search
main
0

Куда уходит детство?

А правда, куда? Чаще всего говорят, что в прошлое. Но если детство уже прошло, то почему мы так часто и остро чувствуем внутри себя того ребенка, которого вроде бы уже нет. Да потому что детство никуда не уходит, оно просто прячется внутри нас от нашей же взрослой жизни.

 

В детстве остались великие «почему?». Из них творился наш детский мир, полный наивного доверия и любопытства. «Почему, когда падают звезды, нужно загадывать желание?», «Почему глаза не мерзнут на холоде?», «Что там, в болоте, булькает?», «Не болит ли голова у дятла?», «Где живут рыбы?». Вопросы, вопросы… Практически без ответов. Потом нам все объясняют и растолковывают. Мы становимся многознающими и… скучными.

Нет. Природное любопытство никуда не исчезает. Оно остается с нами. Но теперь мы, облеченные статусом, боимся его выказать, отчаянно боимся обнаружить свое незнание. Нам говорят, и мы уверенно и значительно киваем в знак того, что мы тоже приобщены к сему знанию. И только ребенок, который сидит внутри нас, скорбит о том, что своей ложной уверенностью мы закрываем ему путь к новым удивительным тайнам мира. И с каждым годом голос его все тише и тише.

А уж когда у нас самих появляются дети, которые, глядя на нас снизу вверх, начинают задавать свои великие «почему?», мы вполне осознаем себя все­знающими. И хотя тоже плохо понимаем, где живут рыбы и что в болоте булькает, уверенно объясняем это своему ребенку. И при этом сами боимся своего незнания, боимся показаться наивными.

Особенно опасно это всезнание для учителя. И опасно не столько для ученика, сколько для того маленького существа, которое еще живо внутри самого педагога. Ведь только оно может адекватно разговаривать с учеником. Разговаривать на равных: «Да, я знаю немного больше, но совсем не все, не часть всего и даже не части часть». Помните, у Гете:

Только спесь
Людская ваша с самомненьем смелым
Себя считает вместо части целым.

Это в переводе Бориса Пастернака. Перевод Николая Холодковского еще резче:

Ведь это только вы мирок нелепый свой
Считаете за все, за центр всего творенья!

И здесь вскрывается еще одно свойство нашего детского «я» – наивная смелость, безрассудная отвага, с которой ребенок бросается на защиту того, что считает правильным. Дети не боятся потерять. И оттого говорят то, что думают, делают то, что считают правильным. И недоумевают, если то, что они делают, с точки зрения взрослых, оказывается, делать не нужно было. Ну почему?! А потому что кто-то может на это посмотреть не так и сделает выводы относительно них, взрослых, воспитавших такое неправильное дитя. И ребенок учится жить во взрослом мире, скрывая свое понимание истины.

«Устами младенца глаголет истина». Но чья истина? Явно не истина взрослых. Для них по большей части истина изрекается верхними ступенями социальной иерархии. И не важно, кто это – высокий чиновник, признанный писатель или статья закона, главное, чтобы истина считалась общепризнанной. Ведь с помощью ее повторения удостоверяется принадлежность к той или иной значимой для взрослого группе людей.

Но порой у вполне взрослого человека вдруг просыпается его внутренний ребенок и… летит под откос карьера, уходят люди, казавшиеся друзьями, испаряются иллюзии. Потом взрослый снова берет власть над ребенком, и все идет по-прежнему. И только в глубине души у внутреннего ребенка остается светлое чувство – смог!

«Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила-была принцесса по имени Я» – так говорила девочка пяти лет. Для ребенка весь мир вращается вокруг него. Он центр и смысл существования мира. И это не эгоизм, который сознательно использует других в своих целях. Просто у других людей тоже есть свой мир, но мир ребенка для него важнее, живет он в своем мире.

Взрослея, мы все больше начинаем жить чужими жизнями, пряча свои мечты, желания туда, где обитает наш внутренний ребенок. Во взрослом мире уже неприлично говорить, что я принцесса. Но внутри нас навсегда остается ощущение мира, «который вокруг нас», ощущение ребенка. И мы порой, отрываясь от повседневных забот, уходим в свое детство, где мир был только нашим и жизнь была только нашей.

Нам нравится этот детский мир еще и потому, что в нем все впереди. Все еще только случится. Это мир ожидания чуда, которое непременно с нами произойдет. Нередко о мечтательном взрослом говорят, что он наивный, словно ребенок. Наивный, потому что не понимает жестоких реалий современной жизни? Нет! Он все понимает. Просто в нем проснулся внутренний ребенок, который яростно требует чуда. Об этой детской наивности писал Андрей Дементьев:

Все на Земле несправедливо:
И жизнь, и блага в ней, и быт…
Вот кто-то начал путь красиво,
А кто-то с детства инвалид.
И девочка не виновата,
Что ей с коляской жить вдвоем.
И падают в бою солдаты,
Спасая чей-то добрый дом.
Не знаю, кто там делит блага,
Но видел огорченно я,
Как ветеран негромко плакал,
Опять оставшись без жилья.
И все ж я верю в Божью милость
И справедливость на Земле…
Простите мне мою наивность,
Но без нее не выжить мне.

Ежегодно с 1950 года мы отмечаем Международный день защиты детей. Только отмечают его (неофициально, внутри себя) немногие – те, кто еще не забыл, каким он был в детстве. Те, у кого в душе сохранился свой внутренний ребенок. Те, кто яростно или робко, но защищает свое прошлое.

В детях мы часто видим будущее. Но без прошлого его нет. Все наше будущее есть естественное продолжение нашего прошлого. Наши молодость, зрелость, старость – исток всего этого в нашем детстве. Оглянитесь вокруг! Какой внутренний ребенок формируется сейчас у наших детей? Какое детство мы сейчас видим, таким будет и наше будущее.

Наталья ЕФИМЕНКО, заместитель директора по воспитанию, социализации и безопасности школы №1399

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте