search
Топ 10

Куда уходят деньги? Подводные камни новой системы

С 1 января 2007 года петербургские образовательные учреждения перейдут на нормативное финансирование. Таким образом, в силу вступит принцип «деньги следуют за учеником». Однако еще не показав себя на деле, этот принцип уже вызывает много вопросов. В частности, на задворках подушевого финансирования оказалась целая составляющая городской системы образования – негосударственные школы.

Сегодня в Петербурге функционирует 71 негосударственное образовательное учреждение, 33 из них имеют государственную аккредитацию, то есть в полной мере реализуют государственный образовательный стандарт и выдают аттестат государственного образца. Количество детей, обучающихся в этих НОУ, порядка семи тысяч человек. Важно заметить, что, как правило, это дети, которые по тем или иным причинам не могут учиться в государственных школах.

В 1997 году городским Комитетом по образованию был издан приказ (№596 от 05.11.1997) о включении НОУ в схему бюджетного финансирования. Ежегодно на основании этого приказа районом как распорядителем средств соответственно смете выделялись бюджетные деньги на проведение учебного процесса в НОУ. Эти средства шли на зарплату учителей и налоговые отчисления на нее. В общей сложности из этих денег в каждой школе формировалось около 40 процентов фонда учительской зарплаты. Поддержка из бюджета позволяла не повышать плату за обучение и осуществлять различные социальные программы для детей из малообеспеченных семей. Приказ о бюджетном финансировании НОУ действовал до 31 марта 2006 года. В этот день распоряжением городского Комитета по образованию приказ № 596 «О включении в схему бюджетного финансирования аккредитованных НОУ» был признан утратившим силу. На каком основании? По мнению комитета, дальнейшее финансирование НОУ в связи с переходом на подушевое финансирование невозможно, так как это напрямую не прописано в Законе «Об образовании». В то же время в статье 29 Закона «Об образовании» прямо указано, что к компетенции субъектов РФ относятся: «установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирование образовательных учреждений, а также обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетом».

Эти же права субъектов РФ, но с вектором на бюджет определены в Федеральном законе РФ № 184 от 06.10.1999 года (редакция от 31.12.2005 года), то есть решение вопросов об осуществлении расходов на НОУ не отнесено к компетенции федеральных органов власти, а при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета вменено исключительно в компетенцию органов государственной власти субъекта РФ. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: право установления нормативной базы системы образовательных учреждений, в том числе порядок и объемы финансирования образовательных учреждений, закреплено за субъектом РФ, а субъект РФ, в нашем случае Петербург, относит это к компетенции федерального центра.

Еще одна любопытная деталь: при подушевом финансировании общий объем финансирования закладывается с расчетом всех проживающих в субъекте РФ детей школьного возраста, соответственно с учетом детей, обучающихся в городских НОУ. Получается, что материальный ресурс есть, но на НОУ он не распространяется. «Деньги следуют за учеником», но только до порога негосударственной школы. Хотя, как говорилось ранее, проходя государственную аккредитацию, НОУ выполняют свою обязанность в части предоставления учащимся общеобразовательных услуг в рамках государственного стандарта. Возникает вопрос: если деньги выделяются на всех детей школьного возраста, в том числе и обучающихся в НОУ, однако до адресата, то есть до НОУ, не доходят, то куда они деваются? Нет ли при этом вероятности, что учтенные, но не приведшие за собой деньги дети повиснут «мертвыми душами» в массовой школе?

По сути если федеральный закон запрещает выделять бюджетные деньги НОУ, то количество детей, обучающихся в НОУ, нужно изымать из общего количества городских школьников. Но в этом случае государственная политика в области образования начинает спотыкаться об антиконституционные ступеньки.

Санкт-Петербург

Комментарий

Татьяна ЩУР, председатель Координационного совета негосударственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга:

– Для нас выделенные государственные бюджетные средства являются важной составляющей бюджета школы в части заработной платы учителей и начислений на нее. Отмена финансирования приведет к удорожанию на 10-15 процентов стоимости обучения. В среднем на обучение ребенка идет 108 тысяч рублей в год. Допустим, 30 процентов детей из аккредитованных негосударственных школ будут вынуждены уйти. Произведя небольшой математический расчет, мы получим 162 миллиона рублей в год, которые могли бы инвестировать родители в образование города.

Отмена финансирования создает давление на граждан, вынуждая к смене образовательного учреждения, сужает их возможности обучать ребенка по желанию, в том числе в негосударственных школах . В то время как подушевое финансирование по принципу «деньги идут за учеником» может расширить контингент граждан, имеющих возможность обучать своих детей в негосударственных образовательных учреждениях, что приведет в свою очередь к возрастанию инвестиций в образование.

Карина КАРАНДАШЕВА, помощник председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга:

– Решения администраций районов о прекращении финансирования негосударственных образовательных учреждений – это неправомерные действия, они не должны были стать следствием приказа Комитета по образованию, поскольку существует закон «О бюджете Санкт-Петербурга», где в статье 5 прописано, что порядок выделения субсидий из городского бюджета относится к бюджетным полномочиям правительства Санкт-Петербурга, и согласно этой норме, приказ подлежит отмене. Нужно заметить, что после корректировки закона «Об образовании» 122-м законом начались проблемы с финансированием, которых раньше не было. Все понимали необходимость пусть незначительной, но финансовой поддержки НОУ. Это был не столько акт финансовой поддержки, сколько политический шаг. В связи с тем что соответствующие нормы были исключены из Федерального закона «Об образовании» и, с одной стороны, по закону негосударственный сектор находится в системе образования, а с другой стороны, любые правоотношения с этим сектором опущены, то каждый регион решает эту проблему по-своему. В 2005 году главы районных администраций, являясь главными распорядителями бюджетных средств, прочли корректуру федерального закона и приняли соответствующее решение о прекращении финансирования НОУ. Однако Комитет финансов Санкт-Петербурга рассмотрел этот вопрос, и вот его решение: «Финансирование расходов на обеспечение учебного процесса в негосударственных образовательных учреждениях будет осуществляться в полном соответствии с законом Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2006 год» на основании правил предоставления субсидий, разработанных соответствующими главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга во исполнение постановления правительства Санкт-Петербурга от 23.05. 2006 № 607.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту