search
main
0

Куда пойти учиться?

Независимое агентство «РейтОР» впервые составило рейтинги вузов Приволжского федерального округа, взяв за основу критерии общественной оценки. Вузы распределены в приоритетных направлениях подготовки: машиностроение, энергетика, телекоммуникации и связь, менеджмент и экономика, газ и нефтехимия.

Примечательно, что рассмотрены отдельные направления подготовки (факультеты, кафедры), а не вузы в целом. Поэтому один и тот же вуз может иметь разные оценки в зависимости от направления. Отраслевой подход обеспечил сравнение энергетиков с энергетиками, машиностроителей с машиностроителями и так далее. Основным критерием ранжирования стал профессиональный потенциал выпускников, по которому построены интегральные рейтинги вузов. В качестве критериев второго порядка рассмотрены профессиональная подготовка выпускника, его адаптивность, общественная значимость вуза. Окружными лидерами стали вузы Самары, Пензы, Уфы.

Отдельно рассмотрен такой критерий, как региональный потенциал вуза, который показывает, какие высшие учебные заведения наиболее привлекательны для абитуриентов из других регионов. Здесь в лидеры вышли Ижевский государственный технический университет, Вятский социально-экономический институт, Уральский гуманитарный институт, Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики.

Информационную базу для ранжирования составило социологическое исследование «Система общественных оценок профессиональных качеств выпускников вузов как претендентов на рынке труда», охватившее 52 вуза в 19 городах ПФО. В анкетировании приняли участие более 800 работодателей, около 600 преподавателей выпускающих кафедр и более 3100 старшекурсников. Глубинные интервью проведены с 26 руководителями вузов, 32 руководителями предприятий крупного и среднего бизнеса, 12 представителями власти, курирующими вопросы молодежной политики и занятости.

Как выяснилось в ходе исследования, система общественной оценки в Приволжском округе только начинает складываться. В ее основе доминирует оценка работодателей. Причем профессиональные знания и навыки выпускников как результат деятельности вузов работодатели оценивают во вторую очередь. Для них наиболее важны личные качества (особенно обучаемость и трудоспособность), но их вузы практически не формируют.

По мнению «РейтОРа», в таких условиях необходимо усилить роль государственной власти и экспертов в сближении рынка труда и образования. Ключ к повышению конкурентоспособности вузов – в систематическом отслеживании карьер своих выпускников. Выпускникам же «РейтОР» не советует надеяться только на свои личные качества при трудоустройстве: для работодателей профильные знания по-прежнему важны, хоть и уступают личным характеристикам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте