Как мы сообщали в прошлом номере «МП», на днях в Госдуме был представлен доклад Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования. Отчет для Федерального Собрания подготовлен в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» и в дальнейшем должен стать ежегодным. Доклад по итогам 2013-2014 учебного года занял ни много ни мало – 259 страниц. Первый раздел документа посвящен основным целям и задачам государственной политики в сфере образования, в том числе и реализации указов президента по повышению зарплаты педагогов. Приводим фрагменты доклада нашим читателям.
1.2. Федеральная и региональные «дорожные карты» как инструменты координации государственной политики в сфере образованияРаспоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. №2620‑р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (далее – федеральная «дорожная карта»), в 2014 году утверждена новая редакция федеральной «дорожной карты» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №722‑р).Всеми субъектами Российской Федерации разработаны и утверждены региональные планы мероприятий («дорожные карты»), направленные на повышение эффективности образования. Наиболее актуальными направлениями «дорожных карт» в 2013 году стали мероприятия, направленные на повышение заработной платы педагогических работников, а также на создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях дошкольного образования. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведется мониторинг реализации федеральной «дорожной карты». Минобрнауки России в 2013 году проведены семинары-совещания в федеральных округах по вопросам структурных изменений, повышения эффективности учреждений социальной сферы и оплаты труда работников в соответствии с региональными «дорожными картами», включая разработку показателей эффективности деятельности образовательных организаций, их руководителей, работников. Обеспечен мониторинг реализации региональных «дорожных карт», информация о результатах мониторинга представлялась в Минтруд России.1.3. Реализация программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда педагогических работников системы образованияЦелевые показатели заработных плат в отраслевых «дорожных картах» субъектов Российской Федерации опираются на утвержденный Правительством России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 поэтапный план, в котором установлены целевые значения повышения оплаты труда по каждой категории педагогов (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2190‑р), которые также заданы федеральной «дорожной картой», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. №722‑р.В послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. с целью раскрытия принципов эффективного контракта Президент России отметил: «…ошибочно представлять программу кадрового развития как простое повышение зарплат по принципу: всем сестрам по серьгам, то есть всем поровну, без учета квалификаций и реального вклада каждого работника. В каждой организации (медицинской, образовательной, научной) должна быть сформирована собственная программа развития и кадрового обновления». Поэтому исключительно важно, чтобы вслед за повышением базовой (гарантированной) составляющей заработной платы сохранялась и стимулирующая часть оплаты труда. В этой связи на федеральном уровне в 2013 году разработаны методические рекомендации по разработке органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей деятельности подведомственных образовательных организаций, проведены консультации и семинары-совещания с представителями всех федеральных округов. Единство подхода к разработке и реализации идеи эффективного контракта формулируется с учетом предпочтений и ожиданий населения в отношении показателей и критериев качества услуг.Используемые в регионах модели оплаты труда построены на общих ключевых принципах: фонд оплаты труда образовательной организации формируется на основании регионального подушевого норматива. Организация получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка – по числу детей; организация самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств;Фонд оплаты труда делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей с учетом объемов выполняемой работы и условий труда); стимулирующую часть фонда оплаты труда распределяют с участием управляющих советов школ по утвержденным показателям качества труда работников школы; в зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: подготовка к урокам, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и другие; зарплата директора пропорциональна средней зарплате педагогов (должностной оклад руководителя организации, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном размере к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемой им организации, и составляет до 8 размеров указанной средней заработной платы).Системы оплаты труда в сфере образования предусматривают распределение стимулирующего фонда на основании ключевых показателей эффективности деятельности, перечни которых спроектированы, согласованы и утверждены: для руководителей образовательных организаций – на уровне органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, для педагогических работников – на уровне образовательных организаций (с учетом специфики реализуемых образовательных программ). При формировании перечня показателей эффективности учитываются критерии, используемые в системе внутренней оценки качества работы организации, специфика образовательных программ, условия, в которых работает образовательная организация, ее коллектив. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда по результатам труда осуществляется при участии органа, обеспечивающего государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя образовательной организации и с учетом мнения профсоюзной организации.В целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольного образования выросла с 22,2 тыс. рублей в первом полугодии 2013 г. до 26 тыс. рублей в первом полугодии 2014 г. (прирост по отношению к аналогичному периоду 2013 года – 17,1%) и по итогам первого полугодия 2014 г. составила 90,4% от среднемесячной заработной платы в сфере общего образования в Российской Федерации.Среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольного образования в первом полугодии 2014 г. достигла целевого значения, установленного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2190‑р (далее – Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда), равного 100% среднемесячной заработной платы в сфере общего образования, в 9 субъектах Российской Федерации: Республике Татарстан – 107%, Курской области – 103,3%, Новгородской области – 103,2%, Республике Марий Эл – 101,7%, Чеченской Республике – 101,4%, Сахалинской области – 100,8%, Республике Северная Осетия – Алания – 100,7%, Республике Башкортостан – 100,6%, Белгородской области – 100,4%.По результатам первого полугодия 2014 г. уровень среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольного образования составил: от 95 до 99,9% от уровня среднемесячной заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе в 18 субъектах Российской Федерации; от 85 до 94,9% от уровня среднемесячной заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе – в 47 субъектах Российской Федерации; менее 85% от уровня среднемесячной заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе – в 9 субъектах Российской Федерации: Москве – 82,9%, Республике Карелия – 77,6%, Республике Дагестан – 75,9%, Забайкальском крае – 82,1%, Чукотском автономном округе – 82,9%, Вологодской области – 81,2%, Республике Алтай – 84,1%, Республике Бурятия – 83,5%, Еврейской автономной области – 83,7%.В целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования выросла с 28,9 тыс. рублей в первом полугодии 2013 г. до 33,9 тыс. рублей в первом полугодии 2014 г. (прирост по отношению к аналогичному периоду 2013 года – 17,3%) и по итогам первого полугодия 2014 года составила 107,7% от среднемесячной заработной платы по Российской Федерации (в 2012 году (январь-июнь) составляла 21,4 тыс. рублей (76% от средней заработной платы в Российской Федерации), в 2011 году – 15,1 тыс. рублей).Среднемесячная заработная плата педагогических работников общего образования в первом полугодии 2014 г. достигла целевого значения, установленного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда, равного 100% среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации, в 79 субъектах Российской Федерации.По результатам первого полугодия 2014 г. уровень среднемесячной заработной платы педагогических работников общего образования составил: от 95 до 99,9% от среднемесячной заработной платы по соответствующему региону в 3 субъектах Российской Федерации; менее 95% в 1 субъекте Российской Федерации (Республика Дагестан – 94,3%).1.3.1. Повышение заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональных образовательных организацияхВ целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения выросла с 24,8 тыс. рублей в первом полугодии 2013 г. до 29,8 тыс. рублей в первом полугодии 2014 г. (прирост по отношению к аналогичному периоду 2013 года – 20,2%) и по итогам первого полугодия 2014 г. составила 94,5% от среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации.Среднемесячная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения в первом полугодии 2014 г. достигла целевого значения, установленного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда, равного 80% от среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе, в 83 субъектах Российской Федерации.1.3.2. Повышение заработной платы преподавателей в высшем образованииВ целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования выросла с 37,5 тыс. рублей в первом полугодии 2013 г. до 45,4 тыс. рублей в первом полугодии 2014 г. (прирост по отношению к аналогичному периоду 2013 года – 21,1%) и по итогам первого полугодия 2014 г. составила 144,2% от среднемесячной заработной платы по Российской Федерации.Среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава в первом полугодии 2014 г. достигла целевого значения, установленного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда, равного 125% среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации, в 72 субъектах Российской Федерации.По результатам первого полугодия 2014 г. уровень среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава составил: от 120 до 124,9% от среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации в 5 субъектах Российской Федерации; от 110 до 119,9% от среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации в 4 субъектах Российской Федерации; менее 110% от среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации в 1 субъекте Российской Федерации.1.3.3. Повышение заработной платы педагогов дополнительного образования детейВ целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников системы дополнительного образования детей выросла с 20,6 тыс. рублей в первом полугодии 2013 г. до 26,3 тыс. рублей в первом полугодии 2014 г. (прирост по отношению к аналогичному периоду 2013 года – 27,7%) и по итогам первого полугодия 2014 г. составила 76,7% от среднемесячной заработной платы учителей общего образования по Российской Федерации.Среднемесячная заработная плата педагогических работников системы дополнительного образования детей в первом полугодии 2014 г. достигла целевого значения, установленного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда, равного 80% среднемесячной заработной платы учителей общего образования, в 31 субъекте Российской Федерации.По результатам первого полугодия 2014 г. уровень среднемесячной заработной платы педагогических работников системы дополнительного образования детей составил: от 75 до 79,9% от уровня среднемесячной заработной платы учителей общего образования в соответствующем регионе – в 23 субъектах Российской Федерации; от 60 до 74,9% от уровня среднемесячной заработной платы учителей общего образования в соответствующем регионе – в 25 субъектах Российской Федерации; менее 60% от уровня среднемесячной заработной платы учителей общего образования в соответствующем регионе – в 4 субъектах Российской Федерации: Липецкой области – 56,3%, Республике Татарстан – 57,6%, Республике Хакасии – 57,7%, Республике Саха (Якутия) – 53,3%.В целях обеспечения субъектами Российской Федерации достижения целевых значений показателей по заработной плате педагогических работников дошкольного и общего образования Минобрнауки России в 2014 году внесены коррективы в федеральную «дорожную карту» и региональные «дорожные карты».Минобрнауки России обеспечено методическое сопровождение изменений, вносимых в региональные «дорожные карты»: направлены соответствующие рекомендации в субъекты Российской Федерации (письма Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. и от 20 марта 2014 г.).Согласно методическим рекомендациям в «дорожных картах» субъектов Российской Федерации предусмотрена разработка и реализация мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере образования за счет оптимизации сети образовательных организаций и образовательных программ с учетом особенностей образовательных организаций, существующей структуры региональной системы образования и перспектив ее развития с учетом социально-экономического развития региона до 2020 года и в последующие годы.Во исполнение пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. №Пр-675 Минобрнауки России было разработано и 8 мая 2014 г. направлено в регионы Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, об обеспечении в 2014-2018 годах достижения целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) образовательных организаций, определенных региональным планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (далее – Соглашение).Соглашением закреплено обеспечение реализации субъектами Российской Федерации региональных «дорожных карт» в части достижения целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) образовательных организаций с учетом региональной специфики, с целью учета уровня достижения целевых показателей при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.Целью заключения Соглашения в том числе является направление субъектом Российской Федерации средств, получаемых за счет оптимизационных мероприятий, включая реорганизацию неэффективных образовательных организаций, на повышение заработной платы соответствующих категорий работников, поименованных в указах Президента Российской Федерации.Планируется ежегодное (до 1 марта года, следующего за отчетным годом) представление субъектами Российской Федерации в Минобрнауки России отчетов по достижению следующих целевых показателей, закрепленных в приложении к Соглашению:Показатель 1. Соотношение заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций к заработной плате в зависимости от уровня образования (%).Показатель 2. Численность обучающихся (воспитанников) образовательных организаций в расчете на 1 педагогического работника (человек).Показатель 3. Число созданных/реорганизованных и (или) ликвидированных образовательных организаций (единиц).Показатель 4. Объем финансовых средств, полученных за счет оптимизационных мероприятий, направленный на повышение заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».________________ Соотношение заработной платы педагогических работников в зависимости от уровня образования осуществляется: в дошкольном образовании – к средней заработной плате в общем образовании, в дополнительном образовании детей – к средней заработной плате учителей в регионе, в общем образовании, среднем профессиональном образовании и высшем образовании – к средней заработной плате в регионе.
Комментарии