В школе №384 имени Д.Корнеева состоялось расширенное заседание педагогического совета «Интеграция детей мигрантов в образовательной среде», в работе которого приняли участие члены управляющего совета школы и совета родительской общественности.
Тема актуальна и в целом для московского образования, и, в частности, для нашей школы, широко обсуждаема, тесно перекликается с проектом МГППУ «Школа как транслятор культуры принимающего общества» (руководитель проекта – заведующий кафедрой этнопсихологии МГППУ Олег Хухлаев). На сентябрь 2012 года в школе обучались дети 38 национальностей. Бывшая рабочая окраина района Можайский, где расположена школа, привлекает мигрантов недорогим съемным жильем, работой в магазине «Ашан», на строительных рынках. В 2008 году в ходе реорганизации к нашей школе была присоединена школа №383. Из 147 новых учащихся 136 были детьми мигрантов, плохо говорящими на русском языке и соответственно имеющими трудности с освоением государственной программы. Проблем было много: и этнические, и национальные, и религиозные, и психологические, но сейчас, спустя четыре года, можно с уверенностью сказать, что педагогический коллектив с ними справился. Для решения проблем была разработана и начата апробация программы «Общественно активная школа как фактор успешной адаптации детей мигрантов в московское сообщество».Особенность этой программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.В основе структуры программы – трехуровневая модель адаптации детей-мигрантов к новым для них социокультурным условиям, согласно которой ключевые направления этого процесса:- учебная адаптация, понимаемая как усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, поддерживающих сложившийся в образовательном учреждении порядок, которая подразумевает особенности включения подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы;- социально-психологическая адаптация, отражающая процессы межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы; широту и глубину складывающихся внутришкольных связей, а также их гармоничность, удовлетворенность ими;- культурная адаптация как развитие творческих способностей учащихся, передача знаний по истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам; включение в местную подростковую и молодежную культуру, которое происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.Реализация программы – это прежде всего выполнение нескольких проектов.Проект «Русский язык – язык для мира и добра» направлен на обеспечение для детей-мигрантов равных образовательных возможностей в освоении государственного образовательного стандарта общего образования; овладение русским языком как средством межличностного общения; приобретение знаний о культуре страны; развитие речевых способностей и умения общаться (вспомогательная база: литературный музей «В гостях у сказки», музей игры и игрушки «Забавушка», клуб кино «Путевка в жизнь»).Проект «Основы мировых религий» в рамках преподавания религиоведения в начальной и средней школе предполагает формирование представлений учащихся о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей; раскрытие роли религии в жизни общества, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных культур и мировоззрений.Проект «Спорт – посол мира» – это популяризация спорта и здорового образа жизни (вспомогательная база: музей спорта «Олимп», музей «Азбука здоровья», туристический клуб «Искатели далей», клуб «Армрестлинг», секции мини-футбола, футбола с мячом, настольного тенниса, велоспорта, баскетбола, фитнеса, зал атлетической гимнастики).Проект «Закон и порядок» ставит задачу правового просвещения школьников, профилактики правонарушений и преступлений; формирования установок толерантного сознания и предупреждения проявлений ксенофобии, национализма, антисемитизма, неофашизма в молодежной среде; формирования толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека (вспомогательная база: музеи «Эпоха СССР», «Моя малая родина»).Проект «Дорогою добра» нужен для формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся, развития социального интереса и активного участия в общественной жизни района, города, страны (вспомогательная база: музей истории района и города «Моя малая родина», музей природы).Проект «Диалог – путь к пониманию» необходим для формирования в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, гражданской и политической культуры личности, толерантности, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; реализации молодежной политики, молодежных инициатив в условиях детско-юношеских организаций и детских общественных объединений школы (вспомогательная база: музей «СССР»).В семейном клубе «Доверие» мы рассчитываем осуществлять социализацию детей-мигрантов через семейно-центрированный подход.Проект «Наследие» должен ознакомить школьников с культурой, традициями, обычаями, историей и современностью различных регионов и народов России и стран СНГ, этой же цели способствует работа учеников в качестве экскурсоводов в музеях «Наследие великих городов» и «Мир без границ» (вспомогательная база: музей «Наследие великих городов», музей народного костюма «Светлица», музей истории русского быта, музей народных промыслов «Город мастеров», музей народных инструментов «Соловушка»).Проект «Память» – это гражданско-патриотическое воспитание школьников на основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и душевной чуткости к старшему поколению, увековечение памяти защитников Родины (вспомогательная база: музей боевой славы имени героев Брестской крепости и партизан Белоруссии).Проект «Театральные подмостки» помогает создать театрально-игровую среду, которая, включая ребенка в творческую деятельность, обеспечивает формирование базовых навыков устной речи как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом; развивает творческие и коммуникативные способности учащихся (вспомогательная база: театральная студия «Экспромт», студия сценической речи, клуб кино «Путевка в жизнь», литературный музей «В гостях у сказки», вокально-хоровая студия «Созвездие»).Проект «Мир без границ» предполагает работу по международному и межрегиональному сотрудничеству детско-взрослой общности (вспомогательная база: музей международного сотрудничества «Мир без границ»).Проект «К истокам Руси» – изучение культуры и обычаев России (вспомогательная база: музей «Наследие великих городов», музей истории русского быта, музей «Соловушка», музей «Город мастеров», музей «Светлица», музей игры и игрушки «Забавушка»).Комплексная программа социально-культурной и языковой адаптации детей мигрантов «Общественно активная школа как фактор успешной адаптации детей мигрантов в московское сообщество»: помогает эффективно решать задачи по адаптации детей мигрантов в социальную и культурную среду Москвы, вместе с тем позволяет сохранять высокие образовательные стандарты для всех учащихся; механизм адаптации через школу воздействует не только на детей из семей мигрантов, но и на их родителей; для реализации программы не нужно вводить дополнительные учебные часы; программа может быть реализована в образовательных учреждениях любого типа.Наталья ВЫСТУПЕЦ, директор школы №384, заслуженный учитель РФ,Елена КУРАШКИНА, заместитель директора школы №384 по инновационной и научной работе, почетный работник образования РФ, кандидат социологических наук
Комментарии