ни средств, ни технических возможностей. Ведь перенести стену здания без риска для его устойчивости не так-то просто. Тем более что для компьютерного класса годится не любое даже светлое помещение. Естественный свет должен падать сбоку, преимущественно слева, причем лучше, если окна выходят на север или северо-восток. На окнах должны быть не шторы, а жалюзи, чтобы предотвратить появление бликов на экранах мониторов. Нужны форточки – после каждого урока требуется устраивать сквозняк. В качестве источников искусственного света следует применять люминесцентные лампы, светильники с зеркальными параболическими решетками. Для поддержания микроклимата полагается иметь увлажнители, поскольку ПК сушат воздух.
Уровень шума в классе не должен превышать 50 децибел, поскольку техника сама является источником шума. При отделке помещения нежелательно использовать полимеры, запрещена ДСП – она содержит токсины. Расставлять компьютеры лучше по периметру. Расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов должно быть не меньше 1,2 метра. Лучшее расстояние от экрана видеомонитора до глаз – 70 сантиметров.
Понятно, что и мебель требуется особая: столы, соответствующие росту, подъемно-поворотные стулья. Непрерывная длительность занятий на ПЭВМ не должна превышать от 10 минут до получаса – в зависимости от возраста ученика. Обязательны физические упражнения и зарядка для глаз после каждого «сеанса» – их комплексы приведены в санитарных правилах. Если строго придерживаться СанПиНов, «компьютерный синдром» не страшен. Увы, приходится признать, всеобщая бедность вкупе с неуемным желанием работников образования украсить статистику, да еще при странной «куриной слепоте» санитарных служб, приводит к тому, что вреда от компьютеров пока значительно больше, чем пользы. Компьютер – умная машина и требует разумного отношения к себе. Иначе – мстит.
Василий МАКСИМЕНКО, доцент Омской государственной академии, преподаватель курса детских болезней, практикующий врач
Комментарии