Проблема развития речи дошкольников становится все более актуальной. С каждым годом возрастает количество детей с речевыми нарушениями, в то время как нельзя не отметить, что овладение языком является одной из центральных задач речевого воспитания и важнейшим условием для интеллектуального и социального развития ребенка, полноценного освоения различных видов деятельности, творчества.
В своей работе я довольно часто сталкиваюсь с тем, что дети все меньше сопровождают полноценной речью свои игры, произнося лишь отдельные звуки, речь детей невнятна, интонационно невыразительна. В силу наличия речевых дефектов многие дети стесняются и боятся, что их не поймут сверстники.
Сейчас почти в каждой общеразвивающей группе есть дети, которые имеют нарушения речевого развития. Данная категория детей находится под пристальным вниманием специалистов: учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов. Как показывает практика, именно такой комплексный подход помогает добиться положительных результатов в преодолении трудностей и проблемных зон развития ребенка.
Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что именно в этот период у ребенка появляются основы личностной позиции, саморегуляция, активно продолжают развиваться речь и воображение, увеличиваться словарный запас. Именно поэтому перед педагогами стоит важная задача – создать все условия, для того чтобы переход в следующий возрастной этап прошел благоприятно. Одним из способов помочь детям пройти этот этап наиболее комфортно является игра, непосредственно сами игрушки и куклы, с которыми ребенок взаимодействует.
Для детей кукла – это не просто любимая игрушка, а своеобразный партнер для игры. Взаимодействуя с куклой, ребенок способен проигрывать и моделировать различные жизненные ситуации. Ребенок, изучая реальный мир со спецификой его межличностных отношений, переносит весь опыт, который он получил в жизни, на ситуации, которые он проигрывает со своими игрушками, куклами.
Поэтому, на мой взгляд, куклотерапия является именно тем методом, который позволяет объединить интересы ребенка и воспитательные, развивающие и обучающие задачи педагога. Используя метод куклотерапии, педагог может помочь ребенку усвоить нравственный опыт, который он приобретет в процессе игрового взаимодействия, развить навыки разрешения конфликтных ситуаций, в которых могут оказаться дети, научить соотносить свое настроение и эмоции с настроением куклы.
Куклотерапия – это особое средство, которое позволяет стимулировать развитие эмоциональной сферы и коммуникативных, речевых навыков дошкольников. Перед педагогами стоит важная задача – научить ребенка воспринимать куклу как объект эмоционального общения, что в последствии поможет ему преодолеть речевые трудности, развить навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Куклотерапия позволяет сформировать навыки общения и эффективного взаимодействия, выразительность речи, навыки правильного звукопроизношения, а также развить все психические процессы в целом.
Куклотерапия – одно из наиболее распространенных направлений арт-терапии. Она расширяет спектр личностных ролей, дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «я», способствует повышению самооценки, уверенности в себе. Это метод коррекции различных состояний при помощи кукол. Рассматривая функции куклотерапии, мы можем выделить следующие: коммуникативную, релаксационную, воспитательную, развивающую и обучающую.
В свою работу я активно включаю сюжетно-ролевые игры с использованием различных кукол, кукольный театр, а также изготовление кукол. Остановимся на каждом из видов деятельности.
Сюжетно-ролевые игры с использованием кукол. Именно в таких играх происходит процесс социализации детей, так как они учатся развивать позитивные межличностные отношения. В таких играх формируются навыки эффективного взаимодействия, умения быстро разрешать конфликты, выражать эмоции.
Кукольный театр. Для работы в данной области мы используем кукол из различных видов театра, дети взаимодействуют как с пальчиковыми куклами, так и с куклами-марионетками, и многими другими видами кукол, что позволяет обеспечить полное вовлечение ребенка в игровой процесс. Также стоит отметить, что в этот момент ребенок как будто разделяет свои эмоции, передавая часть из них кукле.
Взаимодействие с куклами позволяет детям перенести внутренние страхи и переживания на посторонний объект, что в дальнейшем помогает в устранении психологических, речевых и коммуникативных проблем. Работу с кукольным театром можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Дети очень любят увлеченно рассказывать что-нибудь о понравившейся кукле, придумывают невероятные истории, которые произошли с персонажем, и в какой-то момент легко можно заметить, как истории куклы начинают переплетаться с историями самого ребенка, с событиями, которые происходили в его жизни.
Именно в этот момент мы должны подключить все свое внимание к ребенку и помочь ему раскрыться, поделиться своими переживаниями, проиграв проблемную ситуацию, найти из нее выход, подобрать вместе с ребенком решение.
Если рассматривать групповые занятия, то в данном разделе работа ведется по двум направлениям: в рамках реализации программы дополнительного образования «Интерактивный калейдоскоп» воспитанники знакомятся с различными кукольными спектаклями, которые показывают взрослые. Затем в группах проходит обсуждение спектаклей, характерных особенностей героев сказки, их поведения. Детям предлагается подготовить иллюстрации к сказкам, а также изготовить бумажную куклу с понравившимся героем.
Таким образом, ребята устраивают свой бумажный мини-театр. Воспитанники пробуют себя и в настоящих кукольных спектаклях, готовя представления для воспитанников младших групп. Подбор ролей происходит с учетом желаний воспитанников и их возможностей. Благодаря подобным кукольным спектаклям дети получают новый опыт взаимоотношений, учатся проявлять эмоции, передавать настроение и характер героев.
В ходе репетиций детям предлагается взглянуть на сюжет сказки с разных сторон, добавить новых героев, скорректировать поведение персонажей, изменить финал сказки. Благодаря этому активизируется речь ребенка, он учится выражать свои мысли и эмоции. Таким образом, перед ребенком открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Здесь раскрывается настоящий простор для фантазии ребенка: он может стать просто зрителем, может стать замечательным актером, а может превратиться в режиссера, стать автором сценария.
Изготовление куклы. Огромное терапевтическое воздействие на детей имеет изготовление куклы. Вместе с ребятами мы создаем пальчиковые куклы, обережные куклы, куклы-мотанки и куклы-марионетки. Дети с большой вовлеченностью участвуют в изготовлении своих кукол, они с большим трепетом выбирают цвета ткани и ниток, радуются уникальности своих кукол.
К работе над изготовлением кукол мы стараемся привлекать и родителей, что позволяет наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым и сформировать определенные семейные ценности. Для взрослого это замечательная возможность установить теплые и доверительные отношения с ребенком, здесь также может использоваться воспитательное воздействия с целью контроля за речью дошкольника. Взаимодействуя с куклой, которую ребенок изготовил самостоятельно, ему становится еще легче выразить собственное эмоциональное состояние и мечты.
На протяжении трех лет педагогами школы №853 велась активная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками с использованием метода куклотерапии. У этих дошкольников легче проходил процесс адаптации к группе, помимо этого были отмечены значительные изменения в эмоциональной, личностной и познавательной сфере.
Детям стало легче вступать в контакт со сверстниками, они научились высказываться полными предложениями, развернуто отвечать на вопросы, размышлять о поведении и поступках окружающих людей, сказочных героев, персонажей мультфильмов. Также хотелось бы отметить, что у детей снизилось чувство застенчивости и робости при публичных выступлениях на утренниках, праздниках, концертах, повысились самооценка и уверенность в своих силах. Активный и пассивный словарь детей значительно обогатился.
Ксения ДМИТРИЕВА, педагог-психолог школы №853
Комментарии