Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Культура чувств

Учительская газета, №51 от 21 декабря 2010. Читать номер
Автор:

Культура речи не может развиться без свободного и осмысленного чтения, ибо при затрудненном чтении не только плохо усваивается информация, но становится невозможным овладение письменной речью. Воспитание природной языковой интуиции, чувства русского языка, формирование лингвистического мышления, то есть осознания языка как предмета наблюдения, мышления, анализа и использования, невозможно без осознанного чтения. Языковеды справедливо утверждают, что культура речи – понятие не только лингвистическое, а и педагогическое, психологическое, эстетичное и этическое. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека, поэтому задача учителя русского языка – воспитать культуру чувств. Один из уроков русского языка на тему «Эссе» в 7-м классе мы проводим вместе с психологом. Дети учатся не только работать с текстом, излагать мысли литературным языком, но и развивают способности чувствовать цвет, понимать его смысловое содержание, анализируя связи восприятия цвета с настроением.

Вместе с детьми делаем вывод: основная цель эссе – заставить читателя думать, разбудить в нем самостоятельную мысль,  потребность в самовыражении.  Очень полезна психологическая игра «Ассоциация слов». И если поначалу, например, кислород вызывает  у детей в памяти слово «тело», то через какое-то время при слове «дыхание» вспоминается душа. Постепенно мы приходим к мыслям о жизни и ее смысле. Читаем пронзительный очерк Василия Пескова «Дятел». Учитель русского языка обращает внимание детей на то, как строятся предложения –  короткие, как дыхание очарованной души. Благодаря инверсии  фразы обретают поэтическую напевность. Я знакомлю детей с выразительным средством – синтаксическим параллелизмом, используемым в эссе. Психолог же отмечает цветовую гамму текста – желтая трава, белая личинка, окровавленный клюв, синий дым. Прослеживает,  как цвет приобретает смысловое содержание. Например, у  красного много оттенков, поэтому значение его разнообразно и противоречиво. Общая символика цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, с силой, энергией, могуществом, богатством, радостью, красотой. Красное может означать вражду, месть, войну, связываться с агрессивностью, гневом. А может означать и любовь. Психолог объясняет, что язык цвета – это способ выразить наши чувства. Это часть нашего общения, воспринимаемого на невербальном уровне.Без культуры чувств культуры речи быть не может – откуда она возьмется? ​Зинаида ЗИМАНОВА, учитель русского языка и литературы  троицкой средней школы №12, Челябинская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту