Вот уже больше года в России идет эксперимент, в котором участвуют не отдельная школа и даже не отдельный район или город, а несколько десятков субъектов РФ. Конкурс регионов в рамках нацпроекта обеспечил победу только тем, кто взял на себя обязательство ввести новые системы оплаты труда. Хотя эксперимент предполагает творчество и поиск, с регионами, которые вносят коррективы в свои, взятые ранее обязательства, федеральный центр поступает жестко: лишает их части финансирования, положенного победителям конкурса.
Жесткость в оценках и выводах во многом определяется тем, что федеральный центр рассчитывает на солидарность регионов в разработке и реализации того, что ему, центру, видится единственно возможным. Таким образом, рубежные подходы и ориентиры, выстраиваемые в субъектах РФ, постоянно рассматриваются сейчас и будут рассматриваться в дальнейшем. Вполне вероятно, что в конце концов все создаваемое по части систем оплаты труда может быть подвергнуто некой ревизии. Как утверждает директор Департамента нормативно-правового регулирования и государственной политики Минобрнауки РФ Игорь Реморенко, министерство сегодня корректирует собственное представление о том, как должна быть выстроена оптимальная модель оплаты труда в отрасли. Однако эти коррективы вовсе не так существенны, как хочет представить чиновник, они держат регионы в русле той политики комплексной модернизации, которая была заявлена ведомством и настойчиво им продвигается.
По оценкам Реморенко, последовательная проектная работа дает положительные результаты. Игорь Михайлович приводит такие данные: в регионах, реализующих комплексные проекты модернизации образования, средняя зарплата педагогов в школах, перешедших на новую систему оплаты труда, за октябрь-ноябрь 2007 года выросла по сравнению с тем же периодом 2006 года на 47% и составила более 10,5 тысячи рублей. Особо Реморенко подчеркивает, что диапазон повышения зарплаты в регионах, участвующих в эксперименте, широк и составляет от 32 до 81 процента. Причем введение новых систем оплаты труда, по данным министерства, сопровождается еще и значительной дифференциацией доходов учителя – примерно у трети учителей зарплата выросла более чем на 50%, а у 7% педагогов высшей квалификации – более чем в два раза. Все регионы Реморенко делит на три группы. В первую включены те регионы, где соотношение учителей, получающих зарплату ниже средней в образовании и выше средней, приблизительно одинаково. Во вторую группу вошли субъекты РФ, где учителя получают зарплату, заметно превышающую среднюю заработную плату по региону. В третьей группе территории, в которых зарплата учителей существенно ниже, чем в среднем по региону.
Реморенко, как и министерство в целом, не видит других путей повышения учительских доходов, кроме настойчивого и последовательного продвижения к обновлению системы оплаты труда, тем более что механизм оплаты труда сегодня заставляет систему образования в целом отвечать на такие важные и весьма актуальные вопросы, как: за что, каким образом, в результате какого распределения учителя получают оплату за свой труд?
Среди всех финансово-экономических вопросов в отрасли именно эти вопросы выходят на первый план, заставляя вскрывать целый пласт сложных проблем в сфере управления образованием. Для облегчения поиска ответа министерство делает определенные шаги, давая ориентиры регионам, которые хотят сформировать новую систему оплаты труда. Так, в ноябре 2007 года Минобрнауки РФ обновило федеральную модель и методику формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений, направив в регионы соответствующие документы. Таким образом, руководящее ведомство попыталось дать общую межрегиональную технологию оплаты труда работников образования. Схема такова: субвенция, пришедшая с регионального уровня на муниципальный, подразделяется на фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений и фонд оплаты труда на уровне образовательных учреждений. Фонд оплаты труда на школьном уровне подразделяется на базовую и стимулирующую части. Базовая часть включает в себя фонды оплаты труда административно-управленческого, младшего обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала, а также фонд оплаты труда учителей, который в свою очередь предполагает наличие общей и специальной части.
Конечно, чтобы ввести новую систему оплаты труда, прежде всего нужно было сделать единомышленниками руководителей образовательных учреждений. Не случайно выделен централизованный фонд стимулирования руководителей. Это до пяти процентов всех средств, которые идут на заработную плату. Распределение фонда – прерогатива органов государственно-общественного управления. Директоров стимулируют материально прежде всего для того, чтобы они понимали: от их усилий, от их управленческих решений зависит создание условий для учебно-воспитательного процесса.
Распределение оплаты труда в школе Реморенко считает еще одним дополнительным ресурсом повышения зарплаты учителей, оптимизации численности административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала. Фонд оплаты труда учителей, как уже было сказано, нынче должен делиться на общую и специальную части, их примерное соотношение – 85 и 15 процентов. Общая часть обеспечивает оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им уроков, численности обучающихся в классах, а также количества часов внеаудиторной нагрузки. Внеаудиторная работа включает такие виды деятельности, как консультации и дополнительные занятия, подготовка к олимпиадам, конференциям, смотрам, выполнение функций классного руководителя, работа с учениками и их родителями.
Кроме всего прочего, министерство настаивает на установлении зависимости оплаты труда учителя от специальной расчетной единицы «ученико-час». Большинство регионов, внедряющих КПМО, уже пошли на реализацию этого принципа, а министерство теперь намерено жестко проверять, насколько он соблюдается, и не скрывает, что собирается сократить объем федеральной поддержки тем регионам, которые ушли от некогда заявленных принципиальных позиций в этой части КПМО. То есть тех, кто ослушается и поступит по-своему, накажут рублем.
Специальная часть фонда оплаты труда учителей включает в себя выплаты компенсационного характера (в размере 10% от фонда оплаты труда педагогического персонала), выплаты, получаемые с помощью повышающих коэффициентов, например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения, за квалификационную категорию (примерно 15%), и доплаты за почетные звания и государственные награды (примерно 5%). Эти выплаты ранее относились к стимулирующей части фонда оплаты труда. Теперь, с ноября 2007 года, они рассматриваются в специальной части, поскольку постоянны, то есть не меняются год от года, а потому не могут по большому счету считаться критериями стимулирования.
Из чего складывается зарплата? Она формируется из общей части фонда оплаты труда педагогического персонала и частично из специальной части. Расчет производится по специальной формуле: расчетная стоимость ученико-часа умножается на количество обучающихся по предмету, месячное количество часов по учебному плану в каждом классе и на повышающий коэффициент за сложность, приоритетность предмета, квалификационную категорию педагога плюс доплата за внеаудиторную занятость. В состав зарплаты учителя также включены компенсационные выплаты, доплаты за звание и стимулирующие надбавки. Все это, по мнению Реморенко, в полной мере соотносится с позицией Трудового кодекса РФ, определяющего понятия «оклад» и «система оплаты труда». Кстати, Игорь Михайлович честно признает, что ранее, при введении новых систем оплаты труда, допускалась некая понятийная путаница, что успеху дела не способствовало.
Министерство считает, что все делается правильно и в подтверждение этого приводит такие данные: величина средней зарплаты учителей высшей квалификационной категории в октябре 2006 года превосходила среднее значение по экономике в 15 субъектах РФ, а уже в октябре 2007 года – в 70 субъектах РФ. Это, считают чиновники, говорит о том, что серьезная дифференциация в оплате труда – естественная тенденция, которая коснулась не только тех регионов, которые реализуют КПМО, что вектор на увеличение доли стимулирующих надбавок до 30% фонда оплаты труда выбран правильный. Реформаторы намерены жестко связать качество работы учителя и уровень зарплаты, прогнозируя определенные управленческие решения.
Комментарии