search
main
0

Культура педагога: профессиональное мастерство и личностное развитие

В педагогической деятельности, как ни в какой другой, значимо профессиональное мастерство. Традиционно мы считаем, что оно включает в себя владение полезными и эффективными педагогическими инструментами, грамотную организацию занятий с учащимися, глубокие знания по рассматриваемым содержательным вопросам. Однако если мы представим себе такого педагога, то окажется, что это всего лишь на всего хороший, эффективный передатчик знаний.

Авторы: Андрей Наумович Иоффе и Людмила Васильевна Бычкова

Совсем как в воспоминаниях В.Г. Короленко. Он рисует следующую картину школы на рубеже 19-20 веков: «В педагогическом хоре, настраивавшем наши умы и души, были также голоса среднего регистра, тянувшие свои партитуры более или менее прилично. И эти, конечно, делали главную работу: добросовестно и настойчиво перекачивали фактические сведения из учебников в наши головы. Не более, но и не менее… Своего рода живые педагогические фонографы».

Далеко не всегда в педагогическом образовании обращается внимание на умение педагога удерживать баланс трех «Э»: Этики (установления и поддержания комфортных правил взаимодействия), Энергетики (необходимости вкладывать в урок или занятие свои энергетические ресурсы, делиться энергией с учениками, чтобы заинтересовать их содержанием и процессом познания, породить в них ответную энергию, побуждающую к действию) и Эстетики (демонстрации красоты мира знаний, открываемого на занятии). Без этого самые продуманные и хорошо организованные образовательные усилия не принесут личностно значимого результата. Профессиональное мастерство педагога несомненно влияет на возможность превращения занятия в запоминающееся и эмоционально значимое образовательное событие, но без культуры педагогической деятельности все достигнутое превращается в строение на песке, без фундамента и основательности. Как ДНК в генетической программе человека обеспечивает преемственность и передачу главной информации из поколения в поколение, так и в культуре педагогической деятельности своеобразным ДНК выступают Доброжелательность (этическая основа), Настрой (энергетическая программа) и Красота (эстетическое восприятие).

Одного профессионального мастерства недостаточно. Если личность педагога не является культурным образцом и моральным авторитетом, а всего лишь опирается на приобретенную в силу обстоятельств иерархическую позицию (учителя или воспитателя, наделенного определенной властью над учениками), создаваемая образовательная среда вряд ли станет основой развития ученика. В.Ф. Тендряков в книге «Затмение» сравнивает учителей и Учителя с большой буквы: «В школе у меня было много учителей, научивших меня понимать бином Ньютона, периодическую систему Менделеева, естественный отбор Дарвина. Но, увы, ни про одного из учителей школы я не могу сказать: это он направил, он определил мою жизнь, он изначальный творец моего будущего – Учитель с большой буквы! Настоящий Учитель всегда ниспровергатель, он переворачивает с ног на голову твой привычный мир, в простом заставляет видеть сложное, сложное доводит до емкой простоты, и черное после него становится белым …». Среда занятия становится благоприятной для развития ребенка, если складывается конструктивный диалог и достигается взаимопонимание. Только в этом случае можно ожидать получения удовольствия от хорошо сделанного дела, причем получателями этой позитивной эмоции будут, как сам педагог, так и его воспитанники. Единство качественно организованного процесса (сделать правильно), результата (получить необходимый образовательный продукт) и эффекта (испытывать вдохновение, не копировать, а создавать) позволяет создавать события, поддерживающие личностное развитие обучающихся.

Довольно условно можно разделить педагогов на две неравномерные группы:

  • наибольшая группа включает в себя мастеровых – исполнители, работники, владеют инструментами (орудиями) по инструкции и шаблону, оценивают по точности и ошибкам, основа их деятельности – трудолюбие, педантичность, действия по шагам, используя термин из книги С. Лукьяненко «Черновик», их можно назвать «функционалами»;
  • существенно меньшая – группа мастеров, творцов, придумывающих собственные приемы работы с инструментами или создающих свои инструменты; основа их деятельности – креативность, импровизация, вдохновение, артистизм, высокое мастерство и уникальная продуктивность.

Здесь можно говорить о минимуме и максимуме профессионализма в образовании как условии педагогического счастья. Перефразируя Л.Н. Толстого, можно заметить, что все педагоги несчастны одинаково, но каждый из них счастлив по-своему. Но это счастье тесно связно с состоянием и настроением воспитанников, которые не так уж много и требуют от учителя. Приведем здесь довольно краткий список достоинств педагога, сформулированный учениками и представленный в книге Б. Кауфмана «Вверх по лестнице, ведущей вниз»:

  1. Вы всегда готовы выслушать нашу сторону, что бы ни случилось.
  2. Если вы чего-то не знаете вам не стыдно признаться, что вы этого не знаете.
  3. Вы не боитесь выдать улыбку, когда надо.
  4. Вы всегда выглядите довольной, когда мы входим.

Для того, чтобы соответствовать этим в общем-то незатейливым требованиям, стоит придерживаться некоторых принципов профессиональной педагогической деятельности:

  1. Дело важнее славы (имиджа).
  2. Умение признавать ошибки и понимание своего несовершенства.
  3. Отношение к изменениям, как к вызову, а не как к проблеме.
  4. Четкое представление об ожидаемых результатах работы (формализованное в планировании и интуитивное в ощущениях).
  5. Уважение окружающих и учет их мнения (независимо от их возраста и статуса).
  6. Деликатность к другим и скромность (сдержанность по отношению к своим успехам и отказ от самовосхваления).
  7. Спокойная уверенность в себе (без истерик и шараханий, контроль эмоций, сдержанность, уравновешенность).
  8. Ответственность по отношению к своему делу (берется за то, что сможет сделать, а не за то, за что платят хорошие деньги или обеспечивается слава).
  9. Способность удивлять и вызывать интерес.
  10. Учет сложившейся ситуации, умение менять шаблоны и выбирать направления.
Фото: ru.freepik.com

Эти принципы предполагают каждодневную работу учителя над собой, в ходе которой происходит развитие не только интеллекта педагога, но и особых педагогических умений. Назовем из них самые важные, на наш взгляд.

«Педагогический слух» – умение понимать и «слышать» реакцию других людей. Противоположностью (и достаточно распространенной) является «педагогическая глухота», которая проявляется как в неумении, так и в нежелании воспринимать другие мнения и позиции.

«Педагогический ритм» – умение объяснять, выделять существенное, преподавать в комфортном для обучающихся темпе.

«Педагогическая реакция» – умение понять, когда нужно выдержать паузу, а когда необходимо реагировать сразу. Важно, чтобы педагог преодолевал свои страхи и не впадал в ступор при нестандартной ситуации. Вред и польза страха – предупреждает об опасности и предотвращает трагедии, но может лишить энергии, способствовать безынициативности и ограничивать творческий потенциал.

Сегодня в системе профессионального педагогического образования и повышения квалификации обращают особое внимание на эмоциональную культуру учителя. Это связано в том числе и с тем, что до недавнего времени эта часть подготовки педагога была в значительной степени редуцирована, поскольку считалось, что для школьного учителя самое главное – знание предмета и подходящих способов передачи этого знания. Эмоции предлагалось сдерживать, как педагогу, так и ребенку. Последний мог их «выплескивать» преимущественно на переменах, если в школе на перерывах допускалась свободная активность, отчасти на занятиях физкультурой и в системе дополнительного образования детей. А педагогу рекомендовалось в общении с коллегами, учащимися и родителями подавлять свои яркие эмоции, чтобы «не утратить учительский авторитет».

Сам термин «эмоциональная грамотность» появился в педагогике относительно недавно – в начале 1970-х годов прошлого века, затем выделилось понятие «эмоционального интеллекта», которое до сих пор не всеми воспринимается с пониманием, поскольку традиционно интеллект и эмоции противопоставлялись. Однако за сравнительно небольшой период времени, в течение 10-20-х годов XXI века, по данным Google Trends, тема эмоционального интеллекта вошла в число сверхпопулярных запросов пользователей сети Интернет.

Возникает важный для педагога-практика вопрос: можно ли гармонизировать организацию процесса познания на занятии и эмоциональный мир личности? Под занятием мы будем понимать завершенное на конкретном временном отрезке специально организованное педагогом образовательное действо, имеющее целостный характер. Эмоциональная культура педагога проявляется в повседневной профессиональной деятельности: на уроках, в беседах, дискуссиях, классных часах, на утренниках, педагогических советах, родительских собраниях, фестивалях, праздниках и т.п.

В качестве точки отсчета воспользуемся структурой блочно-модульного конструктора (БМК), имеющего универсальный характер, с потенциалом вариативного наполнения каждого блока содержанием и методическими материалами. На схеме показаны шесть ключевых блоков, по которым можно спроектировать любое занятие, доращивая или сокращая тот или иной блок в зависимости от поставленных целей.

Схема. Блочно-модульный конструктор занятия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

БЛОК

Информационный блок Практический блок МОТИВАЦИОННЫЙ

БЛОК

Оценочный блок Рефлексивный блок

 

Организационный блок помимо таких важных структурирующих познавательную деятельность вещей, как целеполагание и инструктирование учащихся, решает задачу создания нужного эмоционального фона и установление подходящей для конкретной педагогической ситуации системы взаимодействия. Именно в ходе организационного блока задаются и становятся в дальнейшем привычными для участников ритуалы (приветствие, прощание, привлечение внимания и др.), устанавливаются совместно оговоренные и принятые правила.

Дети могут испытывать негативные эмоции, предвкушая неудачи в решении учебных задач. В том случае, когда ошибки в ходе выполнения заданий воспринимаются педагогом, как катастрофа, провал. Если организационный блок занятия вызывает преимущественно положительные эмоции у обучающихся, можно ожидать реакции принятия и рассчитывать не только на успешный старт, но и на активное продолжение работы детей на уроке. Педагогу стоит использовать различные подходы при проектировании и реализации организационного блока занятия, чтобы создавать подходящий эмоциональный фон, позволяющий решать конкретные образовательные задачи. Эмоции находятся во взаимосвязи с учебной работой и, однажды возникнув, сильная негативная эмоция может остаться надолго в памяти и помешать переключению в нужный момент на позитивную волну. Поэтому нужно учиться регулировать собственные эмоции и обучать этому учащихся.

В ходе мотивационного блока главная задача педагога состоит в порождении эмоций удивления и интереса у обучающихся. Если мы говорим о проектировании мотивационного блока урока, то наше внимание несомненно привлечет вызов, именно с ним связаны эмоции удивления и интереса. Каким образом педагог может повлиять на возникновение таких эмоций? Способы воздействия хорошо известны: занимательность изложения; необычная форма преподнесения материала; эмоциональность и заинтересованность в поведении или речи педагога; создание игровых ситуаций; инициирование спора и дискуссии на актуальные для обучающихся темы; включение воображения и использование различных образов и метафор; создание ситуации выбора.

Когда мы передаем свои чувства, эмоции, отношение к чему-либо при помощи мышц лица, мы пользуемся еще одним инструментом, подаренным нам природой – мимикой. С ее помощью можно выразить широкий диапазон эмоций: огорчение, гнев, радость, смущение, удивление, презрение, заинтересованность, отвращение, восторг. Активность использования мимики педагогом зависит от его индивидуальности и обстоятельств общения. Поскольку дети «читают» по лицу учителя, в каком он состоянии, не следует демонстрировать свое плохое настроение, негативные чувства и эмоции. Важны как улыбка педагога, способная поддержать и подбодрить, так и выражение глаз. Эмоциональный контакт невозможен без визуального: доброжелательный и приветливый взгляд часто имеет бо́льший эффект, чем сказанные слова. Педагоги смотрят в глаза ребенку и тогда, когда они его критикуют или порицают. Важно подчеркнуть личностное обращение, поддержанное зрительным контактом, оно помогает удерживать самое главное послание в общении с ребенком: педагогу не все равно, что происходит с воспитанником, поэтому он обращается лично к нему, а не к стенам, окнам, потолку.

О том, что поддержка позитивного эмоционального фона позволяет влиять на продуктивность занятий, убедительно говорят результаты исследований. В том случае, когда люди испытывают позитивные эмоции, они лучше справляются с задачами визуализации информации, предлагают более качественные словарные ассоциации, более гибко решают задачи на структурирование и категоризацию.

Вероятно, педагогу стоит думать о мотивации, не только проектируя организационный и мотивационный блоки занятия, но мыслить более масштабно, создавая мотивирующую образовательную среду: как пространственно-предметную, так и социальную, и организационно-технологическую. Среда возможностей для пробуждения интереса обучающихся может включать в себя пространство, насыщенное различными источниками информации; педагогическое взаимодействие, обеспечивающее осознанность в обучении; организацию процесса самостоятельного преодоления затруднений и рефлексии целедостижения. Подробнее об этом можно прочитать в открытых для доступа материалах, разработанных при поддержке Благотворительного Фонда «Вклад в будущее»: https://vbudushee.ru/upload/lib/RLP_na-zanyatiakh.pdf

Если педагог готов обращать внимание на эти важные аспекты, о которых шла речь в данной статье, то он наверняка сможет не только расти профессионально, но и развиваться личностно, а это непременно скажется на результатах его воспитанников. Обучать важно не только словом, но что еще важнее – делом, задавая культурные образцы личностного развития, на которые дети смогут равняться и к достижению которых будут стремиться. Это и просто, и сложно одновременно.

Авторы: Иоффе Андрей Наумович, д. пед. наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета

Бычкова Людмила Васильевна, канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте