По музейным меркам музей городского освещения «Огни Москвы» еще очень молодой. Ему 37 лет. По типологии его можно отнести к научно-техническим просветительским учреждениям вроде Политехнического музея, Музея связи или, скажем, Музея воды. Но у «Огней Москвы» есть своя фирменная «фишка». Ученики любят музей за то, что здесь «прикольно», как они говорят, проходят уроки физики и истории, а учителя – за то же самое, что и ученики, но с серьезным уточнением: это и урок, и спектакль одновременно, ученики в котором – главные действующие лица.
Из века в век ты путешествуешь вместе с гидом, примеривая на себя роли то фонарщика, то диспетчера Мосгорсвета, то физика, а то и неистового репортера, задающего экскурсоводу каверзные вопросы. Кстати, по четвергам, как стемнеет, в любую погоду, вооружившись фонариками и зонтиками (если идет дождь), можно вместе с экскурсоводом музея «Огни Москвы» пошататься по Армянскому, Кривоколенному, Потаповскому, Сверчкову переулкам, погружаясь в тайны старой Москвы… Такие экскурсии любят и родители, и дети.Но вернемся в музей. Хочешь побывать в крестьянской избе XVII-XVIII веков и попробовать разжечь лучину?Гид музея Ленара Гадельшина расщепляет березовое полено на щепу. Вставляет щепу в светцы под таким углом, чтобы она горела как можно дольше. Берет огниво. С силой и несколько раз ударяет кресалом по кремню. Высекает искру. Искра (по сути, «атом» раскаленного кремня) падает в сухой мох или в труху гриба трутовика. Труха вспыхивает, как порох. Есть огонь! Как в старинной поговорке: «Щепай, дивчина, лучину, не держи кручину!»Посмотрите, сколько нового узнали дети о быте прапрабабушек и прапрадедушек за одну минуту! И щепа, и лучина, и светцы, и огниво, и кресало с кремнем, и труха трутовика, воспламеняющаяся, как порох. И лучина, которую, если уж не было светцов, просто втыкали в отверстие в глиняной стене. Что такое светцы? Это развилка с двумя-тремя-четырьмя рожками из дерева или кованого железа. Уголек лучины падал в корыто с водой или песком, чтобы избежать пожара. Даже самая длинная лучина горела не более пяти минут.- Наглядный урок не только физики и истории, но и литературы, – делится восхищением преподаватель русского языка и литературы Екатерина Федорова. Она приехала в музей «Огни Москвы» из Санкт-Петербурга специально. – Обидно, что в Питере подобного музея нет: уличное освещение в нашем городе появилось на 23 года раньше, чем в Москве, – в день празднования победы русских войск над шведами под Калишем!Ленара погасила электрический свет в зале. Я прошу разрешения зажечь лучину. Помните выражение «жив курилка»? Это не про долгожителя, не расстающегося с табачком. Это тоже про тлеющую лучину, которую во время игры передавали из рук в руки со словами: «Жив, жив курилка! Жив, жив, да не умер! А у нашего курилки ножки долгеньки, душа коротенька».Возможно, кого-то разочарую – «лампочки Ильича» в музее «Огни Москвы» нет. Как нет ее в природе – не изобретал Ильич ламп накаливания. Это лишь пропагандистский символ начала электрификации страны Советов. Зато в музее есть макет лампы, гораздо раньше изобретенной русским ученым Павлом Яблочковым.- Назовите самые уникальные экспонаты вашего музея, – прошу я директора «Огней Москвы» Наталью Потапову.- В экспозиции около трехсот фонарей, ламп, осветительных приборов разных лет. Все они уникальны, – рассказывает Наталья Владимировна. – Например, образцы газополных ламп накаливания начала столетия фирм OSRAM и Phillips. Поражает не только их мощность (3000 Вт и 5000 Вт), но и размеры (высота – 35 и 55 см).А гордость экспозиции – лампы Московского электролампового завода (МЭЛЗ), изготовленные в 1937 году для кремлевских рубиновых звезд. Подарочная лампа 1935 года с портретом Сталина в профиль внутри.Уникален и пульт управления освещением всей Москвы. Такого в мире не было. Система была запущена в апреле 1941 года и во время войны одним нажатием кнопки обеспечивала масштабную светомаскировку столицы.- Наталья Владимировна, ваш музей, по сути, рассказывает о том, как формировалась стратегия уличного освещения столицы. А кто вообще принимает решения, как освещать улицы и исторические здания современной Москвы?- В 2005 году была разработана Концепция единой световой среды. Чтобы освещать не отдельно каждое здание, а целую улицу. Есть уличное, декоративное и архитектурное освещение. Освещение, скажем, Тверской или Нового Арбата, конечно, отличается от освещения Маросейки или Армянского переулка.- Музей посещает много школьников. Все расписано по часам. У вас есть для них специальные программы?- Да. Например, тематические мастер-классы. Ребенок вместе с папой или мамой может сделать уникальный светильник, попутно узнав историю свечей и подсвечников, «тайны», связанные с их изготовлением. А, скажем, на интерактивном занятии «В гостях у старого уличного фонаря» дети знакомятся с предметами старинного быта и участвуют в создании музейной экспозиции. В конце занятия все пишут настоящими гусиными перьями и чернилами (такими писал Пушкин) названия старинных предметов, с которыми дети ознакомились во время занятия.
Комментарии