search
main
0

«Куда король пешком ходил»

Дети прекрасно знают это из сказок. А вот на вопрос, как выглядело легендарное место, которое посещали и богачи, и бедняки в древние времена, в средневековую эпоху и даже совсем недавно, в XX веке, современный школьник вряд ли ответит. Между тем выставка в Государственном историческом музее не просто так заостряет внимание на «туалетном» вопросе. Тут важнее другой аспект – гигиенический.

Подзаголовок выставки: «Гигиена в контексте истории». А финансово поддерживает необычную экспозицию компания

SCA

, производящая товары личной гигиены. Разработчики бумажных платочков и полотенец и такие крупные музеи, как Музей Москвы, Мемориальный музей космонавтики, Государственный музей Востока, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, а также московский Музей воды и киевский Музей истории туалета, объединились с одной целью – показать детям, как человечество пришло к мысли, что мыть руки надо!

Выставка интересна сама по себе, но чтобы лучше преподнести ее школьникам, были организованы интерактивные уроки. Они проходят в Государственном историческом музее каждый будний день с 3 сентября по 3 октября. За месяц их должны посетить около тысячи учеников 1-6-х классов московских школ.

Особенно поражает детей знаменитый пример Изабеллы Кастильской, которая мылась в своей жизнь лишь два раза – при крещении и перед свадьбой. Между тем смертоносные болезни выкашивали средневековые города, не знавшие мыла и горячей воды, мгновенно. Еще одна деталь: «В средневековой Европе канализация выводилась в реки», – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник Государственного исторического музея Дмитрий Пузаков. И пятиклассники средней школы №1323, которые попали на открытый для педагогов и журналистов урок, понимают, как это было опасно и для людей, и для окружающей среды. Для экологии. Кстати, именно «экология» – главное слово, которое находят ребята, сделав небольшой тест после осмотра выставки. Урок настоящий – с экзаменом!

Конечно, многие исторические подробности в тест не вошли, зато запомнились каждому – и различные модификации ватерклозетов, и тувак – горшок для детской люльки, и ассенизационно-санитарное устройство, решающее проблему утилизации отходов в космосе.

Ну а взрослых, пожалуй, больше заинтересовали реалии нашего времени. Оказывается, мылить руки надо не менее 20 секунд и обязательно высушивать после мытья, потому что в противном случае опасные бактерии тут же размножатся в мокрой среде. Причем сушилки тут нам не друзья – теплый воздух делает руки грязнее прежнего. Лучше всего вытираться бумажными полотенцами. Насколько важно наличие в школьных туалетах горячей воды, мыла и бумажных полотенец, говорит такой факт: четыре из пяти инфекций передаются через грязные руки. Но чтобы все эти средства гигиены были в российских школах, на выставке должны побывать не только дети, их родители и учителя, но и те, от кого зависит финансирование образовательных учреждений…На фото: Дмитрий Пузаков рассказывает о туалетном оборудовании конца XIX – начала XX века. Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте