Одной из первых в Омской области апробирует систему развивающего обучения в старшем звене, успешно внедряя технологию академика Матюшкина, основанную на работе с одаренными детьми.
Педагог года-99 Омской области.
Нескончаемая вереница уроков. И самые прекрасные из них теряют свой смысл, если ребенку плохо, скучно, неуютно на уроке, если он не понимает, о чем говорит учитель, если дневник его полон двоек, если он идет на урок с тоской в сердце и оживляется лишь с последним звонком. Все наши замыслы превращаются в прах… если у детей нет желания учиться.
Но ведь учение – это труд, тяжелый умственный труд, постоянные усилия понять, запомнить, научиться, решить, усвоить… Да, это так. Но труд должен быть радостный, ибо только желанный, свободный труд воспитывает любовь ко всякой необходимой работе. Долг и радость должны слиться в одно чувство.
Дети приходят в школу с огромным желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их вызвали, а через несколько лет, примерно к пятому классу, этот огонек постепенно угасает. Ничего не поделаешь?! Нет, это не так. Весь секрет в том, что для ребенка совсем необязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Надо, чтобы каждый ребенок чувствовал свой рост, движение в достижении трудного. Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чем счастье! Ребенок устроен точно и остро и помещен в школу, где устроено все просто и грубо. Как важно не нарушить такую внутреннюю организацию ребенка: он вечно в развитии, он растет, умнеет, развивается!
А что понимать под “развитием”? Одни педагоги считают, что только знания, крепкие и прочные, определяют уровень развития человека. При этом совершенно не учитывают, какими способами они получены. При этом забывают, что знания будут только в том случае прочны, если они востребованы жизнью; если каждый ребенок ясно и четко представляет себе свою роль в самом процессе познания.
Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они хорошо учились? Парадокс? Нет. Чтобы дети учились хорошо, надо научить их учиться.
Что заставляет человека учиться?
Он учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знаниям.
Это – внутренние побудители. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не может занять в жизни то положение, которое хотел бы занять. Это – высшие побудители. Они так же сильны, как и внутренние. Когда внешние природные побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.
Кто хочет учиться, не должен бояться первого шага, каким бы ничтожным или смешным он ни казался. Кто хочет научить, должен помнить: главное – не навредить.
Учитель – это, на мой взгляд, не просто учитель-предметник, а учитель жизни. Именно он помогает своим ученикам найти свое предназначение в этой жизни. Особенно это важно помнить нам, учителям истории. Я часто слышу: как вы сейчас работаете, ведь все так меняется в науке? Историю сейчас так трудно преподавать! Это не так. Учитель, если он обладает самостоятельностью и гибкостью мышления, если он творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. И нельзя забывать о том, что процесс познания – это творческий процесс, где и учитель, и учение – одно целое, неотделимое друг от друга.
Не отвлеченная идея необходимости образования, а сочувствие детям, способность любоваться ими, радоваться за них, сознание, что каждый ребенок может быть успешным – вот основа педагогики. Учитель должен развивать то, что заложено в человеке. И столкнувшись с детской ленью, с нежеланием учиться и преодолеть трудности, учитель стоит перед выбором: наказать или найти другие методы? Первый проще, а вот найти такие пути, которые помогли бы ученику, – это гораздо труднее.
Комментарии