Люблю свою профессию. Люблю прежде всего за то, что каждый день общаюсь с детьми, вижу, как они на моих глазах открывают мир. Моя роль незаметная – организовать условия для этого. Дети открывают мир с радостью и восхищением. Так было всегда. Но в последние годы что-то изменилось…
– Ребята, составьте предложение с производными предлогами.- Несмотря на то что кругом одни бараны, я стараюсь оставаться человеком.- Матвей, ты пастух? Почему вокруг тебя бараны?- Так я называю людей, которых вижу вокруг себя.Такой диалог недавно состоялся на уроке словесности в седьмом классе. Увы, но подобные предложения подростки составляют очень часто, выражая свое негативное отношение к окружающим людям. В чем причина? Подростковый негативизм? Но и два года назад в пятом классе на уроках творчества они сочиняли сказки, полные кровавых сцен. В этих сказках герои имели много жизней, им было совсем не больно умирать.На уроке знакомимся с олицетворением. Объясняю, что это очень яркое изобразительное средство. Если нарисовать картинку, то олицетворенный предмет будет иметь лицо. Не случайно в слове «олицетворение» два корня, сливающиеся в два значения. У солнца есть лицо. У цветка есть лицо. У школьной парты есть лицо. Это лицо может улыбаться и грустить. Читаем строчки из стихов русских поэтов, рисуем к ним иллюстрации, на которых живут «лицо природы спящей», робкий месяц, радостный день, «огнедышащее око» солнца… Сколько открытий было на уроке! Какие прекрасные лица нарисовали дети! Это был урок радости. Задание на дом – написать миниатюру, оформив ее портретом олицетворенного героя.На следующем уроке читаем работы. Замечательные находки. Вот что сотворил Валера: «Ученик принялся делать контрольную работу, и ручка начала писать. Она всегда приходила в восторг от этого занятия. Писала она своим носом-стержнем, но больно ей не было, потому что ручка создана для того, чтобы писать ею».«Мел чувствовал, как он крошится, стирается о доску. Однажды от него отвалился кусочек. Мел задумался о лучшей жизни, которая прошла», – задумался о судьбе школьного мела Никита. А вот что написала о книге Таня: «Мальчик ненавидел учебник. На его страницах он рисовал карикатуры. Учебник печалился, и на его лице давно не видно улыбки».«Телевизор в доме – лучший друг и собеседник. Но у него есть враг – реклама. Она влезает куда попало. Телевизор закрывает глаза и злится, когда приходит реклама», – сочувствует телевизору Степан. А как не отдать должное творчеству Айпери: «Камешек на дороге был печален. Ему приходилось мужественно переносить одиночество и грязь». В классе мы, как всегда, сделали выставку всех олицетворений. Когда посмотрели на рисунки к сочинениям, были поражены: на нас смотрели грустные и тревожные глаза героев сочинений. Здесь и замученный учебник математики, и затоптанная в грязь пуговица, и кресло, в которое никто не хочет садиться, и усталый Интернет, и плачущий листок… Улыбающиеся герои были такой редкостью! Из 42 работ всего семь сияли улыбками радости и счастья.Меня не оставляет мысль о том, куда же подевались улыбки?
Наталья БУРЦЕВА, учитель словесности школы №302, Санкт-Петербург
Комментарии