Специалисты Новгородского государственного объединенного музея-заповедника решили откровенно поговорить с завучами по воспитательной работе школ Великого Новгорода.
Основной целью круглого стола, организованного работниками музея-заповедника, стал обмен мнениями по теме общего сотрудничества.
В целом работой со школьниками музей занимается уже очень давно – около 25 лет. Сейчас это прерогатива отдела культурных программ НГОМЗ и Детского музейного центра – большого структурного подразделения музея, которое занимает отдельное двухэтажное здание.
Если можно так сказать, отдел культурных программ – это мозг, отвечающий за разработку тем, лекций, программ в сфере детского воспитания и образования. На данный момент его работники создали 25 программ, по которым успешно ведутся экскурсии для юных посетителей разных возрастов: от дошколят до старшеклассников, а также семей новгородцев. Ну, а Детский музейный центр – это, бесспорно, сердце всей структуры, созданной в НГОМЗ для работы с детьми. Именно здесь проводятся многочисленные выставки, от долговременных стационарных, таких как «Сказы мальчика Онфима», экспозиция которой рассказывает о жизни юных новгородцев 13 века, до передвижных. Ради организации последних работники центра специально выезжают в другие области, налаживают контакты с музеями страны и частными коллекционерами, чтобы привезти что-то новенькое, интересное.
Эльвира Николаевна Манукян, старший научный сотрудник отдела культурных программ НГОМЗ, ставшая одним из организаторов круглого стола с учителями, рассказывает:
– Наш круглый стол был посвящен дальнейшему развитию социального партнерства со школами. Мы подняли эту проблему, потому что из года в год музей предлагает сформировавшийся продукт, которым удобно пользоваться образовательным учреждениям. Конечно, содержание лекций и мастер-классов при этом обновляются, совершенствуются, но их форма по большому счету остается традиционной. А ведь хочется идти дальше! Именно этого мы ждали от учителей – нам необходима была ответная реакция на наши предложения о новых формах сотрудничества и, конечно, нам хотелось услышать их предложения.
Вопросы по этой теме и приглашения на встречу были предварительно разосланы по всем школам города. К нашей радости, на круглый стол в музей пришли представители большинства школ города.
Педагоги предложили нам интересную идею – создать для одаренных подростков детскую секцию при ежегодных научно-исследовательских конференциях, проводимых в НГОМЗ. Подобные конференции у нас традиционно организуются по двум направлениям: «Новгород и Новгородская земля. История и археология» и «История реставрации». Думаю, эта идея в ближайшем будущем найдет свое воплощение, поскольку многие школьники уже имеют некоторые практические навыки в данных сферах. Дети у нас участвуют в таких проектах, как серии мастер-классов по реставрации книг, изделий из кожи и дерева, которые проводят для населения профессиональные реставраторы НГОМЗ. А подростки более старшего возраста много лет подряд участвуют в сезонных археологических раскопках на территории Великого Новгорода.
К сожалению, других предложений от представителей школ на круглом столе не последовало. Очевидно, всех устраивают уже существующие наработки. Еще один вопрос, который интересовал педагогов – можно ли на базе музея-заповедника занять детей в летний период.
– Означает ли это возможность участия детей, например, в деятельности временных экскурсоводов?
– Нет, школьник как полноправный экскурсовод на наших объектах работать не имеет права по причине отсутствия компетентности и профессиональных знаний. Дети могут пробовать свои силы в этом отношении только в своих школьных музеях. Мы предложили в качестве альтернативы такой вариант – занятость детей в качестве волонтеров на мероприятиях, проводимых музеем-заповедником. Для подростков, увлеченных изучением этнографии, традиционных ремесел, поистине уникальной является возможность принять участие в организации фольклорных праздников, в частности, в музее деревянного зодчества под открытым небом «Витославлицы». Более того, мы готовы составить для наших добровольных помощников специальные обучающие программы.
Педагоги обещали нам подумать. В настоящее время они обсуждают в своих учительских коллективах идеи, высказанные обеими сторонами на круглом столе.
Впечатление от состоявшейся встречи у нас двойственное. С одной стороны, мы видим, что педагоги неравнодушны к идее взаимного сотрудничества с музеем по патриотическому и эстетическому воспитанию школьников. С другой стороны, пока удалось найти немного точек соприкосновения.
Очевидно, например, что работа с одаренными детьми не должна ограничиваться организацией детских секций при научно-исследовательских конференциях. Для таких целей обязательно потребуются консультации специалистов, но мы не совсем ориентируемся в загрузке и в требованиях, которые предъявляются для подобных организованных групп детей. В целом музей может предлагать свои новые программы сотрудничества со школами, но вдруг они не совпадут по расписанию или иным параметрам со школой? Именно такого продуктивного диалога мы ждали от школ. Но пока контакт в этом отношении наладить не совсем удалось. Возможно, все покажет время.
– Эльвира Николаевна, может быть, здесь помогут новые федеральные государственные образовательные стандарты, введение которых предполагает направленность на развитие ребёнка как личности, на нравственно-патриотическое воспитание, в частности. При обучении по новым стандартам во второй половине дня дети ходят на экскурсии, занимаются в кружках. Не прозвучало ли соответствующее предложение в отношении дружбы с музеем от педагогов на встрече?
– Не прозвучало. Как раз об ориентации на новые федеральные стандарты говорили на встрече мы. У нас в музее существуют программы для детей начиная от детсадовского возраста и заканчивая студентами. На круглом столе мы хотели выработать концепцию взаимосвязи этих музейных программ с учебными программами школы по разным предметам. Мы могли бы составить в результате новые программы в помощь учителям-предметникам.
По нашей статистике на объекты музея чаще приходят дети начальной школы. Средняя школа уже значительно меньше представлена. Старшеклассников – буквально единицы: 11 классов нет вообще, есть один приходящий к нам десятый класс и 2-3 девятых класса. И как раз на встрече с педагогами мы говорили о том, что федеральные государственные стандарты обязывают к определенным новациям, изменениям учебного плана. Мы могли бы разработать для школьных педагогов не только программы, но и организовать для них консультации и лекции. Ведь это было бы очень интересно: если программу какого-то своего научного объединения, клуба, кружка может составить сам учитель, то консультацию по определенной тематике ему может дать специалист, компетентный в определенной области. В первую очередь мы могли бы помочь в организации занятий по истории и мировой художественной культуре. Отдельные временные экспозиции в детском музейном центре зачастую касаются естественнонаучных предметов: биологии, географии. На базе этнографических экспозиций в музее деревянного зодчества под открытым небом «Витославлицы» можно воплощать самые разные программы по общему поднятию образовательной культуры. Может быть, какие-то темы и не будут входить в программу средней школы, но для общего развития ребенка это будет невероятно полезно. Воспитательный же потенциал военно-патриотических программ, рассказывающих об истории земли новгородской в лицах, в людях, переоценить просто невозможно. Но активного отклика от учителей нет. Пока нет.
Причин здесь, видимо, несколько. Во-первых, и это давно известно, загрузка школьников, особенно старшеклассников, чрезмерно велика. Во-вторых, подрастающее поколение предпочитает тратить время и деньги, пусть и небольшие, не на походы в музей, слушание лекций и расширение своего кругозора, а на частных репетиторов и подготовку к поступлению в вузы. Можно назвать это тенденцией или болезнью нашего времени, но это факт, это реальность.
Загружены не только дети, но и учителя, которые трудятся в школе и работают теми же самыми репетиторами, потому что им надо жить и кормить свои семьи. Очень трудно сразу этот механизм, сложившийся годами, развернуть на 180 градусов. Надо исправлять ситуацию упорно, постоянно и долго. И обязательно совместными усилиями работников культуры и учреждений образования.
На заметку
Новгородский объединённый музей-заповедник – однин из старейших в России. В его состав входит комплекс архитектурных памятников XI—XVII веков. Основные фонды движимых экспонатов насчитывают более 400 000, научно-вспомогательные — более 300 000 единиц хранения. В рамках музея-заповедника работает 17 отделов, занимающихся научной, реставрационной, просветительской, экскурсионной деятельностью.
Музей имеет 10 уникальных коллекций. Археологическая коллекция – самое большое в мире собрание средневековых археологических предметов и имеет эталонный характер. Архитектурно-археологическая коллекция включает материалы исследований архитектурных памятников XI—XVII веков Великого Новгорода и других городов России этого же периода. Коллекция «Древнее ювелирное искусство X—XVII вв.» состоит из древнейших на территории России образцов византийского и русского декоративно-прикладного искусства. Коллекция «Документальные письменные источники XII—XVII вв.» включает древнейшие подлинные актовые материалы русской истории.
Остальные коллекции – «Древнерусская иконопись XI—XVII вв», «Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё XI—XVII вв.», «Рукописная и старопечатная книга XII—XVIII вв.», «Русские монеты X-XVII вв. (допетровский период), «Русские колокола XVI—XVII вв.», «Древнерусские актовые печати XI—XV вв.»
Кроме центральных экспозиций и экспонатов в Великом Новгороде Новгородский объединённый музей-заповедник имеет 4 областных филиала:
Старорусский филиал, включая дом-музей Ф.М.Достоевского и музей Северо-Западного фронта.
Валдайский филиал с музеем колоколов и музеем уездного города.
Боровичский филиал с музеем-усадьбой А.В.Суворова в селе Кончанское.
Чудовский филиал, включая дом-музей Н.А.Некрасова и дом-музей Г. И. Успенского в деревне Успенское.
Фото автора
Комментарии