– ЕГЭ задушил математику, – считает профессор Михаил Лапчик, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой информатики Омского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук. – Дети разучились рассуждать, и с этим «неумением» они приходят в вуз. Не со знаниями, а с умением решать ограниченный круг задач. Дальше их мысли не распространяются.
– При тестовой системе мы берем кота в мешке, – уверен профессор Евгений Подружин, доктор технических наук, заместитель заведующего кафедрой самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета. – Хотя к нам попадают и неплохие ребята. А некоторые неплохие не попадают. Может быть, они и не блестяще знают физику и математику, но важно еще и стремление. Система ЕГЭ не дает никакой информации об уровне знаний. В лучшем случае она развивает интуицию: учит выбирать из набора решений какое-то одно – наиболее приемлемое. К тому же среди вариантов может и не быть правильного, а учащийся все равно что-то выберет. Найти ответ самому – тут надо думать. В этом смысле ценнее искренние заблуждения, потом человек сам найдет свои ошибки. Тестирование же все это напрочь отсекает. Большие претензии к ЕГЭ и у гуманитариев. Преподаватель Томского государственного университета Юлия Мучник рассказала о своих первокурсниках, в прошлом году удачно поступивших в вуз по серьезному конкурсу: – В зимнюю сессию, принимая экзамен по отечественной истории, я узнала, что: Горбачева во время путча 1991 года убили американцы, раскулачивание в XIX веке устроил Петр I, а путч 1993 года начался с Кровавого воскресенья. В большинстве своем – это дети, хорошо сдавшие ЕГЭ, а в нем не было таких вопросов! В прошлом году, когда по результатам единого государственного экзамена Новосибирская область оказалась на 59-м месте из 89, даже чиновники задумались. Заместитель министра образования области Дмитрий Метелкин, комментируя сложившуюся ситуацию, отметил, что «нельзя судить об уровне интеллекта только по результатам ЕГЭ». Ведь на всероссийских олимпиадах ребята из Новосибирска стабильно занимают призовые места. Куда же уходит интеллект? – Да все туда же – в подготовку к ЕГЭ, – говорит Светлана Азанова, учитель русского языка и литературы чернушевской средней школы №5 Пермского края. – Проблема в том, что обучение заменяется прямым натаскиванием на тесты. Уже в открытую говорят о том, что не нужно обращать внимание на то, чего нет в ЕГЭ, а теперь и в ГИА. Дети из любых школ, с любым уровнем в итоге нацеливаются на мониторинг, который не учитывает их особенностей. Вы можете создавать прекрасные стихи или быть прирожденным технарем, но ЕГЭ не сдать. Поэтому главный упор в школе для вас сделают именно на единый экзамен, по которому оценят и вас, и школу, и всю систему образования. Учителя давно бьют по этому поводу тревогу, но кому нужно их мнение? Все подводные камни этой системы были обозначены еще до ее широкого внедрения. Как показывают исследования Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), двухгодичное натаскивание на ЕГЭ без учета межпредметных связей разрушает содержание ядра школьного образования, состоящего из литературы, русского языка и математики. Не случайно многие университеты, заинтересованные в получении объективных оценок знаний, используют систему зачисления студентов по результатам всероссийских и вузовских олимпиад, а также дополнительных профильных испытаний. А в большинстве вузов страны первый семестр превращается в рабфак 30-х годов. Немало выпускников вылетает из университетов после первой сессии из-за полного незнания элементарных основ предмета. Получается, что современная школа не только некачественно экзаменует школьников, но и не дает прочных качественных знаний, зато два года из одиннадцати занимается натаскиванием на сдачу ЕГЭ.
Но, оказывается, и натаскать-то не так просто! Рассказывает Александр Бакулев, учитель физики из Игорской средней школы Удмуртской Республики: – В своей практике я столкнулся с проблемой преподавания элементов теории относительности при изучении темы «Зависимость массы тела от его скорости». Одни авторы утверждают, что масса зависит от скорости, другие – обратное. Изучив дополнительную литературу, пришел к выводу, что первые правы. Но как подготовить выпускника к вступительным экзаменам, если неизвестно, какую точку зрения на эту тему разделяют преподаватели конкретного вуза, выбранного учащимся? На обычном экзамене ребенок может высказать обе точки зрения, да еще прибавить свою, а как быть на ЕГЭ? Ориентация на высокую вузовскую планку деформирует условия обучения для многих детей, развивает отрицательную мотивацию, создает перегрузку. У менее успешных школьников формируется комплекс неполноценности, с которым они отправляются во взрослую жизнь. Осознает ли наше правительство, проводящее деструкцию системы общего образования, все последствия для школы, связанные с введением ЕГЭ? Видимо, осознает, раз единый госэкзамен вошел в число показателей, по которым оценивают работу губернаторов.
– Несмотря на отрицательное отношение учителей, родителей и общественности, ЕГЭ сегодня единственный показатель уровня образования, и выпускники должны ему соответствовать, – уверена Вера Ганзя, директор школы №92 города Барабинска, депутат Законодательного собрания Новосибирской области. – Основной идеей ЕГЭ при его введении называлась независимая оценка качества образования. Однако в нынешней ситуации госэкзамен превращается в фикцию, необходимую чиновникам лишь для отчета перед вышестоящими руководителями, а не в реальный критерий оценки знаний. Возможно, впрочем, что это и было реальной целью ЕГЭ, который, вопреки обещаниям чиновников, не уменьшил коррупцию в вузах, не удешевил процесс подготовки к поступлению в университеты, а также еще много чего «не». Что такое натаскивание? Другими словами – дрессировка. Судя по словарям, «процесс выработки комплекса условных рефлексов или навыков». – Натаскивание становится хорошей учебой и превращается в стиль жизни, – констатирует Руслан Симанчев, председатель совета кураторов Омского областного научного общества учащихся «Поиск», кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой комплексных систем защиты информации Омского государственного университета. – Я не узнаю тех ребят, которые когда-то занимались в научном обществе, а теперь пришли учиться к нам. Как правило, в старших классах некогда заниматься исследовательской работой – дети готовятся к поступлению. И все! Теперь они хотят получать, а не искать, выполнять, а не размышлять. Когда цель образования вырастить самостоятельно мыслящих людей – создают условия для формирования свободного мышления. Когда цель сделать из мыслящих людей исправных исполнителей – достаточно их натаскать. Омск – Томск – Новосибирск – Пермь – Удмуртия
Фото Ольги Максимович
Вузовские педагоги едины в том, что абитуриент нынче пошел не тот, слабый.
Комментарии