search
main
0

Кубок Воробьевых гор. Каждая игра как открытие

​Кубок Воробьевых гор – московский интеллектуальный турнир для любознательных школьников Москвы. О том, как он проводится, кто придумывает задания и почему игра так нравится московским школьникам, рассказал руководитель проекта Борис ХЕЙФЕЦ.

– Борис Леонидович, как возникла идея турнира «Кубок Воробьевых гор»? Как все начиналось?- Когда я работал в школе учителем математики, мне зачастую не хватало 45 минут урока, чтобы рассказать детям что-то интересное, напрямую к предмету вроде бы не относящееся. Например, любопытную подробность из биографии великого математика или некий исторический факт, связанный с доказательством той или иной теоремы… Когда начинаешь рассказывать об этом детям, математика перестает быть сухой наукой. И, самое главное, у ребят возникает желание узнать что-то еще, а любой предмет становится намного интереснее. Как появилась алгебра? Где истоки неевклидовой геометрии? Что означают в переводе те или иные термины? Например, знаете ли вы, откуда взялось слово «трапеция»? Оказывается, это просто «стол» по-гречески, именно от него произошло и слово «трапеза». Мне кажется, что знание таких «неофициальных» подробностей истории науки привлекает внимание детей к предмету.Именно в то время (1991-й) появилась идея сочинить некий развивающий курс для 5-6-х классов, куда были бы включены всевозможные занимательные, но не входящие в школьную программу сведения. Постепенно у меня возникло желание пробудить интерес детей и к другим наукам.В то время была на пике популярности телевизионная игра «Что? Где? Когда?». Хорошо бы ее скопировать! Но просто усадить детей за эту игру было бы неправильно, поскольку не каждый школьник, во-первых, сможет высидеть час, решая однотипные вопросы, а во-вторых, не все дети воспринимают сам формат «взрослых» вопросов. И тогда было принято решение создать интеллектуальную игру, состоящую из нескольких укороченных конкурсов, причем с разными типами вопросов, чтобы дети могли переключаться. Игру, нацеленную на развитие мышления, памяти, логики, то есть всего того, что мы называем соображалкой.- Сколько лет проводится турнир?- В этом учебном году мы начинаем 7-й сезон Кубка Воробьевых гор. Но истоки нашей нынешней игры закладывались лет 20 назад. Естественно, тогда она велась без компьютеров, проекторов и прочих чудес современной техники. Вопросы были почти сплошь «сухими», а редкие текстовые или графические задания («картинки») раздавались командам на листочках. Музыкальные вопросы вообще отсутствовали как класс.Постепенно, с годами игровые технологии развивались, все более включая в себя информационные технологии, методика проведения игр оттачивалась. В 2007 году была проведена первая игра на базе нескольких школ Западного округа Москвы, она называлась «Ступеньки». В 2011 году меня пригласили в Московский Дворец пионеров и предложили проводить игру на городском уровне. Именно тогда появился московский общегородской школьный турнир по интеллектуальным играм, который мы назвали «Кубок Воробьевых гор».- Сколько детей за год принимают участие в играх?- Первый наш Кубок в 2011-2012 учебном году разыграли около 200 московских школьников, то есть чуть более 30 команд. В следующем сезоне в турнире приняли участие порядка 700 детей. А в прошлом – уже около 7000 учащихся из 150 школ, гимназий и лицеев, и не только московских, поскольку Кубок Воробьевых гор имеет статус открытого турнира.Разумеется, наши залы не могут вместить несколько тысяч игроков, поэтому полсотни школ стали так называемыми дополнительными площадками: они проводят отборочные игры Кубка в родных стенах, зачастую приглашая и соседей.И это не предел, мы с каждым годом растем и развиваемся!- Как строится каждая игра?- Мы придумали, а со временем доработали и отшлифовали такую структуру: каждая игра состоит из нескольких (как правило, 3-4) конкурсов, где используются вопросы разного формата. Каждый конкурс оценивается по-своему.Что это значит? Первый конкурс – разминка, состоящая из простеньких вопросиков типа «Своей игры», с 15 секундами на раздумывание и 1 баллом за правильный ответ. Например: «Именно этот российский император прорубил окно в Европу», «Именно в этом году была открыта Америка»…Кстати, помните, в каком? Правильный ответ – в 1492-м.А теперь попробуйте забыть этот факт.Забегу немного вперед: последний конкурс – некоторое подобие игры «Что? Где? Когда?», точнее, так называемый спортивный ее вариант. Нет никакого волчка, команды играют все сразу, ответы после минуты обсуждения сдаются жюри в письменном виде, 3 или 4 балла за верный ответ… В общем, со стороны смотреть довольно скучно. Но вот играть!Однако самые, как мне кажется, интересные конкурсы – посередине между разминкой и «ЧГК». Наше, можно сказать, изобретение. Это может быть, например, кино- или музыкальный конкурс – звучат отрывки из песен, и к ним задаются вопросы. Скажем, тема игры «Фауна». Все помнят детскую песенку «В лесу родилась елочка». А все ли помнят, сколько животных упомянуто в песне? Есть такие, кто вспоминает только зайца и волка, забывая «лошадку мохноногую», но бывают и зоологические новации: в тот же ряд включают «на дровнях мужичка». Ну нет такого зверя – «мужичок» – в мире животных!Мы заранее объявляем темы отборочных игр, чтобы участники могли подготовиться: читать книги, бродить по музеям, в Интернете покопаться, смотреть фильмы, слушать музыку. А вот полуфиналы и финалы темы не имеют, дабы игроки могли сполна проявить эрудицию и интеллект.Конечно, мы учитываем возраст. Например, вопросы, связанные с химией, нельзя задавать 6-му классу, потому что этот предмет начинается с 8-го. Спрашивать что-нибудь у пятиклассников про Евгения Онегина тоже несуразно – это материал 9-го класса.- Кто придумывает задания?- Все задания придумываем мы дуэтом: я и мой коллега, главный редактор проекта Евгений Игоревич Нехаев. Вместе определяем темы, типы, количество конкурсов, даже порядок следования вопросов. Но, разумеется, используем и разделение труда: Евгений занимается технической стороной – подбором иллюстраций, «нарезкой» музыки и кинофрагментов, монтажом всего материала в удобные блоки.На мою долю как руководителя проекта досталась организационная часть.- Что дает ребятам участие в турнире?- Прежде всего игра заставляет ребят думать. Желательно своей головой. Они учатся работать в команде, понимать друг друга с полуслова, принимать нестандартные решения, искать ответы на самые разные задания в условиях ограниченного времени.И тем не менее, как мне кажется, самое главное все-таки не это. Я всегда заканчиваю игру словами: «Надеюсь, сегодня вы узнали что-то новое и интересное». Однако самое главное – участие в турнире дает не только сами по себе новые знания. Игроки учатся добывать знания самостоятельно, получив на игре внутренний стимул, о котором сказано в русской поговорке: «Охота пуще неволи». Если некий среднеарифметический московский школьник стал добывать знания по собственной воле, иногда даже с удовольствием, считаем, что наша задача выполнена.- Где найти информацию о Кубке Воробьевых гор?1. На официальном сайте: vg.mskobr.ru/elektronnye_ servisy/useful_links/igry_ razuma.2. На страничке «Кубок Воробьевых гор» в Фейсбуке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте