Мир вокруг нас стремительно меняется, и, несомненно, этот процесс влияет на все сферы жизни, в том числе и на образование. Ученик для школы или школа для ученика? Что важнее – «наполнить» школьника фактами из разных областей знания или научить не утонуть в море информации, помочь проложить собственный маршрут? Ответ однозначен: в центре образования находится ученик, и выявить его способности, потребности, интересы, помочь определиться и поставить цель – наша первоочередная задача.
Любой, кто учился в школе (не важно – десять, двадцать, сорок лет назад), хоть раз на протяжении своей жизни посетовал на то, что терял время на уроке, вместо того чтобы… Вариантов множество: решать задачи, рисовать, сочинять стихи, проводить опыты, углублять знания по истории, географии и так далее. Сегодняшнему школьнику гораздо проще – у него есть возможность выбора. Это связано с профилизацией обучения, что позволяет не только глубже изучить предмет, но и развивать память, внимание, мышление, самостоятельность и активность. Добыть информацию несложно, а вот научиться ее анализировать, сопоставлять, применять, творчески переосмысливать гораздо труднее. Школьные занятия не могут быть оторваны от жизни, а учителю необходимо понимать, что беспокоит, интересует старшеклассника, уметь перейти от монолога к диалогу, а значит, и вся образовательная среда должна быть доступной и способствовать проявлению мотивации, творчества, самореализации.
Коллектив нашей школы видит одним из путей повышения мотивации и эффективности обучения включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Проект как метод обучения не нов, но сегодня этот вид выходит на другой уровень, начиная с выбора направления – десятиклассник определяет область знаний, исходя из личных предпочтений, опираясь на собственные интересы, связанные как с определенной областью знаний, профильным предметом, так и с увлечениями или планами на будущее. Ребенок может сам определить, какие развивать способности, умения, каких он хочет достичь результатов, где может их применить. А когда школьнику это интересно или нужно, то и отношение к работе у него меняется. Именно автор проекта становится главным лицом, роль учителя – скорее роль наставника, направляющего деятельность. В качестве примера можно привести проект «Храмы суздальской земли», основанный на живописных и графических работах школьницы, мечтающей посвятить свое будущее творчеству. Надо ли упоминать, что результат проекта стал основой творческой папки при поступлении в вуз? Так же как и проект другого ученика – творческая папка будущего сценариста.
Личностно ориентированный подход к работе над проектом, возможность исходить из собственных предпочтений и целей не просто повышает компетентность в определенной предметной области, не только способствует развитию способностей и необходимых навыков – старшеклассник создает продукт, имеющий значимость для других. Углубленное изучение истории при подготовке к экзамену, необходимость перерабатывать огромное количество информации, дат, изображений, привело к созданию каталога архитектурных памятников – «шпаргалки» для решения заданий культурного блока. Качество каталога оказалось таким высоким, что учителя стали использовать его на уроках, а автор стал призером открытой исследовательской культурологической олимпиады «История и культура храмов столицы и городов России».
Старшеклассники создают портфолио и учатся брать интервью, снимают видеоролики, проводят опыты, пишут компьютерные программы – все это помогает им в освоении профильных предметов, развивает необходимые навыки, приближает школьное обучение к жизни. И учат нас, учителей, – мы многое узнаем о них, а значит, нам легче помочь им с выбором дальнейшего пути, вступая в диалог, основанный на взаимопонимании.
Принцип индивидуализации образования, проводимый последовательно, ведет к серьезным изменениям не только содержания образования, но и механизма его реализации в образовательном процессе. Исследователи К.М.Гуревич, С.Л.Рубинштейн отмечают, что «индивидуальность, если исходить из ее приоритета в образовательном процессе, требует воплощения принципа самоопределения учащегося с помощью наставника. На основе минимума знаний учащийся определяет сам, какие развивать способности, практические умения. Он сам определяет этапы и сроки своего становления, и сам определяет, насколько он достиг намеченного».
Очевидно, что при обновлении качества образования инновационные инициативы необходимо развивать в рамках соблюдения основных принципов построения его содержания. Исходя из этого, центральной проблемой является выбор общей для всего содержания основы.
В центре московского образования находится ученик с его индивидуальными способностями, возможностями, мотивацией, образовательными и личными целями. И наша задача – сконструировать для него его собственный образовательный маршрут, провести его по этому маршруту так, чтобы он накопил необходимый багаж из компетенций и социального опыта для дальнейшей успешной и счастливой жизни.
Так, например, ученикоцентричная школа направлена на развитие у учащихся таких личностных компетенций, как креативность, творческое мышление, неординарный подход к решению важных педагогических задач, свобода мнения и самовыражения себя в рамках предложенной педагогической концепции.
Юлия СУББОТИНА, учитель МХК, педагог дополнительного образования школы №46
Комментарии