В сентябре в московской школе №2025 уже третий год подряд распахнет двери кружок авиамоделирования. Руководитель, педагог и наставник в одном лице – начальник департамента сводной отчетности по качеству изготовления самолета АО «Гражданские самолеты Сухого» Евгений КОРОБЕЙНИКОВ. Человек, который мечтает о том, чтобы в отечественную авиацию и авиастроение приходили люди осознанно, который сознательно пошел на нарушение некоторых традиций в школьном авиамоделировании. В своей профессии он уже изменил подход к оцениванию качества изготовления самолетов, предложив уйти от абстрактных критериев документальной оценки к объективным показателям, полученным на производстве либо при эксплуатации самолета. Теперь его волнуют кадры. В будущем Евгений Коробейников мечтает создать на базе кружка авиамоделирования настоящую школу обучения пилотированию.
«Уважаемые родители и ребята, юные авиаторы! Поздравляю всех с успешным окончанием учебного года и началом долгожданных летних каникул! Всем задание на лето – хорошо отдохнуть и набраться сил! Запускайте сделанные вами модели планеров и воздушных змеев. Привозите интересные рассказы и фотографии» – вот такое задание на лето получили участники кружка авиамоделирования. И у того, кто хотя бы раз видел, как усердно трудятся над своими моделями ребята и с каким азартом потом их запускают, не будет сомнения в том, что каждый из них, на зависть соседским мальчишкам и девчонкам, выполнит наставление педагога. И возможно, уже в сентябре приведет с собой на занятия по авиамоделированию такого же любопытного, неумелого, с необъяснимой тоской глядящего в небо товарища, каким сам был в прошлом году.Формально все началось с того дня, когда сын Евгения Коробейникова пришел домой с прогулки и рассказал о споре с дворовыми мальчишками. Те утверждали, что нет в России своих самолетов. Мол, знаем, «боинги», «аэрбасы», летали на них с родителями на отдых, а вот о российских ничего не слыхали. «Меня это задело. Как же так?! Я встретился с ребятами, с которыми сын во дворе играет. Рассказал о Ту-154, Ил-96, Ан-24, Як-40. Сейчас, к сожалению, большая часть из них выработали ресурс, их вытесняют самолеты западного производства. Когда я им все это рассказал, они были сильно удивлены, что у нас такая богатая авиационная история. А потом я пришел в школу, где сын учится, и предложил: «Давайте организуем кружок», – рассказывает Евгений Владимирович.Но была еще одна причина, заставившая ведущего конструктора заняться педагогикой. Молодежь, пришедшая работать в конструкторское бюро. Ребята, которые поступили в авиационный институт по результатам тестов, без мечты, просто по сумме баллов. А ведь в авиацию нужно идти осознанно, убежден Евгений Коробейников, сам еще в советские годы окончивший Куйбышевский авиационный институт. «Это очень специфический предмет, это не простой род деятельности. Человек должен быть внутренне к этому готов. Там много прикладного, а если ты идешь конструктором, в душе должна быть какая-то жилка. Многие ребята, которые к нам приходят по окончании вуза, к сожалению, приходят с низкой подготовкой. Они ребята все толковые, конечно, по физике, по математике материал знают, но вот именно с точки зрения авиационного инженера слабо подготовлены. То есть идут в авиационные вузы без мечты. Они учатся, но к технике авиационной не тянутся, на авиасалоны не ездят, не читают ничего про авиацию, то есть учатся, потому что надо», – говорит Коробейников.Уже давно всем понятно, что все это следствие глобального падения престижа технических профессий и жажды быстрого обогащения, охвативших после распада СССР страны бывших советских республик. Все шли в юристы, экономисты, все хотели быть бизнесменами. А профессия инженера предполагает непростую учебу и длительный период работы как в профессии, так и над собой. И заработать в ней не так легко. Буквально до 2015года, делится своими наблюдениями Евгений Владимирович, престиж технических вузов был очень низкий. И в эти вузы шли без мечты, по остаточному принципу.И вот все это вместе – обида за отечественную авиацию и убежденность в том, что дети должны иметь мечту, которая может воплотиться в их будущей профессии, – и привело к созданию кружка. И сразу же новоиспеченный педагог пошел на нарушение неписаных правил в авиамоделировании. Традиционно в авиамодельные кружки принимают ребят средней школы, с 4‑5‑го класса, раньше даже после экзамена, там ведь нужно уметь выпиливать лобзиком, на станке работать, да и модели серьезные делать. Евгений Коробейников рискнул, адаптировал обучающие программы, упростил до невозможного все модели и стал набирать ребят с первого класса. «В первый год, правда, со второго класса брал детей. Побоялся, что слишком маленькие. Но оказалось, все они могут. И первоклашки приходили, и даже дошкольники. У нас модели из пенопласта, из простейших реек, пластилина для весовой балансировки. Мы компенсируем низкое качество изготовления за счет упрощенных технических методов», – рассказывает педагог-конструктор.Но он пошел еще дальше и пригласил на занятия родителей. Чтобы и учителю помогли, и со своими детьми сблизились. Вместе работать над моделью планера или аэросаней, чертить, вырезать, выпиливать, клеить, а потом запускать и затаив дыхание ждать, у кого же она полетит дальше и выше. «И родители своими руками воспитывают своего ребенка как мастера. А кто-то, возможно, сейчас реализует свою детскую мечту», – говорит Евгений Коробейников, и мне не верится, что передо мной авиаконструктор, а не прирожденный учитель.Не все, кто пришел в сентябре в кружок, остаются там до конца года. В прошлом учебном году, к примеру, из 32 пришедших в начале остались 24. Но у каждого из них в арсенале своя личная, собственными руками сделанная эскадрилья из пенопласта. Кроме того, ребята постарше участвуют в авиационных олимпиадах, а младшие накапливают познания об истории авиации, о ее значении в жизни человека и страны, о выдающихся авиаконструкторах.Но на этом Евгений Коробейников не хочет останавливаться. У него снова есть мечта: создать на базе авиамодельного кружка школу обучения пилотированию. «Есть идея, чтобы ребята, которые увлекаются авиацией, учились пилотировать по правильной методике – сначала на тренажерах с классическими пультами управления моделью, а потом на простейших моделях», – делится мечтами наш собеседник. Речь идет о пилотах дронов, квадракоптеров, беспилотных самолетов и вертолетов, управляемых дирижаблей. Они ведь выполняют те же функции, что и пилоты самолетов. Евгений Владимирович уверен, что в будущем эта специальность станет востребованной: «Если до 11‑го класса ученик будет этим заниматься, то к окончанию школы он станет юным специалистом для повышения квалификации в профессиональном училище или авиашколе. Или даже сможет работать».Безусловно, воплощение этой на первый взгляд дерзкой идеи потребует немало подготовительной работы как для авиаторов, так и для педагогов. Первым придется доработать Воздушный кодекс с учетом современных реалий, а вторым – сделать шаг навстречу созданию технопарков, которые объединили бы школы, вузы и научные или промышленные предприятия (в данном случае авиаотрасли) в едином векторе развития. И если все получится, то в авиации не будет случайных людей, а у детворы появится возможность не просто мечтать, а и реализовывать свои мечты прямо с детства, не дожидаясь условий и обстоятельств. «Идея лежит на поверхности. Не реализовать ее – преступление», – говорит, улыбаясь, авиаконструктор и педагог Евгений Коробейников.
Комментарии