Цели: углубить, систематизировать и закрепить знания о фашизме, его сущности, а также о причинах и путях формирования у фашистских режимов массовой социальной базы; раскрыть опасность мифологизации фашизма, приписывания ему сверхэффективности в решении национального духа; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе дискуссии); совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, источниками (анализ, конспектирование, подготовка сообщений, поиск ответов на проблемные вопросы и т.п); способствовать развитию познавательного интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельного мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениями и навыками.
Обратите внимание на эпиграф, написанный на доске. Прочитайте слова а. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое фашизм, каковы причины и условия, породившие фашизм, каковы характерные черты фашизма. Познакомимся с лидерами и основателями фашизма. Узнаем, насколько актуальны разговоры о фашизме сегодня.
Семинар-дискуссия предполагает: коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения материала; высокую степень самостоятельности учащихся при подготовке к семинару и активности во время коллективного обсуждения результатов этой подготовки; ведущие методы обучения – исследовательские, поисковые; опережающий характер домашнего задания; осуществление консультаций как одной из форм обучения; изменение содержания работы учителя и учащихся на уроке: у учителя ярко выражена регулятивная и организаторская функции, а информационная ослаблена; у учащихся информационная функция – ведущая.
Этап подготовки к семинару:
За две недели до семинара учащимся раздаются вопросы и задания, которые носят проблемный характер. Вместе с вопросами учащимся предлагается список литературы.
План проведения семинара
На доске эпиграф:
Фашизм – это человеконенавистничество.
Фашизм – это презрение к другим народам.
Фашизм – это культ грубой силы.
Фашизм – это уничтожение человеческой личности.
Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другому и сделать этого другого человека рабом.
К.Симонов
На доске таблица
1919 – создана партия фашистов в Италии.
1921 – Муссолини – премьер-министр Италии. Гитлер становится во главе национал-социалистической партии.
1928 – захват фашистами власти в Италии.
1931 – Япония оккупирует Маньчжурию.
1932 – режим Салазара в Португалии. Основан Британский союз фашистов.
1933 – Адольф Гитлер – рейхсканцлер Германии.
1935 – Италия захватывает Абиссинию.
1936-1939 – гражданская война в Италии.
1936-1939 – Фашистский режим в Греции.
1937 – Япония вторгается в Китай.
1939 – вторжение Германии в Польшу. Начало II мировой войны.
1940 – Фашистская «Железная гвардия» захватывает власть в Румынии.
1940-1945 – Фашистские марионеточные режимы в Норвегии, Хорватии и других оккупированных странах.
Вводная часть. (2 мин.)
Там, где ветер фашистский пронесся
мертвящий,
Там завяли цветы и иссякли ключи,
Смолкли певчие птицы,
осыпались чащи,
Оскудели и выцвели солнца лучи.
В дом фашист заходил – мертвеца
выносили.
Шел дорогой фашист –
кровь дорогой текла.
Стариков и старух палачи не щадили,
И детей людоедская печь пожрала.
Муса Джалиль
Что вы представили, прослушав стихи человека, который погиб в концлагере? Что несли фашисты людям?
Обратите внимание на эпиграф, написанный на доске. Прочитайте слова К.Симонова. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое фашизм, каковы причины и условия, породившие фашизм, каковы характерные черты фашизма. Познакомимся с лидерами и основателями фашизма. Узнаем, насколько актуальны разговоры о фашизме сегодня.
Основная часть урока
На уроках обществознания вы уже познакомились с чертами тоталитарного государства, поэтому сегодня на уроке вы будете опираться на полученные ранее знания.
Одним из проявлений тоталитарной политической идеологии в 20-е годы ХХ столетия в мире стал фашизм, «коричневая чума» нашего времени.
Скажите, пожалуйста, в каких странах зародился фашизм?
Почему именно в Италии и Германии, в странах, в которых творили Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Томас Манн, Гете, Шиллер, появилось это политическое направление?
Среди европейских держав фашистский режим установился раньше всего в Италии.
Немецкий историк Г.Бергшиккер утверждал, что фашизм можно было предвидеть, так же как и предотвратить. Для его победы и для его поражения существовали равные объективные предпосылки.
Какие же условия вызвали к жизни фашизм?
Как и в Германии, большинство населения Италии было разочаровано условиями послевоенного мира. Вы помните, Италия, несмотря на то что перешла на сторону Антанты, ничего не получила из обещанного, а Германия вообще была объявлена виновницей Первой мировой войны и вынуждена была выплатить репарацию в размере 6 млрд. марок, кроме того, потеряла 1/8 часть территории и 1/10 часть населения. По Версальскому договору Германия имела право на армию в 100 тысяч, а остальные солдаты оказались в тяжелых условиях, пополнили ряды безработных.
И в Италии, и в Германии в 20-е годы проходили сильные волнения и беспорядки. Демобилизованные солдаты, безработные не находили средств для существования. Социальное недовольство способствовало распространению национализма.
И в Германии, и в Италии правительство было ослаблено. В Италии парламент собирался редко. В Германии в условиях разлада и постоянных конфликтов между левыми и правыми партиями постепенно в рейхстаге укрепились позиции нацистской партии, возглавляемой А.Гитлером.
Фашисты объясняли все беды перенаселением, недостатком «жизненного пространства».
Во время выступлений они ловко учитывали нужды разных групп населения, обещая:
Рабочим – ликвидировать безработицу, повысить зарплату.
Крестьянам – снизить проценты по кредитам, прекратить продажу земельных участков за долги.
Торговцам и ремесленникам – снизить % по кредитам, закрыть универмаги (центры еврейского капитала, эксплуатирующие арийских тружеников), снизить цены на сырье.
Но это были только обещания.
Что же такое фашизм?
Некоторые ученые считают, что это «самое крайнее воплощение реакции, мракобесия и террора». Немецкий философ А.Вебер писал, что «фашизм – это взрыв таинственных, необъяснимых сил человеческого бытия, во власть которых попал немецкий народ в тот драматический момент своей истории, когда вдруг нарушилось равновесие в борьбе темных и светлых сторон жизни».
Фашизм – государственная идеология, главный принцип которой можно сформулировать так: «Все для государства и ничего вне государства». Не индивидуумы, а только государство может быть тем, чье мнение должно быть решающим. Важнейшими направлениями фашизма были национализм, пересмотр Версальского договора и позаимствованные у социалистических партий лозунги социальной справедливости, ликвидации нетрудовых доходов, революционного обновления общества, ликвидации спекуляции и ростовщичества. Национал-социал-демократическая партия Германии представляла интересы только арийской нации. Культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, антикоммунизм, экспансия и насаждение образа врага были неотъемлемой частью идеологии фашизма.
Давайте познакомимся с лидерами фашизма.
Бенито Муссолини (1883-1945).
Родился в провинции Романья. Систематического образования не получил. Был рабочим во Франции, Швейцарии, Австрии. Отовсюду его выгоняли за социалистическую агитацию. С 1912 года стал редактором одной из социалистических газет. Выступал за участие в войне на стороне Антанты, за что и был исключен из партии. В 1915 году организовал «Союз за революционное действие», который стал называть «фашио», позже все партийные ячейки стали называться «фашио ди комбатименто», что обозначало боевые союзы. С 1922 года Муссолини возглавил созданное им правительство. С 1924 года начал террор против политических противников и мафии.
Адольф Гитлер (Шикльгрубер) (1889-1945).
Родился в Австрии, в семье мелкого чиновника. После неудачной попытки проявить себя в качестве художника и найти средства к существованию переехал в Германию. Получил звание ефрейтора в годы Первой мировой войны. Стал одним из основателей национал-социалистической партии и автором партийной программы. В 1923 году предпринял попытку государственного переворота. Путч был подавлен, Гитлер оказался в тюрьме. Он очень этим гордился и всегда говорил, что пострадал за Германию. С 1925 г. партия Гитлера получает признание всех слоев населения, потому что он обещал сделать Германию сильной и процветающей страной, которая займет достойное место среди европейских держав. В 1933 году Гитлеру было поручено сформировать правительство. В 1934 г. после смерти президента Гинденбурга Гитлер стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером, обладающим неограниченной диктаторской властью.
В 1935 году в Германии был принят закон о защите немецкой крови и немецкой чести, явившийся основой проведения политики «расовой гигиены», результатом которой стало уничтожение 1 млн. цыган, около 6 млн. евреев. Почему расизм стал одной из характерных черт фашизма?
В учебнике по математике для средней школы (1939) записана следующая задача: «Юнкерс» вылетел с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной бомбовой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг горючего, самолет, возвращаясь из своего крестового похода, все еще имеет 239 кг горючего. Каков собственный вес самолета?»
Кого готовили в школах Германии?
Скажите, пожалуйста, насколько актуальна проблема фашизма в современной России?
В Советском Союзе никакого фашизма не было. Известный политолог Алексей Пушков считает, что дело не только в деятельности КГБ и КПСС. По его мнению, это связано с социальной политикой. Но в 90-е годы появилась социальная напряженность, что и послужило причиной возникновения профашистских организаций. Как когда-то в Италии и Германии, социальные проблемы заставили народ искать мнимых врагов, виновников тяжелой ситуации, в которой он оказался. Отсюда и появление лозунга «Россия для русских».
К сожалению, молодежь забывает, что победа фашизма была тяжелым ударом не только для трудящихся масс Германии, она стала трагедией и гибелью для миллионов людей.
Светлана ЗВЕРЕВА, учитель истории и граждановедения, Тверская область
Комментарии