Как обеспечить информационную безопасность Единого государственного экзамена? На мой взгляд, достичь абсолютной информационной безопасности невозможно: надо пройти длинный и тернистый путь затыкания всевозможных дыр и лазеек.
Иллюзий быть не должно. При проведении широкомасштабной акции с очень высокой мотивацией участников и исполнителей к получению высоких результатов абсолютной информационной безопасности не будет никогда.
Но зато можно говорить об эффективности процедуры ЕГЭ по сравнению с традиционными технологиями проведения итоговой аттестации и вступительных испытаний в вуз.
При проведении итоговой аттестации имеем два вида экзаменов – письменный (литература, алгебра) и устный (экзамен по выбору).
Материалы письменных экзаменов поступают на места из Минобразования России. Информационная безопасность при этом невысокая. Зачастую содержание письменных экзаменов бывает широко известно до начала экзаменов.
Устный экзамен в школах проводят те же нищие учителя, которые выпускников учили. Экзаменаторы понимают, что оценки ученикам – это оценки их работе. Объективности быть не может в принципе, особенно если учесть финансовое давление от родителей. А оно есть.
Вступительные испытания в вуз проводятся также нищими преподавателями и при таком же прессинге со стороны родителей. Спрос (поступлений в вуз) рождает предложение (сами знаете какое).
Ограничениями в действиях экзаменаторов являются только правила приличия. Этика и только этика! Факт получения взятки труднодоказуем. Никого не наказывают. Главное не зарываться и соблюдать корпоративные интересы. Система взяточничества сама себя кормит.
Практика централизованного тестирования показывает, что возможно получение более объективных результатов, чем на обычных вступительных испытаниях в вузах и итоговой аттестации в школе. Хотя нарушения возможны и при проведении централизованного тестирования.
Для того чтобы обеспечить информационную безопасность процедуры ЕГЭ, необходимо рассмотреть все элементы технологии от производства тестов до получения результатов. Это довольно длинный перечень этапов, подробно обсуждать который могут только специалисты.
На популярном уровне есть смысл обсуждать только наиболее уязвимые этапы. Рассмотрим их.
Транспортирование тестовых материалов. Это надо делать только специализированными службами. До областных центров лучше всего по каналам правительственной связи (фельдъегерской службой). Из областных центров в районы опять же целесообразно воспользоваться местными средствами спецсвязи. Ни в коем случае нельзя допускать к материалам представителей органов образования.
Хранение тестов и заполненных бланков ответов должно осуществляться теми же структурами, которые обеспечивают транспортирование материалов.
Процедура экзамена. Тестовые материалы должны передаваться организаторами в базовых школах и в вузах за один час до начала экзамена. По окончании экзамена заполненные и пересчитанные бланки ответов запечатываются в пачки и по актам сдаются представителям средств спецсвязи.
Производство тестов и обработка результатов в обрабатывающих центрах контролируются руководством указанных служб. Обеспечение информационной безопасности возлагается на соответствующих руководителей. Публичное обсуждение их распоряжений и технологии, на мой взгляд, нецелесообразно.
Владимир ХЛЕБНИКОВ,
директор ГУ Центра тестирования Министерства образования РФ
Комментарии