search
main
0

Куда пропало ОБЖ? Школа не умеет заботиться о здоровье

В последние десятилетия здоровье не входило в число приоритетов нашей системы образования. По крайней мере на практике. Сохранилась эта ситуация и сейчас, о чем свидетельствует низкий уровень грамотности педагогов по вопросам здоровья. По данным исследований, знания учителей о здоровье удручающе скудны.

Здоровьесберегающим технологиям учителей практически не обучают, подменяя это основами медицинских знаний. Школьники устают, переутомляются и болеют не столько от учебных перегрузок, сколько от неправильной организации обучения на уроках, психотравмирующего воздействия на них учителей!

То, что в учебных планах школ нет предмета, направленного на решение этой важнейшей для каждого человека задачи – грамотной заботе о своем здоровье, – один из парадоксов нашего образования. Отдельные вопросы рассматриваются в основной школе на уроках природоведения (5-6-й классы), биологии (раздел «Человек и его здоровье» в 9-м классе), физкультуры. Но прицельного обучения здоровью тематикой этих предметов не предусмотрено, оно остается на втором плане.

Задача обучить школьников заботе о своем здоровье неразрывно связана с другой задачей школы – сформировать у детей мотивацию на ведение здорового образа жизни, воспитать чувство ответственности за собственное здоровье. Однако решение данных задач требует от педагогов владения специальными технологиями, которым их практически не обучают. В результате подростки привыкают перекладывать ответственность за себя и свое здоровье на родителей, врачей, учителей. А это в современных условиях – верный путь к болезням, обретению вредных привычек, пристрастию к алкоголю, наркотикам. Не приходится сомневаться, что без целенаправленного воспитания культуры здоровья не искоренить причины пагубных пристрастий молодежи, не заложить фундамент здоровья, необходимый растущему организму.

Вред от отсутствия в учебных планах школ уроков здоровья усиливается «тихим» исчезновением предмета ОБЖ в 5-9-х классах. Странно, что это происходит одновременно с возрастанием актуальности проблем безопасности в нашей стране и во всем мире! Мне и моим коллегам эта логика кажется противоестественной. Ссылка на то, что во многих школах этот предмет не пользуется популярностью, – слабый аргумент, ведь это проблема подготовки квалифицированных кадров, способных реализовать значительные потенциальные возможности предмета, включающего и вопросы здорового образа жизни.

Одна из моделей формирования у школьников культуры здоровья и ряда других необходимых в современных условиях компетенций, в том числе и по безопасности жизни, профилактике вредных привычек – разработанный учебный курс «Психология здоровья», изучение которого позволяет школьникам значительно лучше адаптироваться к реалиям современной жизни, грамотно строить свое поведение, в том числе и в аспекте сохранения здоровья.

Основной вывод, который можно сделать из вышеизложенного: у нашей системы образования существует значительный ресурс, позволяющий изменить знак ее воздействия на здоровье школьников с минуса на плюс. Но использовать его надо безотлагательно, в том числе и при разработке стандартов. Иначе будет слишком поздно…

Итак, каковы же наши предложения?

До принятия нового стандарта провести репрезентативный опрос учителей и директоров школ различных регионов страны по вопросу необходимости введения в рамках федерального компонента предмета «Культура здоровья» для всей вертикали с 5-го по 11-й классы (при условии, что не будет возрастать общая нагрузка на школьников). При положительном результате – а он весьма вероятен – мобилизовать имеющиеся возможности (в стране подготовлено достаточно грамотных педагогов-валеологов, их надо лишь «доучить» в русле новых программ) и со следующего учебного года рекомендовать преподавание этого предмета в школах за счет регионального компонента, а через 3-4 года, после целенаправленной подготовки в каждом регионе преподавателей и издания учебников, ввести преподавание этого предмета на федеральном уровне. Развернуть в вузах и в учреждениях системы дополнительного профессионального образования подготовку преподавателей «Культуры здоровья» с утверждением в дальнейшем этой специальности («Педагог, специалист по культуре здоровья») в классификаторе.

Организовать разработку концепции отдельной образовательной области, включающей три предмета: «Культура здоровья», «ОБЖ» и «Физическая культура». (Для обсуждения: допустимость выделения часов на всю предметную область, без детализации по предметам).

При наличии в регионе (городе) достаточного числа психологов рекомендовать введение для 5-11-х классов предмета «Психология здоровья» (за счет регионального или школьного компонента) и обеспечить подготовку преподавателей через систему институтов повышения квалификации.

Сохранить в новом стандарте в программах 1-11-го классов предмет ОБЖ, расширив подготовку специалистов для его преподавания.

При аттестации работников образовательных учреждений и назначении им доплат учитывать уровень подготовки педагогов по вопросам здоровья, ведение ими здорового образа жизни.

В течение ближайших нескольких лет в обязательном порядке провести повышение квалификации всех действующих учителей школ и колледжей, а также руководителей образовательных учреждений по основам здоровьесберегающих образовательных технологий (хотя бы в объеме 36 часов), поставив тем самым компетентностный фильтр, оберегающий школу от учителей, наносящих вред здоровью учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте