Олимпиада воспитывает духовность
Регулярное участие в интеллектуальных соревнованиях – ценный опыт для ребят. Начиная с младших классов дети учатся работать с информацией, соревноваться друг с другом, творчески подходить к решению разного рода заданий, учатся концентрироваться для их быстрого и правильного решения. «История и культура храмов столицы и городов России» вот уже несколько лет одна из самых популярных школьных олимпиад.
Принимая участие в данной олимпиаде, ребята занимаются исследовательской работой, погружаются в историю, архитектуру, культуру России. Учатся исследовать историю различных культурных событий и явлений, связанных с храмами городов России, на примере произведений искусства, архитектурных объектов, исторических памятников.
И начинать данную работу необходимо именно с младшего школьного возраста, так как именно в этот период формируется любовь к Родине, к своей истории и культуре. Данная олимпиада позволяет не прервать связующую разные поколения ниточку времени, донести до еще совсем юной личности то, что было важным для наших предков и остается значимым не только для нас, но и для будущих поколений.
Наиболее важным я считаю первый подготовительный этап олимпиады, так как именно на этом этапе важно мотивировать ребят к исследовательской деятельности, найти для каждого ребенка то, что заинтересует именно его. В данной работе помогают тематические классные часы и экскурсии с их последующим обсуждением. В ходе таких занятий ребята раскрываются, становится понятно, кого и чем можно заинтересовать, кому предложить стать участником олимпиады.
Большинство участников выбирают исследования, связанные с храмами, расположенными на территории Москвы и ближайшего Подмосковья. Но в этом году мои первоклассники выбрали для своего первого исследования храмы, расположенные в других городах России.
Очень важно правильно выстроить работу с родителями участников олимпиады, получить согласие и поддержку семьи, а также распределить обязанности. Естественно, ребенку нужны помощь и одобрение родителей, но также очень важно, чтобы исследовательская работа велась совместно с ребенком, а не вместо него. Все это необходимо проговорить с родителями участников олимпиады в самом начале исследовательской работы.
Индивидуально подошли участники и к организации сбора информации: кто-то вместе с родителями нашел возможность посетить храм, расположенный в другом городе, а кто-то работал дистанционно с литературными источниками и интернет-ресурсами. При этом такие разные работы были отмечены вниманием жюри. Все ребята стали призерами и победителями олимпиады.
Особенно хочется выделить ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который не только принял участие в олимпиаде, но и стал победителем. Его работа была посвящена Церкви Иоанна Предтечи – пятнадцатиглавому храму в Ярославле. В ходе исследования вся семья неоднократно посещала храм, несмотря на его удаленность от Москвы. Это еще раз доказывает важность мотивации ребенка и поддержки семьи. А также равенство возможностей всех учащихся.
Были участники, которые выполнили исследовательскую работу о храме, прихожанами которого является их семья.
В результате работы над исследованием заинтересованными оказались не только сами участники, но и их семьи. Все члены семьи принимали участие в сборе и систематизации информации, оформлении работы. Именно совместная работа ребенка, семьи и школы – важная часть духовно-нравственного воспитания и развития личности.
В ходе работы над исследованием участники делились информацией с одноклассниками, готовили небольшие выступления и отчеты для классных часов. Также материал, собранный в ходе исследований, можно использовать на уроках ОРКСЭ и внеклассных мероприятиях школы и района.
Наталья МУСИХИНА,
учитель начальных классов школы №86 имени М.Е.Катукова
Комментарии