search
main
Топ 10
Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Миллион рублей выиграл школьник из Забайкальска в конкурсе «Большая перемена» В школах Улан-Удэ классы закрываются на карантин Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 80% учителей в России умеют обращаться с интерактивным оборудованием Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Родителям московских школьников рассказали о новом формате подготовки к ЕГЭ В Ульяновской области родители могут онлайн перевести ребенка из одной школы в другую
0

Культура и образование помогают сплотить детей

​В школе №384 имени Д.Корнеева состоялось расширенное заседание педагогического совета «Интеграция детей мигрантов в образовательной среде», в работе которого приняли участие члены управляющего совета школы и совета родительской общественности.

Тема актуальна и в целом для московского образования, и, в частности, для нашей школы, широко обсуждаема, тесно перекликается с проектом МГППУ «Школа как транслятор культуры принимающего общества» (руководитель проекта – заведующий кафедрой этнопсихологии МГППУ Олег Хухлаев). На сентябрь 2012 года в школе обучались дети 38 национальностей. Бывшая рабочая окраина района Можайский, где расположена школа, привлекает мигрантов недорогим съемным жильем, работой в магазине «Ашан», на строительных рынках. В 2008 году в ходе реорганизации к нашей школе была присоединена школа №383. Из 147 новых учащихся 136 были детьми мигрантов, плохо говорящими на русском языке и соответственно имеющими трудности с освоением государственной программы. Проблем было много: и этнические, и национальные, и религиозные, и психологические, но сейчас, спустя четыре года, можно с уверенностью сказать, что педагогический коллектив с ними справился. Для решения проблем была разработана и начата апробация программы «Общественно активная школа как фактор успешной адаптации детей мигрантов в московское сообщество».Особенность этой программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.В основе структуры программы – трехуровневая модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям, согласно которой ключевые направления этого процесса:- учебная адаптация, понимаемая как усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, поддерживающих сложившийся в образовательном учреждении порядок, которая подразумевает особенности включения подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы;- социально-психологическая адаптация, отражающая процессы межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы; широту и глубину складывающихся внутришкольных связей, а также их гармоничность, удовлетворенность ими;- культурная адаптация как развитие творческих способностей учащихся, передача знаний по истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам; включение в местную подростковую и молодежную культуру, которое происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.Реализация программы – это прежде всего выполнение нескольких проектов.Проект «Русский язык – язык для мира и добра» направлен на обеспечение для детей-мигрантов равных образовательных возможностей в освоении государственного образовательного стандарта общего образования; овладение русским языком как средством межличностного общения; приобретение знаний о культуре страны; развитие речевых способностей и умения общаться (вспомогательная база: литературный музей «В гостях у сказки», музей игры и игрушки «Забавушка», клуб кино «Путевка в жизнь»).Проект «Основы мировых религий» в рамках преподавания религиоведения в начальной и средней школе предполагает формирование представлений учащихся о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей; раскрытие роли религии в жизни общества, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных культур и мировоззрений.Проект «Спорт – посол мира» – это популяризация спорта и здорового образа жизни (вспомогательная база: музей спорта «Олимп», музей «Азбука здоровья», туристический клуб «Искатели далей», клуб «Армрестлинг», секции мини-футбола, футбола с мячом, настольного тенниса, велоспорта, баскетбола, фитнеса, зал атлетической гимнастики).Проект «Закон и порядок» ставит задачу правового просвещения школьников, профилактики правонарушений и преступлений; формирования установок толерантного сознания и предупреждения проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в молодежной среде; формирования толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека (вспомогательная база: музеи «Эпоха СССР», «Моя малая родина»).Проект «Дорогою добра» нужен для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, развития социального интереса и активного участия в общественной жизни района, города, страны (вспомогательная база: музей истории района и города «Моя малая родина», музей природы).Проект «Диалог – путь к пониманию» необходим для формирования в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, гражданской и политической культуры личности, толерантности, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; реализации молодежной политики, молодежных инициатив в условиях детско-юношеских организаций и детских общественных объединений школы (вспомогательная база: музей «СССР»).В семейном клубе «Доверие» мы рассчитываем осуществлять социализацию детей-мигрантов через семейно-центрированный подход.Проект «Наследие» должен ознакомить школьников с культурой, традициями, обычаями, историей и современностью различных регионов и народов России и стран СНГ, этой же цели способствует работа учеников в качестве экскурсоводов в музеях «Наследие великих городов» и «Мир без границ» (вспомогательная база: музей «Наследие великих городов», музей народного костюма «Светлица», музей истории русского быта, музей народных промыслов «Город мастеров», музей народных инструментов «Соловушка»).Проект «Память» – это гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечение памяти защитников Родины (вспомогательная база: музей боевой славы имени героев Брестской крепости и партизан Белоруссии).Проект «Театральные подмостки» помогает создать театрально-игровую среду, которая, включая ребенка в творческую деятельность, обеспечивает формирование базовых навыков устной речи как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом; развивает творческие и коммуникативные способности учащихся (вспомогательная база: театральная студия «Экспромт», студия сценической речи, клуб кино «Путевка в жизнь», литературный музей «В гостях у сказки», вокально-хоровая студия «Созвездие»).Проект «Мир без границ» предполагает работу по международному и межрегиональному сотрудничеству детско-взрослой общности (вспомогательная база: музей международного сотрудничества «Мир без границ»).Проект «К истокам Руси» – изучение культуры и обычаев России (вспомогательная база: музей «Наследие великих городов», музей истории русского быта, музей «Соловушка», музей «Город мастеров», музей «Светлица», музей игры и игрушки «Забавушка»).Комплексная программа социально-культурной и языковой адаптации детей мигрантов «Общественно активная школа как фактор успешной адаптации детей мигрантов в московское сообщество»:    помогает эффективно решать задачи по адаптации детей мигрантов в социальную и культурную среду Москвы, вместе с тем позволяет сохранять высокие образовательные стандарты для всех учащихся;    механизм адаптации через школу воздействует не только на детей из семей мигрантов, но и на их родителей;    для реализации программы не нужно вводить дополнительные учебные часы;    программа может быть реализована в образовательных учреждениях любого типа.Наталья ВЫСТУПЕЦ, директор школы №384, заслуженный учитель РФ,Елена КУРАШКИНА, заместитель директора школы №384 по инновационной и научной работе, почетный работник образования РФ, кандидат социологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте