Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Культура слушать

УГ - Москва, №37 от 14 сентября 2010. Читать номер
Автор:

​Увлечь ребят музыкой – это главная задача, которая стоит перед учителем музыки. Развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали – одним словом, развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства.

Для меня пение – ведущий способ музыкальной деятельности. Почему? На мой взгляд, певческая деятельность – единственный общедоступный способ музицирования. В настоящее время я занимаюсь пением с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На своем опыте я убедилась, что необходимо использовать возрастные возможности малышей, которые потом без поддержки угаснут: в первую очередь способность к образному мышлению, эмоциональному отклику на явления действительности, к работе воображения как основе учебной, творческой, научной деятельности; способность к восприятию языков, наблюдательность, способность удивляться и увлекаться игрой.Мне приходится проводить занятия с детьми, одаренными музыкальным слухом и голосом, а также с детьми – «гудошниками» с невыявленными музыкальными способностями.Петь хочет практически каждый ребенок, особенно когда в школе ставят музыкальные спектакли, в которых принимают участие большинство учеников. Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности.Н.Л.Гродзенская высказывала свою точку зрения на значение обучения детей пению: «Обучая пению, мы заботимся о качестве песни и о качестве исполнения. Мы развиваем в детях сознательное суждение не только о качестве произведения, но и о качестве исполнения – это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту…» В процессе работы я пришла к выводу, что необходим дифференцированный подход к своим певцам, что надо грамотно и внимательно провести первое прослушивание, выделить «гудошников» и явно способных детей.Систематическая работа в рамках системы относительной сольмизации (в предреволюционные годы сторонником и пропагандистом которой был П.П.Мироносицкий, а в наше время Георгий Струве), предполагающая демократические и игровые формы знакомства с музыкальной грамотой, дает хороший развивающий эффект для детей с невыявленными музыкальными способностями. Мы идем медленно, но зато моя педагогическая совесть чиста: я, как могу, стараюсь помочь каждому ребенку, даже если он сегодня поет всего две-три чистые ноты.Несформированность, хрупкость всего организма, быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности характерны для младшего школьника. Вот почему одна из основных форм работы с малышами – игра. Есть прекрасная книга Д.Б.Эльконина «Психология игры». Только как же трудно учителю реально играть с детьми каждый день, каждый урок, сохраняя непринужденность, увлеченность и радость! В музыкально-дидактических играх, которые я использую на уроках, отрабатываются элементы ладовой системы относительной сольмизации, развивается музыкальный слух, чувство ритма.Вот примеры некоторых игр.«Музыкальное сердце»Учитель играет музыкальный отрывок. Дети шагами находят «метр» (одинаково равные доли, удары в музыке, которыми как бы отмеривается произведение, ведется счет), при помощи которого можно удобно ходить под музыку, хлопать. Учитель дает учащимся новое понятие (на основе их собственного опыта, только что полученного), затем играет несколько музыкальных отрывков, написанных в различных размерах. Дети хлопками находят «метр». Далее учитель играет отрывки в контрастных темпах и дает детям понятие «темп» (скорость движения метрических долей, скорость счета, движения, исполнения, звучания музыкального произведения). Все объяснения должны быть не сухо теоретическими, а наглядными, построенными на конкретных примерах и на анализе самих детей.«Музыкальная кисточка»Учитель поет на гласной «ю» три звука подряд сверху вниз (как бы III-II-I ступени мажора), например, ля-соль-фа первой октавы. Дети отмечают, что учитель «по ступенькам спускается вниз», и показывают рукой эти ступени. Затем учитель показывает детям эти ступени, а они поют, тоже «рисуя» рукой их высоту, вернее, соотношение. Скачки пока делать не надо, а только поступенность вверх и вниз и повторение одного и того же звука. После этого можно предложить кому-либо из детей заменить учителя в этой игре.«Догони меня»Учитель проводит упражнение-игру, которое условно назвали «Догони меня»: играет различные звуки в пределах ре первой – до второй октавы поступенно и скачками. Дети голосом (гласная «е») воспроизводят каждый сыгранный учителем звук, внимательно следя за унисоном. Когда поют учащиеся – фортепиано не звучит и наоборот.Учитель говорит: «Я убегаю, а вы догоняете. А вот я передвинулась в одну сторону (вверх или вниз), а вы – в другую, значит, не догнали. Вы сами должны заметить, если споете неверно, и сказать мне… А сейчас все меня догнали или нет? Был ли унисон?»Для работы в системе относительной сольмизации я использую наглядные пособия: «Столбица», «Светофор», ручные знаки; считаю важным моментом в вокальной работе с малышами выработку сознательного и критического отношения к своему пению. Понравилось ли им собственное исполнение? Качественно ли выполнена поставленная задача?В вокальной работе с детьми я придерживаюсь таких принципов:- Развитие голоса ребенка от примарных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен тот звук, который не вызывает напряжения.- Главный метод вокальной работы – устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение.- Главный критерий в занятиях – качество звука и свобода при пении.- Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха.- Работа без торопливости: критерий не количество, а качество выученного.- Доступность репертуара.- Обязательное использование в работе упражнений на движение артикуляционного аппарата – губы, челюсти, язык.Развитие музыкальных способностей детей теснейшим образом связано с развитием общих способностей, ставших основой всех видов учебы, творчества и практической деятельности детей. При этом следует подчеркнуть роль обучения, необходимость накопления у учащихся различных знаний, навыков, умений: если ребенок не владеет ими, ему не из чего и творить.Результаты прослушивания детей не окончательны и далеко не всегда объективно отражают реальность. Надо постоянно наблюдать за музыкальным развитием ребенка, корректируя свою работу. Ведь самое главное в моей работе – приносить детям радость от общения с музыкой!М.ШИМКИВ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту